• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Русский язык 19 века: родной или неизвестный?"

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает медленное лингвистическое чтение фрагментов классических текстов русской литературы, определение расхождений нормы того времени и современной нормы, а также лингвистическую интерпретацию таких расхождений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • становление навыка исследовательской деятельности
  • формирование рефлексии, направленной на внимание к стилистическим нормам разных уровней, владению разными регистрами речи, анализу текстов разных эпох
  • формирование стратегий анализа текста художественного произведения
  • становление навыка комментирования
  • освоение приемов составления эффективных научных презентаций
  • освоение навыка работы с электронными базами данных
  • формирование навыка составления учебных пособий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать принципы анализа диахронических языковых изменений
  • знать принципы составления исторического комментария
  • знать стратегии составления лингвистического комментария
  • уметь пользоваться лингвистическими корпусами
  • уметь понимать разметку лингвистических корпусов
  • уметь систематизировать различия между нормами разных эпох
  • владеть терминологией, позволяющей составлять лингвистический и исторический комментарий
  • владеть навыками медленного чтения художественного призведения
  • владеть нормами составления учебных материалов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Корпус исторических изменений русского языка (ХIХ век vs ХХI век)
    Понимаем ли мы язык русской классики? Как определить, существует ли дистанция между языком ХIХ века и языком наших дней? Что такое лингвистический корпус и как он устроен. Для чего нужен корпус исторических изменений ХIХ века? Почему материалом для корпуса стал текст «Героя нашего времени» Лермонтова. Как работает корпус. Типы комментариев. Историзмы и лингвистический комментарий. Исторические изменения в словообразовании. Приставочные конструкции: изменение семантики; изменение лексической сочетаемости. Исторические изменения в конструкциях. Изменение частотности. Изменение сочетаемости конструкции. Изменение значения. Изменение состава конструкции. Изменение значения формулы. Изменение глагольного управления. Замена предлога. Исторические изменения в лексике. Развитие метафорических значений. Изменение исходной семантики в разных частях речи. Исторические изменения в синтаксисе. Проблема «авторского стиля». Уникальность стиля Лермонтова. Языковое новаторство Лермонтова. Кальки.
  • Создание учебных заданий на материале данных об исторических изменениях русского языка
    Каким образом говорить о русской классике в школе. Литературный канон: за и против. Классика как источник удовольствия. Классика как объект анализа. Классика как инструмент демонстрации «больших идей». Проблема «приближения классики». Экранизации романа М.Лермонтова. Стратегии сценаристов. «Столкновение» языковых единиц разных эпох в рамках одного художественного текста: «приём» и «ошибка». Школьный комментарий как жанр. Комментарии к текстам ХIХ века. Материал для комментирования. Электронные ресурсы на материале русской классики. НКРЯ и конкордансы как инструменты анализа классики в школе. Типы заданий на материале классических произведений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Пересдача домашнего задания происходит в десятидневный срок. На пересдачу принимается домашнее задание, исправленное в соответствии с комментариями преподавателя.
  • неблокирующий Опрос
  • неблокирующий Проект
    Пересдача проекта происходит в срок, установленный учебным офисом. На пересдачу принимается проект, исправленный в соответствии с комментариями преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашние задания + 0.1 * Опрос + 0.5 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесов В.В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 298с. - ISBN: 978-5-534-03662-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-yazyka-v-2-ch-chast-2-421478

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Савельева Л. В. - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: ОСНОВЫ ПАЛЕОРУСИСТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-08435-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkogo-yazyka-osnovy-paleorusistiki-425013