• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История восточных цивилизаций

Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: "Введение в востоковедение". Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: "История изучаемого региона", "Культурное развитие изучаемого региона". Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций, знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки.
  • Формирование у студентов устойчивых знаний истории Азии и Африки (в древности).
  • Овладение студентами навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов в Азии и Африке на основе источников и исследовательской литературы.
  • Развитие способности использовать знания истории и культуры стран региона для понимания социально значимых проблем современного мира.
  • Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории цивилизаций Азии и Африки.
  • Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы исторического развития восточных цивилизаций, ключевые даты, важнейшие персоналии, содержание базовые понятия по тематике курса.
  • Знает основной круг источников и литературы по курсу, выделять в них ключевую информацию.
  • Знает роль и место восточных цивилизаций в мировом историческом процессе.
  • Знает закономерности исторических процессов, их особенности и специфику в восточных цивилизациях.
  • Знает основные положения теоретических концепций современного востоковедения и способы их применения к изучению стран Востока.
  • Владеет методикой исторического анализа.
  • Владеет навыками научно-исследовательского характера; навыками и инструментами поиска информации и ее интерпретации.
  • Владеет основами применения компьютерной техники и информационных технологий.
  • Владеет приемами ведения дискуссий и методами убеждения.
  • Умеет охарактеризовать важнейшие черты политического, экономического, социального и культурного развития различных восточных цивилизаций.
  • Умеет излагать устно и письменно (в форме эссе, реферата и на письменных аттестациях) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
  • Умеет выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в изучаемом регионе и явлениями всемирной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Современные теории цивилизаций (лекция - Е.И.Зеленев, семинар – А.М.Иванова)
    Задача раздела – изучить базовые понятия, связанные с цивилизационным методом исторического исследования. Рассматривается понятие «цивилизация»: денотат, генезис понятия, разнообразие его современного смыслового наполнения, анализируется роль и место цивилизационного подхода в современном обществознании. В теории цивилизаций выделяются два основных направления: глобальный и локальный подходы. В рамках лекции и семинара изучаются концепции культурно-исторических типов Н.Данилевского, классификационная концепция цивилизаций А.Тойнби, концепция глобального развития цивилизаций С. Хантингтона, геокультуная концепция Л.И.Мечникова, «финальная» концепция О.Шпенглера, мирносистемная концепция в интерпретации Ф.Броделя, И.Валлерстайна, К. Чейз-Данна, теория «среднего уровня» и др. Выделяются базовые признаки цивилизации у древних народов: рост городов и сложение государственности; санкционированный государством набор базовых ценностей, закрепленных в письменных памятниках и архетипах культуры; наличие нормативных обрядовых и поведенческих стандартов, влияющих на общественную жизнь; развитое ремесленное производство, как правило, отделенное от сельского хозяйства. Отдельное внимание уделено пониманию соотношения понятий цивилизация, культура и общество. Рассматриваются базовые понятия теории цивилизации: культурное ядро, духовный стержень, ценности цивилизации, понятие «глокализации» и др. Основная цель данного раздела курса – формирование у слушателей собственного понимания понятия «цивилизация».
  • Раздел 2. Цивилизации Ближнего Востока в древности (С.А.Французов).
    Раздел курса имеет целью дать студентам общее представление о двух величайших цивилизациях, сформировавшихся на Ближнем Востоке в эпоху древности: древнеегипетской и месопотамской, причем в обоих случаях акцент делается на характерных для них оригинальных системах идеографически-слоговой письменности – подлинной «душе» каждой из этих цивилизаций. Цивилизация Сиро-Палестинского региона конца II – середины I тысячелетия до н.э., давшая миру монотеизм в форме первой авраамической религии, тоже включена в данный блок. Половина всех его лекций и семинаров посвящена южноаравийской цивилизации, существовавшей на территории Йемена и прилегающих районов, таких как Наджранских оазис и Дофар, с начала I тысячелетия до н.э. по середину I тысячелетия н.э. Это оправдано, во-первых, тем, что познакомится с ней вне пределов данного курса у студентов практически нет возможности, поскольку важнейшие открытия в области ее изучения были сделаны в последние десятилетия, а, во-вторых, что ее достижения стали одной из основ, на которых сформировался ислам. В рамках выделенных трех лекций планируется рассмотреть зарождение самобытной цивилизации на юге Аравийского полуострова на основе паводкового орошения, формирование там городов-государств и территориальных государств, ее вовлеченность в международную торговлю благовониями и пряностями, сначала сухопутную, а затем и морскую, особенности местной консонантной алфавитной письменности и религии, борьбу за гегемонию в Йемене в первые три столетия нашей эры и его объединение Химьяритским царством, переход последнего к монотеизму – неталмудическому иудаизму, закат и гибель южноаравийской цивилизации. Предлагаемый блок строится на органичном сочетании формационного и цивилизационного подходов к материалу, а именно на разработанных И.М. Дьяконовым и В.А. Якобсоном и получивших международное признание концепциях древней формации (древнего общинно-гражданского общества) и цивилизации как культуры текстов, использующей самобытную систему письма. Раздел призван выработать у студентов понятие о Древнем Ближнем Востоке как о фундаменте современной цивилизации. Изложение умозаключений и выводов подкрепляется фактическим материалом, из которого предполагается отобрать наиболее яркие конкретные примеры.
  • Раздел 3. Цивилизации Центральной Азии (А.К.Алексеев)
    Данный раздел направлен на формирование у обучающегося компетенций по отдельным ключевым моментам политической, социально-экономической истории и истории культуры региона Центральной Азии. Обширность и этническая пестрота региона, на протяжении тысячелетий служившего своеобразным мостом между Востоком и Западом, цивилизациями Дальнего Востока и Южной Азии и Передней Азии, и, шире, европейской цивилизации и восточных цивилизаций, обуславливает широкие хронологические и тематические рамки курса, охватывающего сюжеты сложения этнолингвистической картины современной ЦА, симбиоза оседлых и кочевнических культур, религий, бытовавших и существующих на территории региона в настоящее время, аспектов культурной (в широком смысле) жизни населения. Обучающиеся будут иметь возможность познакомиться с основными памятниками духовного и материального наследия.
  • Раздел 4. Тюркская цивилизация (А.В.Образцов)
    Раздел посвящен происхождению, древней и раннесредневековой истории кочевых прототюркских и тюркских народов Великой Степи Евразии (от Амура до Дуная). Основное внимание уделяется возникновению и истории первых кочевых империй: Тюркского каганата (6-8 вв.), Уйгурского каганата (8-9 вв.), начального этапа истории Кыргызского каганата (6-нач. 13 вв.) и Государства Кочо (9-13 вв.). История государственности у кочевников рассматривается в связи с историей соседей – Китая, Ирана, Византии и, отчасти, Руси. Рассматриваются основные параметры этносоциальной структуры кочевого мира. Военная организация – «народ-войско». Тюркская государственность породила специфические формы религиозных верований и письменной культуры. Во многом это была синкретическая культура, порожденная взаимовлиянием идей шаманизма, манихейства, буддизма и христианства. Хронологически раздел охватывает период от 1-го тыс. до н.э. до государства Караханидов (9-10вв.) и Газневидов (10-12 вв.) – первых тюрко-мусульманских государств. Во втором разделе рассматриваются вопросы первых контактов тюрков с исламом (миссионерская деятельность при халифе Хишаме (8 в.), тюрко-мусульманские общины в волжской и камской Булгарии). Особенности исламизации тюркских народов, первые памятники тюрко-мусульманской культуры, влияние суфизма: Юсуф Баласагунский, Махмуд Кашгарский, Ахмад Ясеви и др. Формирование тюркских литературных языков в рамках исламского культурного ареала. Повышение статуса тюркских языков. Роль тюрков в распространении ислама. Газневидские завоевания в Индии. Государство Гуридов. Государство Хорезмшахов.
  • Раздел 5. Древнеиндийская цивилизация (М.А.Солощева)
    Древнеиндийская цивилизация до I в.н.э.: государственная и социально-экономическая структура общества. Касты. Политическая структура. Быт и нравы. Религия и философия Древней Индии. Ортодоксальные и не ортодоксальные школы индийской философии. Индуизм. Предпосылки появления альтернативных религиозно-философских течений. Возникновение буддизма. Жизнь и деятельность Сиддхартхи Гаутамы. Основы буддийской философии и распространение буддизма в Индии. Историко-культурные связи Индии с античным миром, странами Центральной и Средней Азии, Дальнего Востока.
  • Раздел 6. Китайская цивилизация (Н.А.Вуль)
    Древнейшие люди на территории Китая и проблема их происхождения. Палеолитические стоянки. Андерсон и раскопки неолитических стоянок. Культура крашеной керамики Яншао. Неолитические культуры Юго-Восточного Китая. «Миграция» неолитических культур с юга на север. Неолитическая культура Луншань. Слияние культур Луншань и Яншао. Проблема происхождения китайской цивилизации. Понятие «бронзового века». Бронзовая культура Эрлитоу. Культура Эрлиган. Проблема происхождение династии Ся. Отождествление династии Ся с культурой Эрлитоу, а ранней эпохи Шан с культурой Эрлиган. Государство Шан-Инь. Аньянский очаг урбанистической цивилизации и его датировка. Традиционная китайская историография о первых государствах региона. Артефакты Шан и их связь с находками периода позднего неолита. Городище Паньлунчэн как вероятный форпост раннешанского царства. Культуры на территории Китая, существовавшие параллельно династии Шан – (Учэнская культура в Цзянси, культура Саньсиндуй в Сычуани). Первые китайские письменные памятники и их содержание. Шанские погребения как источник информации и отличия шанской цивилизации от предшествующих культур: начало использования лошадей в качестве тягловых животных, колесо, колесницы и человеческие жертвоприношения. Проблема цивилизационного скачка. Жизнь и быт в эпоху Шан. Строительство домов и дворцов. Сельское хозяйство в шанскую эпоху и сельскохозяйственные культуры того времени. Шелководство. Домашние животные. Собирательство и охота. Земледелие и ручной труд. Ремесло в шанскую эпоху. Исследования шанских мастерских (керамических, камнерезных, бронзолитейных и т.д.). Система административного управления Шанского царства. Деление мира на три зоны (зона царя, зона вассалов, зона варваров). Особенности административного управления каждой из зон. Организация общественных работ в Шанскую эпоху. Правление Чжоу Синя и крах Шанской династии. Проблема локализации домена Чжоу. Мятеж Вэнь-вана и победа У-вана. Основание династии Чжоу. Слияние культур Шан и Чжоу. Ранний период династрии Чжоу. Исторические источники. «Книга песен» («Шицзин») и «Книга историй» («Шу цзин»). Деятельность Чжоу-гуна. Нашествие кочевых племен цюаньжунов, сожжение чжоуской столицы Цзунчжоу. Пин-ван и перенос столицы в Лоян. Начало эпохи Восточного Чжоу.
  • Раздел 7. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии (Н.В.Григорьева)
    Раздел курса посвящен первым цивилизациям на континентальных и островных территориях Юго-Восточной Азии, материальные свидетельства которых сохранились до наших дней в монументальных памятниках, каменной скульптуре или предметах искусства, выполненных из бронзы. Наиболее подробно будут рассмотрены цивилизации, характерные для следующих культурных и государственных образований: 1. Народы юэ («сто юэ», миграции юэ, основные особенности культуры). 2. Первые государства континентальной Юго-Восточной Азии: Ангкорская империя, государство Тямпа, Паганское царство, Аютия. 3. Государства Малайского архипелага: Малайское царство Шривиджайя. Государство Матарам и эпоха великих строителей храмов.
  • Раздел 8. Корейская цивилизация (Ли Сан Юн).
    Задача раздела – дать слушателям общее представление об истории Кореи, начиная с мифологического основания первого государственного образования Древний Чосон вплоть до начала XX в. Основное внимание уделено пониманию причинно-следственных взаимосвязей разных этапов развития в контексте общего исторического процесса в регионе, выявлению основных характеристик каждого этапа и его особенностей. В качестве отдельного блока представлена область основных религиозных и социальных институтов Кореи - конфуцианство, буддизм, христианство. Их структурообразующая роль в формировании облика традиционной и современной Кореи, а также их место и значение в истории Кореи является одной их важных тем для системного понимания базовых принципов организации корейского общества.
  • Раздел 9. Японская цивилизация (О.В.Климова)
    В задачу данного раздела входит ознакомление студентов с доисторическим и протоисторическим этапом развития Японии, генезисом японской цивилизации, вопросами ее происхождения и становления, а также с источниками о данных исторических эпохах. Учащиеся знакомятся с трактовками основных исторических проблем ранней истории данного региона, общими принципами и закономерностями возникновения, формирования и становления японской цивилизации, спецификой начального этапа развития культуры региона, вырабатывают навыки исторического анализа. Раздел служит основой для дальнейшего углубленного изучения исторических, политических и культурных процессов, происходивших на Дальнем Востоке. Блок лекций строится на основе современных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных раннему этапу существования дальневосточных цивилизаций. Фактологический материал сопровождается комментарием и конкретными примерами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен, 90 минут, оценка результатов контроля в течение 3 рабочих дней.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • АЛАЕВ Л.Б. (2012). Две Новейшие Концепции Истории Востока И Мира (О.Е.Непомнин Versus Л.С.Васильев). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.139C0D4B