• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Технологии интегрированного планирования в цепях поставок розничной торговли

Статус: Курс по выбору (Менеджмент в ритейле)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра маркетинга фирмы
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Менеджмент в ритейле
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса рассматриваются основные подходы к организации интегрированного планирования в розничной компании: как внутри предприятия, так и в цепи поставок розницы в целом. Помимо изучения обширного теоретического материала и кейсов из практики, по итогам данного курса студенты самостоятельно сформируют интегрированный план предприятия на семинарских занятиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов понимания принципов интегрированного планирования в цепях поставок, значимости интегрированного планирования для успеха бизнеса и особенностей практик интегрированного планирования для розничной торговли.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечислять факторы развития интегрированного планирования и объяснять механизм их влияния на данный процесс
  • Объяснять механизм реализации эффекта бычьего хлыста в цепи поставок и его влияние на эффективность интегрированного планирования
  • Описывать роль розницы в интегрированном планировании цепи поставок
  • Определять и объяснять интегрирующую роль планирования продаж и операций в общей структуре планов розничного предприятия
  • Перечислять этапы планирования продаж и операций и их ожидаемые результаты
  • Производить последовательные расчёты планов в цикле планирования продаж и операций
  • Перечислять и сравнивать формализованные практики интеграции в цепи поставок по выбранным критериям
  • Определять ожидаемые результаты внедрения практик межорганизационной интеграции для розницы и её поставщиков
  • Описывать последовательность принятия решений в рамках каждой межорганизационной практики (VMI, QR, ECR, CPFR)
  • Объяснять влияние видимости (прозрачности) цепи поставок на результаты её деятельности
  • Объяснять ключевую роль розницы в формировании прозрачности всей цепи поставок
  • Выбирать информационные системы и технологии в соответствии с задачами интегрированного планирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие идеи интеграции в управлении цепями поставок
    Интернационализация и глобализация мировой экономики и их влияние на конкурентоспособность цепей поставок. Усиление экономической взаимозависимости, диверсификация предпочтений потребителей, сокращение срока жизни товаров как факторы усиления интеграции бизнес-процессов. Динамичная организация и цепь поставок как ответ на изменение внешней экономической среды. Эффект Форрестера как причина неэффективности решений в цепи поставок, и интегрированное планирование как инструмент минимизации данного эффекта.
  • Внутрифирменное интегрированное планирование. Планирование продаж и операций
    Внутренняя интеграция и согласованность планов организации. Ключевые точки согласования планов. Основные участники, последовательность и правила согласования. Определение планирования продаж и операций (S&OP). Место планирования продаж и операций в структуре планов компании. Важность тактического уровня планирования для успешного исполнения оперативных задач. Цели и основные параметры процесса S&OP. Люди и образ действия. Инструменты и технологии. Логика развития интеграции по мере внедрения планирования продаж и операций
  • Практики межорганизационной интеграции в цепях поставок розницы: VMI, ECR, CPFR
    Предпосылки для использования практики VMI. Основные виды VMI, роль поставщика и розницы при использовании VMI. Ограничения и рекомендации по области применимости данного подхода в цепи поставок. Последовательность этапов внедрения. Обязанности сторон на каждом этапе. Критерии оценки эффективности внедрения VMI. Содержание концепции быстрого реагирования. Технологии и инструменты QR. Выгоды от организации взаимодействия на основании QR. Развитие ECR. Основные направления применения рекомендаций ECR в интегрированном планировании: управление наличием товара на полке магазина, унификация мастер-данных. Анализ кейсов по разработке и внедрению рекомендаций ECR. Логика развития идеи совместного планирования, прогнозирования и пополнения в цепи поставок. Модель CPFR верхнего уровня: последовательность цикла. Задачи поставщика. Задачи покупателя. Общие задачи сотрудничества. Преимущества и риски внедрения CPFR. Трудности на пути внедрения. Особенности сценариев CPFR: планирования акций в точке продаж, пополнения дистрибьюторского центра, пополнения точки продаж и совместного планирования ассортимента. Ограничения применимости данной модели.
  • Роль информационных технологий в интегрированном планировании цепей поставок
    Задачи работы с информацией в цепи поставок. Основные группы информационных технологий для поддержки процессов интегрированного планирования. Прозрачность цепей поставок и ИТ для передачи данных. ИТ для внутрифирменного планирования. ИТ для интегрированного планирования и оперативного управления на уровне цепи поставок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • блокирующий Письменный тест с закрытыми и открытыми вопросами
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Письменный тест с закрытыми и открытыми вопросами + 0.4 * Участие в работе на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Планирование продаж и операций : практ. рук., Уоллас Т., Сталь Р., 2010
  • Управление цепями поставок : учебник для бакалавров и магистров, Сергеев В. И., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Finne, S., & Sivonen, H. (2009). The Retail Value Chain : How to Gain Competitive Advantage Through Efficient Consumer Response (ECR) Strategies. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=262772
  • Harwell, J. (2006). Sales & Operations Planning in the Retail Industry. Journal of Business Forecasting, 25(3), 4–10. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=22534938
  • Пузанова И. А., Аникин Б. А. ; Под ред. Аникина Б.А. - ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 319с. - ISBN: 978-5-9916-3572-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/integrirovannoe-planirovanie-cepey-postavok-425899
  • Управление цепями поставок : пер. с англ., Гатторна Дж. Л., 2008