• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Педагогические теории

Статус: Курс обязательный
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Сериков Владислав Владиславович
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих исследователей проблем образования представления о современном состоянии и тенденциях развития мировой педагогической мысли и образовательной практики, развитие аппарата их педагогического мышления, опыта построения теоретических моделей педагогической реальности и новых образовательных практик. При изучении данной дисциплины аспиранты получают представление о педагогическая теория как ориентировочной основе педагогической деятельности, о природе педагогической деятельности. Изучаются дескриптивные и нормативные компоненты педагогических теорий. Последние трактуются как основной механизм воспроизводства культуры и целостности человека. Особое внимание уделяется прогностическим идеям в образовании, суждениям мировых экспертов о состоянии и перспективах образования. При изучении курса аспиранты должны овладеть опытом критического анализа различных методологических стратегий. Данный курс в итоге помогает аспирантам научиться интерпретировать и адаптировать современные достижения педагогики к реальному образовательному процессу; анализировать тенденции развития научно-педагогического знания; выстраивать и реализовывать перспективные линии создания теоретических продуктов в сфере наук об образовании; организовывать свое профессиональное саморазвитие с учетом инновационных тенденций в современных теориях и практиках образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у будущих педагогов-исследователей представления о современном состоянии и тенденциях развития педагогической мысли и образовательной практики
  • Развитие понятийного аппарата педагогического мышления, опыта построения теоретических моделей педагогической реальности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Быть в курсе об основных педагогических теориях, на которых строится современная образовательная практика
  • Анализировать идеи и понятия педагогических теорий для объяснения и проектирования образовательных явлений и процессов
  • Применять педагогические идеи и понятия для анализа образовательных ситуаций, прогнозирования педагогических явлений;
  • Иметь представление об источниках и особенностях педагогического знания; образовательных проблемах, которые привели к созданию современных педагогических теорий
  • Разрабатывать теоретические инструменты (гипотезы, модели, концепции) при решении исследовательских задач
  • Быть в курсе способов построения технологий образования, основанных на различных теориях
  • Строить теоретические выводы, формулировать педагогические закономерности и принципы на основе эмпирических материалов
  • Иметь навыки проектирования образовательных систем (процессов) с различными образовательными функциями.
  • Иметь представление о педагогических приемах актуализации психологических механизмов развития личности
  • Обладать концепцией личности и ее развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Педагогическое знание и особенности его получения.
    Предметная сфера педагогического знания. Отношение педагогических средств к педагогическим целям как основное содержание педагогического знания. Кризис педагогического знания в эпоху смены парадигм. Специфика педагогического знания: отсутствие свойств классического знания (интерсубъективности, логической доказательности, воспроизводимости фактов, универсальности законов и др.), дескриптивное и нормативное знание. Педагогическое знание как синтез «картин» педагогической реальности. Методология педагогического исследования. Проблема целостности педагогической теории. Многообразие видов педагогических исследований. Особенности диссертационных исследований в педагогике. Проблема имитации педагогического исследования. Доказательность выводов педагогических исследований.
  • Раздел 2. Образовательный процесс в современных педагогических теориях.
    Понятийный аппарат педагогического мышления. Образовательный процесс как объект междисциплинарных исследований. Педагогическая реальность в «зеркале» различных парадигм. Структура педагогической теории, ядро теории: концепция, «клеточка», «содержательная абстракция», «абстрактная характеристика образовательного процесса». Дескриптивные и и нормативные компоненты педагогических теорий. «Мозаичный» характер теорий современного образования: теории целей и содержания образования, теории учебной деятельности и методов обучения, теории структуры и функций образовательного процесса, теории обучения и воспитания, общего и профессионального, основного и дополнительного образования. Целостность образовательного процесса. Специфика образовательного процесса на различных ступенях образования. Теории общего и профессионального образования. Модели современного университета. Теоретические основы проектирования образования. Стратегии образования. Прогностические идеи в образовании. Оценки и суждения мировых экспертов о состоянии и перспективах образования.
  • Раздел 3. Модель педагога и педагогической деятельности как структурный элемент теорий образования.
    Педагогическая теория как ориентировочная основа педагогической деятельности. Природа педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как основной механизм воспроизводства культуры и целостности человека. Функции и структура педагогической деятельности. Педагог как личность и профессионал. Модели профессиональной готовности педагога. Место и функция педагога в образовательно процессе. Учет субъективной реальности педагога при построении педагогической теории. Педагогическая деятельность в условиях информатизации образования. Диалектика рационального и иррационального в педагогической деятельности. Педагогическая задача и педагогическое действие. Профессиональное мышление педагога и его категориальный аппарат. Профессиональная компетентность педагога. Закономерности овладения педагогической деятельностью.
  • Раздел 4. Теории и практики личностно-развивающего образования.
    Личность как цель и содержание образования. Личность и ее развитие как междисциплинарная проблема гуманитарных наук. Концепции личности и ее развития. Личностный и субъектный опыт как структурные компоненты содержания образования. Виды личностного опыта и психолого-педагогическое сопровождение их формирования. Личностно-развивающая ситуация и условия ее актуализации. Переживание события и поиск нового смысла как психологическое содержание личностно-развивающей ситуации. Педагогические приемы актуализации психологических механизмов развития личности. Ситуационно-событийный механизм личностно-развивающего образования. Личностно-развивающая направленность различных образовательных систем и процессов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение контрольных работ
  • неблокирующий Выполнение домашних работ
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Выполнение домашних работ + 0.3 * Выполнение контрольных работ + 0.5 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Владимирский-Буданов М.Ф. - Государство и народное образование в России XVIII века. Ч.1. Система профессионального образования (от Петра I до Екатерины II) - Издательские архивы - 1874 - 341с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912947

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andre Brouwers, & Welko Tomic. (2000). A Longitudinal Study of Teacher Burnout and Perceived Self-Efficacy in Classroom Management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2111286C
  • Handbook on Globalization And Higher Education. (2011). Edward Elgar. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.c44a7023.e3be.4e52.bcab.e13f9ca8d633
  • Mansoor, S., & Mansoor, T. (2018). Correlation of Personality and Learning Styles of Students with Their Academic Performance. Pakistan Armed Forces Medical Journal, 68(4), 963–968. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=131910577
  • Marginson, S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: dynamics of social stratification in inclusive systems. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD4175ED
  • Prudnikova Tatyana. (2018). Contents of the Term «Communicative Competence of a Teacher» in the Paradigm of Pedagogical Science. https://doi.org/10.5281/zenodo.1493216
  • Герасимова В.Г., Дьяконова Л.П., Женова Н.А. - Цифровое образование. Модели, платформы и технологии. Аспирантура. Бакалавриат. Магистратура - Русайнс - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-4365-3638-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933014
  • Жизнь в потоке: Коучинг: Учебное пособие / Аткинсон М., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 330 с.: 60x90 1/16. - (Трансформационный коучинг: Наука и искусство) ISBN 978-5-9614-5039-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912732
  • Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография / В. В. Сериков. – М. : Логос, 2012. – 448 с. - ISBN 978-5-98704-612-8