• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Социологические теории образования

Статус: Факультатив
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен обсуждению ключевых текстов по социологии образования и тематически выстроен вокруг следующих содержательных блоков: (1) образование как объект изучения и рефлексии в социологии и социальной психологии, (2) образование и неравенство, (3) образование, системы организационного контроля и менеджерализм, (4) образование в контексте культуры и идеологии. В ходе курса аспиранты знакомятся с работами ключевых теоретиков по рассмотренным темам: Дж. Дьюи, К. Манхейма, Б. Бернстайна, И. Илича, П. Фрейре, Т. Веблена, Р. Коллинза, П. Бурдье, Дж. Коулмана, Т. Парсонса, М. Фуко, З. Баумана и др. Ключевыми задачами курса являются: (1) повышение у обучающихся уровня общесоциологических знаний в контексте изучения образования; (2) обсуждение потенциала социологического теоретизирования и соответствующих объяснительных моделей для понимания ситуации и процессов в образовательных системах; (3) обсуждение возможностей и ограничений применения теоретического аппарата социальной теории для планирования исследований и анализа их результатов; (4) расширение научного кругозора аспирантов по сюжетам классической и современной социологической теории в контексте исследований образования. В ходе курса аспиранты обсуждают возможности использования теоретического аппарата социологии на примере собственных исследовательских вопросов и тем диссертаций. Кроме того, на семинарских занятиях будут обсуждаться возможности применения социологической теории к актуальным политическим дискуссиям и вопросам в сфере образования. Курс носит текстоцентрический характер и предполагает большой объем самостоятельной работы, связанной с прочтением рекомендованной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обсудить ключевые теоретические идеи и концепции социологии, связанные с проблематикой образования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аргументирует выбор теоретической рамки исследования с использованием ресурсов социологии образования
  • Различает ключевые подходы к изучению образования в социологической теории
  • Воспроизводит ключевые положения основных текстов по социологии образования
  • Иллюстрирует возможности применения социологической теории к актуальным проблемам образовательных систем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Образование как объект рефлексии и изучения социологии и социальной психологии
    Э.Дюркгейм - воспитание и образование, нормативная функция образования. Дж.Дьюи - идеи прогрессивной педагогики. К.Манхейм - диагноз нашего времени, типы образования, цели интегрального образования. “Новая социология образования”: трансформация взглядов на образование - интеракционистская и критическая перспективы. Б.Бернстайн «Класс, коды и контроль»: ограниченный и развитый речевые коды и проблемы адаптации представителей низших слоев в школьной среде. Утопии образования: И.Иллич и П.Фрейре. И.Иллич: влияние скрытой программы и формирование «бесшкольного» (deschooling) общества. П.Фрейре: педагогика угнетенных. «Образовательные революции» в Европе и США: эмансипирующая роль всеобщего среднего образования и становление массового общества. Всеобщее среднее образование и становление национального государства.
  • Тема 2. Образование и неравенство
    Классовые теории и роль образования в (вос)производстве социальной структуры. Т.Веблен: теория праздного класса. Образовательная селекция и роль культурного капитала (П. Бурдье и Л. Пассерон). Дж.Колман - образовательное неравенство и молодежные субкультуры. Экспертная стратификация учеников на основе системы тестов: дискуссии вокруг работы А.Йенсена. Р.Коллинз - концепция “креденциалистского общества”. Модель прекариата как новый подход к классобразованию.
  • Тема 3. Образование, системы организационного контроля и менеджериализм
    Образовательные революции(Т.Парсонс), массовизация образования и распространение бюрократических форм образовательных организаций. Научный менеджмент (НОТ): Ф.Тейлор и др. Аудиторная система обучения Я. А. Коменского: рождение регулярной модели образования. Дисциплинарное общество и дисциплинарные практики М.Фуко: паноптикон, надзор, биополитика, экспертиза. Э.Гоффман - “тотальные институты”. Дж.Ритцер макдонализация университетов. З.Бауман об образовании в контексте “текучей современности”.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Развернутая рецензия на современную статью по образовательной тематике
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Активность на занятиях + 0.6 * Развернутая рецензия на современную статью по образовательной тематике
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bernstein, B. B. (1975). Class Codes and Control. London: Taylor & Francis Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=102521
  • Bottero, W. (2005). Stratification : Social Division and Inequality. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116686
  • Collins, R. (2019). The Credential Society : An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2087960
  • Durkheim, E., & Pocock, D. F. (2010). Sociology and Philosophy (Routledge Revivals). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=289936
  • Duru-Bellat, M., Lamb, S., & Teese, R. (2007). International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=206544
  • Freire, P. (2000). Pedagogy of the Oppressed : 30th Anniversary Edition (Vol. Thirtieth anniversary edition). New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=815358
  • John Dewey. (2018). The Influence of Darwinism on Philosophy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5CB9B6
  • P. F. Lazarsfeld. (1963). Coleman James S., The adolescent society. The social life of the teenager and its impact on education. Revue Française de Sociologie, (3), 330. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rfsoc.0035.2969.1963.num.4.3.6181
  • Parsons, T. (1951). The social system / Talcott Parsons. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.182A0F57

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Freire, P. C. C. (2012). The Pulsar Population in Globular Clusters and in the Galaxy. https://doi.org/10.1017/S1743921312023770
  • Goffman, E. (2017). Interaction Ritual : Essays in Face-to-Face Behavior. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1564102
  • John Dewey, & Shane Mueller. (2019). Individual Differences in Sensitivity to Visuomotor Discrepancies. Frontiers in Psychology. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00144
  • Mascaretti, G., & Foucault, M. (2018). The Analytic Philosophy of Politics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3B8335A
  • Pierre Bourdieu. (2013). Homo Academicus. Posłowie – Dwadzieścia lat później. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.615C1303