• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социология финансового поведения

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология финансового поведения населения» нацелен на формирование системного представления о финансовом поведении домохозяйств, финансовых стратегий и распределения финансовой власти в семьях. В ходе курса рассматриваются экономический, экономико-психологический и экономико-социологические подходы к изучению финансового поведения населения, обсуждаются достоинства и ограничения каждого из подходов, а также предлагаются методы комплексного использования различных подходов для анализа эмпирической реальности. В ходе освоения курса слушатели не только знакомятся с концептуальным аппаратом и теоретическими построениями рассматриваемых подходов, но также изучают основные показатели статистики, используемые при анализе финансового поведения населения, учатся анализировать множественные социологические и макроэкономические данные, а также проводят собственное эконом-социологическое мини-исследование, формирующее навык самостоятельной исследовательской работы и закрепляющее знания, полученные в рамках курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии в области изучения финансового поведения населения
  • Иметь представление об основных социологических и экономических подходах к изучению финансового поведения
  • Знание основных подходов социологии финансового поведения и ее ключевых исследовательских проблем
  • Обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований финансового поведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные подходы современной экономической теории, социологической теории, экономической социологии и их ключевые исследовательские проблемы;
  • Иметь навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований
  • уметь применять ядро концептуального аппарата современной экономической социологии при изучении хозяйственных явлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия финансового поведения населения.
  • Тема 2. Теория абсолютного дохода Кейнса и неоклассические экономические модели сберегательного поведения домохозяйств.
  • Тема 3. Современные экономические модели сберегательного и портфельного поведения домохозяйств.
  • Тема 4. Экономико-психологический подход к исследованию сберегательного поведения населения.
  • Тема 5. Финансовое поведение населения в современной экономической психологии.
  • Тема 6. Отличительные особенности экономико-социологического метода исследования финансового поведения населения.
  • Тема 7. Методологические проблемы исследования финансового поведения населения.
  • Тема 8. Российские и зарубежные базы данных опросов населения в области финансового поведения.
  • Тема 9. Доверие населения финансовым институтам: концептуализация, операционализация, измерение.
  • Тема 10. Финансовые стратегии домохозяйств.
  • Тема 11. Институциональные контексты финансовых стратегий населения. Финансовая грамотность населения.
  • Тема 12. Финансовые пирамиды.
  • Тема 13. Сберегательное и кредитное поведение населения.
  • Тема 14. Электронные деньги. Страховое поведение населения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (З)
    Написание аналитического эссе на основе сбора двух глубинных интервью с членами домохозяйства и применением изучаемых эконом-социологических подходов для анализа собранных данных.
  • неблокирующий Контрольная работа (К)
    Контрольная работа (К) – выполняется в середине изучения данного раздела. В контрольной даются 3-4 вопроса по теоретическому блоку раздела. Вопросы сформулированы в открытой форме, но различаются по уровню сложности. Вся необходимая информация дополнительно представлена в PDF файле в разделе "Примеры заданий"
  • неблокирующий Работа дома (Д)
    К каждому семинару в системе Perusal.com размещены домашние задания. В рамках которых студентам предлагается ознакомиться с текстом, ответить на вопросы, указанные к тексту в программе, в разделе семинаров, а также задавать уточняющие и содержательные вопросы в системе. Вся необходимая информация дополнительно представлена в PDF файле в разделе "Примеры заданий"
  • неблокирующий Активность на семинаре (С)
    Активное участие в обсуждении теоретических проблем, ответы на вопросы преподавателя.. Вся необходимая информация дополнительно представлена в PDF файле в разделе "Примеры заданий"
  • неблокирующий Выступление на семинаре (В)
    Помимо участия в дискуссии активность выставляется за дополнительное выступление, которое оценивается по 5-балльной шкале и реализуется в двух форматах: выступления TED-talks и доклада о финансовых продуктах. Более подробно информация представлена в PDF файле.
  • неблокирующий Письменный экзамен по курсу
    В течение 2 астрономических часов (120 минут) слушателям курса будет предложено написать мини-эссе по заданному кейсу. При работе над мини-эссе разрешено пользоваться любыми материалами. В рамках решения кейсов слушателю необходимо продемонстрировать понимание теорий, пройденных в течение курса, а также умение применять их для анализа эмпирической ситуации. Кейс представляет собой реальную или смоделированную ситуацию, на основе которых слушатель описывает различные аспекты финансового поведения домохозяйства. В оценивание также включено умение критически мыслить, анализировать предоставленную информацию и разрабатывать инструментарий для качественного социологического исследования в области финансового поведения домохозяйств.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Итог (И) = 0,4*Экзамен (Э) + 0,6*Накопленная (Н). Накопленная (Н) = 0,5*Домашнее задание (З) + 0,5*Активность (А). Активность (А) = 0,33*Работа дома (Д) + 0,34*Работа на семинаре (С) + 0,33*Контрольная работа (К). И = 0,4(Э) + 0,3(З) + 0,099(Д) + 0,102(С) + 0,099(К)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Amos Tversky, Daniel Kahneman, & Robert L. Winkler. (n.d.). You have printed the following article: Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.311830A9
  • Baek, E., & DeVaney, S. A. (2010). How Do Families Manage Their Economic Hardship? Family Relations, 59(4), 358–368. https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2010.00608.x
  • Dinesen, P. (2009). The Culture of your Homeland or the Context you live in? Examining the Cultural and Institutional Explanation of Generalized Trust using Migration as a Natural Experiment. Conference Papers —— Midwestern Political Science Association, 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=45298872
  • Filippova Tatyana, Kashapova Elmira, & Nikitina Svetlana. (2016). Financial literacy as a key factor for an individual’s social and economic well-being. SHS Web of Conferences, 01037. https://doi.org/10.1051/shsconf/20162801037
  • Gupta, S. (2007). Autonomy, Dependence, or Display? The Relationship Between Married Women’s Earnings and Housework. Journal of Marriage & Family, 69(2), 399–417. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2007.00373.x
  • H. M. Shefrin, & Richard Thaler. (1977). An Economic Theory of Self-Control. NBER Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.nbr.nberwo.0208
  • Jante Parlevliet. (2017). What drives public acceptance of reforms? Longitudinal evidence from a Dutch pension reform. Public Choice, (1), 1. https://doi.org/10.1007/s11127-017-0447-7
  • Jérôme Coffinet, & Christophe Jadeau. (2017). Household financial exclusion in the Eurozone: the contribution of the Household Finance and Consumption survey. IFC Bulletins Chapters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.bis.bisifc.46.18
  • Kim, H., Park, J.-H., Lee, S. K., & Jang, S. (Shawn). (2012). Do expectations of future wealth increase outbound tourism? Evidence from Korea. Tourism Management, (5), 1141. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.touman.v33y2012i5p1141.1147
  • Lehrer, E. L. (1999). Married Women’s Labor Supply Behavior in the 1990s: Differences by Life-Cycle Stage. Social Science Quarterly (University of Texas Press), 80(3), 574–590. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=2271343
  • Luca Regis (Ed.). (2018). Actuarial and Financial Risks in Life Insurance, Pensions and Household Finance. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): MDPI AG - Multidisciplinary Digital Publishing Institute. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E6FBC941
  • Pressman, S. (1998). On Financial Frauds and Their Causes: Investor Overconfidence. American Journal of Economics & Sociology, 57(4), 405–421. https://doi.org/10.1111/j.1536-7150.1998.tb03373.x
  • Sarah Brown, Karl Taylor, & Robert McNabb. (2006). Financial Expectations, Consumption and Saving: A Microeconomic Analysis. Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.shf.wpaper.2006006
  • Saraswati, N., & Mukhlis, I. (2018). The Influence of Debit Card, Credit Card, and E-Money Transactions Toward Currency Demand in Indonesia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3292DD3C
  • Smeeding, T. M., & Weinberg, D. H. (2001). Toward a Uniform Definition of Household Income. Review of Income & Wealth, 47(1), 1–24. https://doi.org/10.1111/1475-4991.00001
  • Thomas, P., Mulyono, K. B., & Setiaji, K. (2016). The Roles of Financial Knowledge, Motivation and Self Efficacy on the Influence of Financial Education toward Financial Literacy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D8B7085
  • Vogler, C., & Pahl, J. (1994). Money, power and inequality within marriage. Sociological Review, 42(2), 263–288. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.1994.tb00090.x
  • Willis, L. E. (2009). Evidence and Ideology in Assessing the Effectiveness of Financial Literacy Education. San Diego Law Review, 46(2), 415–458. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=43589691
  • Иванов Ю. Н., & Хоменко Т. А. (1998). Проблемы и методы статистики сбережения населения в соответствии с концепциями СНС. Экономический Журнал Высшей Школы Экономики, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16537894
  • РАДАЕВ В.В. (2002). Уроки «Финансовых Пирамид», Или Что Может Сказать Экономическая Социология О Массовом Финансовом Поведении. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CC0BE895
  • Сваффорд, М., Косолапов, М., & Козырева, П. (1999). Российский Мониторинг Экономического Положения И Здоровья Населения (Рмэз): Измерение Благосостояния Россиян В 90-Е Годы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.63050DA9
  • ТРЕГУБОВА А.А., ТОРОПОВА Т.В., & ЯРАСХАНОВА Э.У. (2013). Сберегательное поведение российских домохозяйств: соответствует ли реальная жизнь теории? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A67E680F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chorafas, D. N. (2013). Household Finance : Adrift in a Sea of Red Ink. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=620292
  • Essig, L., & Winter, J. (2009). Item non-response to financial questions in household surveys: An experimental study of interviewer and mode effects. Munich Reprints in Economics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.lmu.muenar.20547
  • Karan Sonpar. (2002). Institutional Context of Trust. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E963C736
  • Lopes, M. P. (2011). A psychosocial explanation of economic cycles. Journal of Behavioral and Experimental Economics (Formerly The Journal of Socio-Economics), (5), 652. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.soceco.v40y2011i5p652.659
  • Park, S., & Nicolau, J. L. (2015). Asymmetric effects of online consumer reviews. Annals of Tourism Research, (C), 67. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.anture.v50y2015icp67.83
  • Ren Mu. (2006). Income Shocks, Consumption, Wealth, and Human Capital: Evidence from Russia. Economic Development & Cultural Change, 54(4), 857–892. https://doi.org/10.1086/503581
  • Sandra Dema-Moreno. (2009). Behind the negotiations: Financial decision-making processes in Spanish dual-income couples. Feminist Economics, (1), 27. https://doi.org/10.1080/13545700802620575
  • Santiago Carbo, Edward P. M. Gardener, & Philip Molyneux. (2007). Financial Exclusion in Europe. Public Money & Management, (1), 21. https://doi.org/10.1111/j.1467-9302.2007.00551.x
  • Sergio Longobardi, Margherita Maria Pagliuca, & Andrea Regoli. (2017). Family background and financial literacy of Italian students: the mediating role of attitudes and motivations. Economics Bulletin, (4), 2585. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ebl.ecbull.eb.17.00498
  • Usep Suhud, Tamer Budak, & Serkan Benk. (2019). Antecedents of e-money adoption intention among Indonesian and Turkish consumers. Management Science Letters, (3), 609. https://doi.org/10.5267/j.msl.2019.9.019
  • Кирпикова Мария Александровна, & Дудина Ольга Мухаметшевна. (2016). Инвестиционно-сберегательное поведение россиян в условиях финансовой нестабильности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6986C3EE