• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Международные организации и региональная интеграция

Статус: Курс обязательный (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 18
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Международные организации"; посвящена изучению видов, типов и структуры наиболее влиятельных международных организаций как универсального, так и регионального формата, способов ведения деятельности и принятия решений. Кроме того, особый упор в освещении курса делается на роли и месте России в различных международных структурах. Студенты познакомятся с основными инструментами переговорного процесса внутри международных организаций. Ставится цель совместно выработать способность к пониманию и анализу взаимоотношений и перспектив усиления позиций Российской Федерации в международных организациях различного типа. Курс содержит лекционную и практическую часть, предусмотрена работа в формате ролевых игр и групповых мозговых штурмов. Курс реализуется в формате blended. В рамках курса студенты проходят онлайн-курс: https://www.coursera.org/learn/changing-global-order
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение студентом целостного представления и понимания о роли и месте России в различных организациях международного уровня, перспектив развития отношений с ними
  • усвоение структуры международных организаций, способов ведения деятельности и принятия решений
  • изучение основных инструментов переговорного процесса внутри международных организаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет ключевые понятия об ОБСЕ и ситуацию вокруг этой организации.
  • Называет основные органы ООН. Имеет представление о роли и месте России в системе ООН, о ее взаимодействии с органами ООН. Выделяет достоинства и недостатки России в системе ООН.
  • Называет причины создания, полномочия, структуру и итоги деятельности НАТО. Определяет взаимоотношения между НАТО и Россией
  • Называет роль международных организаций в современной системе МО. Владеет представлением о методах и практиках деятельности.
  • Называет тихоокеанские форумы и новые международные и интеграционные проекты в Азии, Африке
  • Объясняет классификацию международных организаций. Владеет основным понятийным аппаратом. Имеет представление о праве международных организаций.
  • Определяет позицию и деятельность России в СБ ООН относительно ряда международных конфликтов. Называет форматы их урегулирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Международные организации как акторы международных отношений.
  • Тема 2. Организация Объединенных Наций. Структура, роль в международных отношениях и перспективы реформ. ООН и другие механизмы глобального управления.
  • Тема 3. Организация Североатлантического договора (НАТО) в периоды «холодной войны», гегемонии США и нового соперничества великих держав.
  • Тема 4. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вероятность и актуальность ее возрождения или, напротив, роспуска
  • Тема 5. Европейский Союз: полномочия, структура институтов и органов, итоги деятельности. Меры ЕС по выходу из сменяющих друг друга кризисов. Постепенное переосмысление политики России в отношении Европейского Союза. Соотношение европейской и региональной интеграции
  • Тема 6. Роль и место Совета Европы в европейской архитектуре. Причины конфликта России с СЕ. Отдача от членства России в СЕ и субрегиональных организациях сотрудничества
  • Тема 7. Теории интеграции и вызовы для них в современном мире (особенно, за пределами Запада).
  • Тема 8. Особенности современных интеграционных процессов в Азии, китайский проект «Пояс и путь» и проблемы становления «Большой Евразии» (4 часа лекционных, 2 часа семинарских)
  • Тема 9. Интеграция за пределами развитых стран как теоретический вызов: сравнение интеграционных процессов в Африке и Центральной Азии
  • Тема 10. Проблемы интеграции на постсоветском Южном Кавказе и в Центральной Азии
  • Тема 11. Международные организации и региональная интеграция в Северной и Южной Америке.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Итоговый письменный тест
    Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля арифметический в пользу студента. На экзамене студент может получить дополнительный̆ вопрос, ответ на который̆ оценивается в 1 балл.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Итоговый письменный тест + 0.3 * Домашние задания + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hurd, I. (2011). International Organizations : Politics, Law, Practice. Cambridge eText.
  • Vestnik MGIMO-Universiteta, Vol 0, & Iss 3(24). (2020). Международные организации в системе международных отношений: тенденции и перспективы развития. Vestnik MGIMO-Universiteta, Vol 0, Iss 3(24), Pp 7-16 (2020.
  • Воронков, Л. (2012). Международные Организации В Системе Международных Отношений: Тенденции И Перспективы Развития. ВЕСТНИК МГИМО УНИВЕРСИТЕТА, 3.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • T. Bordachev, & A. Kazakova. (2017). Europe and Russia’s National Interests. Vestnik MGIMO-Universiteta, 1(52), 21–35. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-1-52-21-35
  • Введение в международные отношения и мировую политику : учебное пособие для студентов вузов, Никитина, Ю. А., 2018

Авторы

  • Казанцев Андрей Анатольевич
  • Энтина Екатерина Геннадьевна
  • Суслов Дмитрий Вячеславович
  • Новиков Дмитрий Павлович