• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Ключевые тексты франкоязычных литератур

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс строится по хронологическому принципу и охватывает период развития французской литературы с XVII до конца ХIХ века, однако задача знакомства студентов с историко-литературным процессом во всей его полноте и многообразии при этом не ставится. Выбор предлагаемых текстов обусловлен, с одной стороны, их основополагающим значением в истории не только французской, но и в целом европейской литературы, а с другой – уровнем владения французским языком, достигнутым к началу третьего курса. При работе с особо сложными текстами упор делается прежде всего на их доскональное понимание, без которого невозможен филологический анализ, соответственно значительная часть занятия посвящается комментированному переводу на русский язык. Работа над изучаемым текстом включает в себя: - в лингвистическом аспекте: анализ непривычных форм, сложных синтаксических конструкций, архаичной и малоупотребительной лексики, фразеологии, языковых метафор; подстрочный перевод наиболее значимых, но трудных для понимания мест; - введение в теорию французского стихосложения, знакомство с особенностями метрики, рифмы, ритма французского стиха, а также с правилами чтения стихов вслух; - объяснение исторических, географических, культурных реалий эпохи, встречающихся в тексте, а также выявление разного рода тематических и стилистических аллюзий; - выявление ключевых для автора и/или стиля концептов, мотивов, образов; - анализ выразительных средств и стилистических особенностей; - если речь идет о целом небольшом произведении – анализ его композиции, если о фрагменте – определение его места в общей структуре произведения; - анализ произведения в контексте жанровой традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с важнейшими произведениями французской литературы XVII – XIX веков, основными литературными течениями и стилями, социокультурным контекстом каждой эпохи.
  • формирование устойчивых навыков понимания и перевода литературных текстов, в том числе сложноорганизованных, архаичных, усложненно-образных и пр. Совершенствование лингвистических компетенций, полученных в ходе изучения французского языка.
  • развитие навыков устного и письменного анализа прозаических и поэтических текстов, приобретенных в первую очередь в рамках курсов «Ключевых текстов русской литературы XIX-XX вв.» и «Ключевых текстов англоязычной литературы».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками перевода сложноорганизованных литературных текстов
  • Переводит и анализирует фрагменты художественных произведений, разбиравшиеся на семинарских занятиях
  • Способен анализировать французские литературные тексты 19 века, по стилистике и поэтике близкие пройденным произведениям.
  • Умеет читать стихи вслух с соблюдением правил французской фонетики и просодии
  • Читает, переводит, анализирует разбиравшиеся на семинарах литературные тексты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ключевые тексты французской литературы XVII-XVIII веков
  • XIX век: от романтизма к символизму
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа: письменные и устные опросы, перевод и анализ текста, заданного на дом
    за блиц, пропущенный без уважительной причины, выставляется 0. Если пропуск по уважительной причине, данный блиц при расчете не учитывается.
  • неблокирующий самостоятельная работа (эссе) на одну из пройденных тем объемом от 4000 до 8000 знаков с пробелами
    Работа, сданная позже оговоренного срока, оценивается с понижением на 1 балл (при опоздании не больше, чем на 5 дней), на 2 балла (при большем опоздании). После последнего занятия модуля работы не принимаются.
  • неблокирующий чтение стихов наизусть
    Принимается преподавателем или ассистентом очно или в режиме видеосвязи с каждым студентом в заранее оговоренные сроки.
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамен проходит в форме устной беседы (при благоприятной эпидемиологической ситуации) Во втором модуле студент должен проанализировать знакомый фрагмент пройденного произведения. В четвертом модуле билет включает два вопроса: 1) знакомое стихотворение (фрагмент); 2) незнакомое произведение (фрагмент) изучавшегося на занятиях автора
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * аудиторная работа: письменные и устные опросы, перевод и анализ текста, заданного на дом + 0.3 * самостоятельная работа (эссе) на одну из пройденных тем объемом от 4000 до 8000 знаков с пробелами + 0.4 * устный экзамен + 0.1 * чтение стихов наизусть
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * аудиторная работа: письменные и устные опросы, перевод и анализ текста, заданного на дом + 0.3 * самостоятельная работа (эссе) на одну из пройденных тем объемом от 4000 до 8000 знаков с пробелами + 0.4 * устный экзамен + 0.1 * чтение стихов наизусть
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маслова В. А., Бахтикиреева У. М. - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 179с. - ISBN: 978-5-534-11982-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filologicheskiy-analiz-poeticheskogo-teksta-446582
  • Мисюров Н.Н. - История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1231-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105180
  • Погребная Я.В. - История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-1059-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115878

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ивлева Т.Г. - Как "сделан" художественный текст: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - ISBN: 978-5-9765-3373-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105166