Бакалавриат
2021/2022
Социологическая теория
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Баньковская Светлана Петровна,
Быков Андрей Вячеславович,
Гаврилов Кирилл Андреевич,
Николаев Владимир Геннадьевич,
Родионова Мария Михайловна,
Шеремет Елизавета Павловна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
92
Программа дисциплины
Аннотация
Главная цель освоения дисциплины «Социологическая теория» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности, выраженной в сколько-нибудь внятных формах, в отечественной социологии, единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, критическая оценка) зарубежных (главным образом – западных) теоретических концепций. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом.
Цель освоения дисциплины
- познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
- познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Планируемые результаты обучения
- освоение студентами основ нео-марксистской теории, ее понятийного аппарата.
- студенты овладевают основными приемами теоретического анализа в области конструктивистской социологии
- студенты ориентируются в основных тезисах теории Гидденса и различают два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания
- студенты осваивают основания социологического анализа постмодернистских теорий
- студенты осваивают понятийный аппарат и теоретические основания современной микросоциологии
- студенты освоили наиболее значительные (популярные) в современном социологическом дискурсе теории, фигуры, школы конфликта
- студенты отслеживают преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией
- студенты получают ориентиры для анализа этнометодологических исследований
- студенты получают представление о теоретической эволюции теории систем -- от Парсонса до Лумана
- студенты умеют устанавливать и прослеживать взаимосвязь и общие основания неомарксизма и теории Хабермаса
- • знать базовые принципы и понятия теоретической социологии
- • знать основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей
- • знать основные классические и современные социологические теории и школы
- • иметь навыки работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках
- • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций
- • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
- • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
Содержание учебной дисциплины
- РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Тема 1. Социология как наука
- РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Тема 1.Эпистемологические проблемы современной социологической теории.
- Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные пред-посылки возникновения социологии как науки
- Тема 2.Экскурс (№1) в историю классической социологии: Т. Парсонс: что необходимо знать, переходя к пост-парсонианской социологической теории.
- Тема 3. Культура и общество.
- Тема 3. Пост-парсонианское теоретизирование в социологии: Социология конфликта.
- Тема 4. Социальные институты
- Тема 4. Экскурс (№2) в социально-философские основания неомарксистской социологии.
- Тема 5. Социализация.
- Тема 29. Символический интеракционизм: Герберт Блумер.
- Тема 5. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса: задачи социальной теории.
- Тема 6. Социальные группы и организации
- Тема 6. Экскурс (№3) в социально-философские основания американских теорий акционизма.
- Тема 7. Социальное равенство и социальное неравенство
- Тема 30. Феноменологическая социология: Альфред Шюц.
- Тема 7. Микроанализ взаимодействия: Ирвинг Гофман.
- Тема 8. Социальные процессы, изменения и движения
- Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана.
- Тема 8. Этнометодологические исследования.
- Тема 9. Массовое поведение и массовые сообщества
- Тема 32. Этнометодология: Гарольд Гарфинкель.
- Тема 9. Экскурс (№4) в социально-философские основания современных социологических теорий: теория как система «осмысливающих» понятий.
- Тема 10. Социология и современное российское общество
- Тема 33. Социология повседневности Эрвинга Гоффмана.
- Тема 10.Конституирование общества и новые правила социологического метода: Э. Гидденс.
- РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Тема 1. История социологии как область знания.
- Тема 11.Конструктивизм П. Бурдье.
- Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе.
- Тема 12. Новая теория систем Н. Лумана.
- Тема 3. Социология Огюста Конта.
- Тема 13."Постмодернистское" теоретизирование в социологии.
- Тема 4. Социология Герберта Спенсера.
- Тема 5. Социология Карла Маркса.
- Тема 6. Натурализм в социологии.
- Пост-парсонианское теоретизирование в социологии: Социология конфликта
- Тема 7. Психобиологический и психологический редукционизм
- социально-философские основания неомарксистской социологии
- Тема 8. Социология Фердинанда Тённиса.
- Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса
- Тема 9. Социология Георга Зиммеля.
- "Постмодернистское" теоретизирование в социологии.
- Тема 10. Социология Эмиля Дюркгейма.
- социально-философские основания американских теорий акционизма.
- Тема 11. Социология Вильфредо Парето.
- Микроанализ взаимодействия: Ирвинг Гофман
- Тема 12. Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX–ХХ веков
- Этнометодологические исследования
- Тема 13. Социология Макса Вебера
- Конституирование общества и новые правила социологического метода: Э. Гидденс.
- Тема 14. Эмпирические социальные исследования в XIX–первой половине ХХ века.
- Конструктивизм П. Бурдье.
- Тема 15. Исследования локальных сообществ в американской социоло-гии первой половины ХХ века: «Средний город» (Р. и Х. Линд), «Янки-Сити» (У. Ллойд Уорнер).
- Новая теория систем Н. Лумана.
- Тема 16. Роберт Парк и Чикагская школа социологии
- Тема 17. Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида.
- Тема 18. Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии 1-й половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.
- Тема 19. Социология Питирима Сорокина.
- Тема 20. Структурный функционализм: Толкотт Парсонс.
- Тема 21. Структурный функционализм: Роберт Кинг Мертон.
- Тема 22. Социология Томаса Хэмфри Маршалла.
- Тема 23. Социология Чарлза Райта Миллса.
- Тема 24. Франкфуртская школа неомарксизма.
- Тема 25. Неофрейдизм в социологии.
- Тема 26. Чикагская социологическая традиция в 30-е – 60-е годы: Луис Вирт и Эверетт Черрингтон Хьюз.
- Тема 27. Теории социального обмена: Джордж Каспар Хоманс, Питер Блау.
- Тема 28. Теории социального конфликта: Льюис Козер, Ральф Дарендорф.
Элементы контроля
- Аудиторная работа на семинарских занятияхСтудент должен продемонстрировать: знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
- ЭссеСтудент должен продемонстрировать: умение грамотно осуществлять отбор источников; знание источников; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания; умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации; владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном виде в эссе должны быть соблюдены содержательные и формальные требования.
- Контрольная работа (тест)Студент должен продемонстрировать: знание материала лекций и обязательной литературы; понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. При электронном режиме тестирования требования те же.
- Аудиторная работа (2)Студент должен продемонстрировать: • знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; • грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
- Эссе (2)Студент должен продемонстрировать: • умение грамотно осуществлять отбор источников; • знание источников; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • способность интерпретировать и оценивать явления и события соци-альной жизни с позиций социологического знания; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; • обладание навыками выявления и оценки социально значимых явле-ний, их анализа и интерпретации; • владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; • способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; • соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном варианте эссе должны быть соблюдены все содержательные и формальные требования.
- Контрольная работа в форме теста (2)Контрольная работа проводится в форме теста по материалу курса, пройденному за полугодие. Студент должен продемонстрировать: • знание материала лекций и обязательной литературы; • понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. К электронному тестированию применяются те же требования.
- Аудиторная работа на семинарских занятияхСтудент должен продемонстрировать: знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
- ЭссеСтудент должен продемонстрировать: умение грамотно осуществлять отбор источников; знание источников; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания; умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации; владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.).
- ЭкзаменПринимается в форме устного собеседования по материалу курса
- домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникампри пересдаче оценка снижается на балл (10-ти балльная система); в этой же оценке учитывается аудиторная активность (на лекциях: вопросы, ответы на вопросы по содержанию лекции), максимум -- 0,5 балла за одну пару лекций.
- эссенесоблюдение сроков сдачи снижает оценку на 1 балл (5-ти балльная шкала), 2 балла (10-ти балльная)
- контрольная работапри пересдаче оценка снижается на 1 балл (10-три балльная)
- экзаменпроводится в форме собеседования по выбранной экзаменующимся теме (список вопросов по курсу или тема эссе); выбранная тема служит началом собеседования, в ходе которого экзаменатор переходит и к другим темам курса, непосредственно или опосредованно связанных с изначальной темой. Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/j/99934700914?pwd=WGpHQVdNRHVrQUtMa3hWYmtkWjMrQT09). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, которое будет выложено на странице дисциплины в системе LMS накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Аудиторная работа на семинарских занятияхСтудент должен продемонстрировать: знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
- ЭссеСтудент должен продемонстрировать: умение грамотно осуществлять отбор источников; знание источников; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания; умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации; владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.).
- ЭкзаменПринимается в форме устного собеседования по материалу курса
Промежуточная аттестация
- 2019/2020 учебный год 2 модуль0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Эссе
- 2019/2020 учебный год 4 модуль0.4 * Аудиторная работа (2) + 0.3 * Эссе (2) + 0.3 * Контрольная работа в форме теста (2)
- 2020/2021 учебный год 2 модуль0.35 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.35 * Эссе + 0.3 * Экзамен
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам + 0.5 * эссе + 0.2 * контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
- Cuff, E. C., Sharrock, W. W., Francis, D. W., & Dennis, A. J. (2016). Perspectives in Sociology (Vol. Sixth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1067638
- Hughes, J. A., & Sharrock, W. W. (2014). The Philosophy of Social Research (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2115995
- О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
- Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 2008
- Симонова, О. А. История социологии ХХ века: избранные темы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. А. Симонова. – Москва : Университетская книга; Логос, 2008. – 208с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-112-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/469042
- Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
- Социология : сб., Маркс, К., 2000
- Социология, Гидденс, Э., 2005
- Социология: её предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 2008
- Теория общества : фундаментальные проблемы, , 1999
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гарфинкель, Г., & Корбут, А. (2003). Что Такое Этнометодология? Социологическое Обозрение, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15751388
- Классики теоретической социологии ХХ века : рабочая тетрадь по истории социологии, , 2001
- О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
- Орехов, А. М. Институциональная социальная теория: Поймать черную кошку в темной комнате? [Электронный ресурс] / А. М. Орехов. - Москва : Инфра-М, 2014. - 11 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/482847
- Орехов, А. М. Социальная теория: к проблеме самоопределения и структуры [Электронный ресурс] / А. М. Орехов. - М.: Инфра-М, 2014. - 10 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com
- Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан, О. И., 2006
- Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
- Социология неравенства : теория и реальность, Шкаратан, О. И., 2012
- Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996
- Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004