• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Письменная культура допетровской Руси: текст и комментарий"

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар посвящен широкому кругу проблем изучения письменного наследия Древней Руси – с XI по XVII век, но касается также произведений и более поздних, если для их интерпретации оказывается важным знание и понимание древнерусских языков, текстов, межславянских и межкультурных контактов Средневековья и раннего Нового времени. Связь Древней Руси и Скандинавии, христианская гомилетика и фольклор, письменность на пергамене и бумаге и надписи на штукатурке, досиллабическая поэзия и антропонимические традиции – все это исчезнувший, казалось бы, мир, который сохранился в многообразии текстов и дошедшем до нас языке, который мы будем изучать.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства
  • Усвоение ими основных понятий исторической социолингвистики
  • Усвоение студентами основных понятий исторической социолингвистики
  • Формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.
  • Развитие у студентов кросскультурного исследования древнерусских источников в сопоставлении со средневековыми западноевропейскими и византийскими
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками контекстного анализа лексики
  • Выполнает пробный перевод древнерусского текста 14-15 в.
  • Имеет навыка вычисления и анализа фольклорных элементов в древнерусских текстах разных жанров: летопись, житие, берестяная грамот
  • Имеет навыки сопоставления апокрифических текстов, порожденных в разных частях средневековой христианской ойкумены
  • Имеет нвык композиционного и стилистического анализа агиографического текста
  • Имеет опыт составления разных типов комментария к небольшому фрагменту летописного текста.
  • Может самостоятельно составить проект словарной статьи
  • Обладает навыком извлечения исторической информации из агиографического сочинения
  • Ознакомлен с методами дешифровки и комментирования древнерусского эпиграфического источника
  • Сопоставляет житийного и историографического источника
  • Умеет критически сопоставлять и компилировать словарные данные
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Печатные и электронные ресурсы по литературе и письменности допетровской Руси
  • Принципы публикации и формы комментария древнерусского текста
  • Летописный текст
  • Эпиграфический текст
  • Апокрифический текст
  • Агиографический текст
  • Средневековая книжность и фольклор
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный экзамен + 0.3 * Эссе
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского литературного языка (XI-XVII вв.), Успенский, Б. А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История древнерусской литературы : учебник для вузов, Кусков, В. В., 2002