• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История и теория литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Зражаева Алина Сергеевна, Павловец Михаил Георгиевич, Яворовская Надежда Владиславовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный историко-теоретически курс не ставит перед собой задачи систематического рассмотрения особенностей литературного процесса ХХ века в России, как и систематиче-ского изучения литературоведческого аппарата – на новом, по сравнению со школьным, уровне. Скорее он нацелен на то, чтобы вооружить студентов инструментарием для осмыс-ления общекультурных процессов, происходящих в последние 100 лет, на примере отече-ственной литературы в ее связи с другими видами искусства, социально-культурными и политическими процессами, интеллектуальной проблематикой, оказывающейся на острие общественного (а также и творческого) интереса в определенные периоды – и сохраняющей актуальность сегодня. Это прежде всего вопросы смены художественных форм и эволюции субъекта в литературе, проблемы моделей семьи, общества и человеческого общежития (как идеального, так и искаженного), государственного устройства, сохранения свободы личности в условиях роковых обстоятельств или полной несвободы и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов навыков ориентации в историко- литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне
  • знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы конца XIX - 1-й пол. XX века, ее эволюцией и основными методологическими подходами к ее изучению
  • развитие у студентов навыков анализа текстов недавнего прошлого при помощи корректно применяемого разнообразного филологического инструментария
  • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: о важнейших процессах в истории русской литературы конца XIX - начала XX века; о политических, эстетических, идейных основаниях полемики литературных объединений; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей Серебряного века
  • уметь вписывать творчество писателя в контекст литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей конца XIX - начала XX века в историко-культурном и жанровом аспектах; устанавливать типологические связи между писателями и между литерными эпохами.
  • Владеть литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы конца XIX - начала. XX века; навыками анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: о важнейших процессах в истории русской литературы 1920-1950-х гг. века; о политических, эстетических, идейных основаниях полемики литературных объединений; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей изучаемого периода
  • уметь вписывать творчество писателя в контекст литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 1920-1950-х гг. в историко-культурном и жанровом аспектах; устанавливать типологические связи между писателями и между литерными эпохами.
  • Владеть литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы 1920-1950-х гг.; навыками анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: о важнейших процессах в истории русской литературы 1950-1980-х гг. века; о политических, эстетических, идейных основаниях полемики литературных объединений; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей изучаемого периода
  • уметь вписывать творчество писателя в контекст литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 1950-1980-х гг. в историко-культурном и жанровом аспектах; устанавливать типологические связи между писателями и между литерными эпохами.
  • Владеть литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы 1950-1980-х гг.; навыками анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История русской литературы ХХ в. Литература Серебряного века.
    Периодизация, закономерности, традиции. Историко-литературные понятия «Литература рубежа XIX-ХХ вв.» и «Литература серебряного века». Литература русского модернизма. Серебряный век русской культуры. Модернизм в литературе и культуре (введение). «Серебряный век русской культуры». Своеобразие периода. Полемика вокруг понятия. Модернизм и неореализм. «Романтический реализм» М.Горького и А.Куприна, лирическая проза И.Бунина. Русский символизм: «старшие» символисты. «Декадентство», эстетизм, «диаволизм». Поэзия старшего поколения русских символистов. Проза и драматургия старших символистов. Русский символизм: «младосимволисты». Поэзия «младосимволистов». Творчество Блока. Проза и драматургия «младосимволистов». Роман А.Белого «Петербург». Кризис символизма и «постсимволизм». Акмеизм. Творчество Н.Гумилева и О.Ман-дельштама. Творчество А.Ахматовой. Русский футуризм. Творчество В. Хлебникова и А.Крученых. Творчество В.Маяковского. Творчество поэтов «вне групп»: С.Черный, М.Кузмин, В.Ходасевич и др.
  • Литература 1920-50-х годов
    Историко-литературная ситуация пореволюционного времени (1916- нач. 20-х.): «Кафейный период» русской литературы. Размежевание литературных сил. Восприятие Октябрьской революции и гражданской войны в литературе первых пореволюционных лет. Литературная ситуация I-й пол. 20-х годов. Многообразие идейно- сти-левых тенденций и литературных группировок. Политика ВКП(б) в литературе. Литературная борьба. Понятие «попутничества». Стилевые тенденции в прозе 20-х гг. «Эпизация»: тяга к большим формам. «Сказовая проза» и субъективизация повествования (М.Зощенко, М.Пришвин, И.Бабель). «Орнаментальная проза» и ее особенности. Экспрессионистические тенденции в прозе 20-х гг. (Б.Пильняк, Вс.Иванов, Ю.Олеша, Е.Замятин). Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы». Поэзия 20-х гг.: основные тенденции. Поэтический авангард 20-х гг. (обзор). Творчество Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Мандельштама 1920-х годов. Литературная ситуация 1930-х гг. Борьба с «формализмом», дискуссия о языке литературы (1934). Социалистический реализм как единый метод советской литера-туры. Основные жанры соцреализма. Советская переводческая школа. Развитие детской ли-тературы. Литература русского зарубежья (I-я волна). Старшее и младшее поколение русской эмиграции. Поэзия 30-х гг. Творчество Б.Пастернака, О.Мандельштама, М.Цветаевой, Н.Клюева 1930-х гг. Новые имена в поэзии (Б.Корнилов, П.Васильев, А.Твардовский и др.) Песенная лирика 30-х гг. Творчество М.Булгакова (обзор). Итоги литературного процесса 20-30-х гг. Единство и своеобразие «трех пластов» отечественной литературы 1920-1930-х гг. (советской, эмигрантской, «потаенной»); основные закономерности их развития (имманентные законы и внешние факторы).Литературный процесс конца 1030-х - 40-х гг. Кризис советской поэзии и критики. Советская историческая проза (обзор). Литературный процесс 40-х гг.: литература о Второй мировой войне: основные тенденции в прозе, драматургии, публицистике. Лирика военных лет. Творчество Б.Л.Пастернака. Роман «Доктор Живаго». Литературный процесс 1940-х - I-й пол. 1950-х гг. Основные тенденции. Теория бесконфликтности.
  • Литература 1950-1980-х годов
    Неподцензурная литература: от персоналий к институциям. Поэзия последних предвоенных и военных лет - официальная и неофициальная. Творчество Б.Пастернака. роман "Доктор Живаго". "Оттепель" - политическая и культурная. Формироание "лагерной прозы". Полемика А.Солженицына и В.Шаламова вокруг "лагерного опыта".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Эссе по самостоятельно прочитанному произведению из дополнительного списка
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирует часть оценки/расчета Эссе по самостоятельно прочитанному произведению из дополнительного списка
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, знания конкретных исторических фактов. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по десятибалльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным контролем - Оауд Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов (эссе): полнота освещения темы, наличие/отсутствие фактических, логических и стилистических ошибок, использование научной литературы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по десятибалльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем - Осам, раб Письменная работа сдается в устанавливаемый преподавателем срок; по согласованию студентов и преподавателя работа может быть сдана в электронном виде (отправляется на адрес преподавателя) или в распечатке. Экзаменационный билет состоит из двух вопросов, один из которых носит общий, обзорный, а другой - частный, конкретный характер. Накопленная оценка за текущий контроль на каждом этапе освоения курса учитывает результаты студента следующим образом: О накопл = 0,3*Оауд + 0,4* Осам.раб На устный экзамен выходят те студенты, кто недоволен накопленной оценкой и хотел бы увеличить итоговый балл. Для остальных в качестве экзаменационного балла засчитывается балл полученный по результатам аудиторной работы (который тем самым удваивается). Оитог = Онакопл + 0,3*Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агеносов В. В. ; Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 795с. - ISBN: 978-5-9916-3491-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-1-425564
  • Агеносов В. В., Выгон Н. С., Леденев А. В. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ ВОЛНЫ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-534-02929-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-russkogo-zarubezhya-vtoraya-i-tretya-volny-438465
  • Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 687с. - ISBN: 978-5-9916-3579-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565
  • Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-06806-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-serebryanogo-veka-434696
  • Теория литературы : учебник для вузов, Хализев, В. Е., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мескин В. А. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА". Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 385с. - ISBN: 978-5-9916-3639-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-serebryanogo-veka-426189
  • Под общ. ред. Мескина В.А. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX-XXI ВЕКОВ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 411с. - ISBN: 978-5-534-01425-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-xxi-vekov-437461