• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Медиаэкономика

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Адемукова Надежда Владимировна, Гасанов Эмин Салман Оглы, Казакулова Галина Рафаилевна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает медиа как отрасль экономики, анализирует основные тенденции, финансовую политику медиапредприятия. Курс знакомит студентов с основными формами финансовой отчетности, существующими на медиапредприятиях. В рамках курса рассматривается теория инноваций, роль инноваций в развитии медиабизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать базовое представление об инновациях, познакомить студентов с основными понятийно-категориальными элементами в области теории инноваций, показать роль инноваций в развитии медиабизнеса.
  • Рассмотреть виды капитала и формы предприятий и объединений в медиа.
  • Дать представление об элементах финансового управления на медиапредприятии.
  • Познакомить студентов с основными формами отчетности на медиапредприятии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основные теории инноваций.
  • Формулирует и развивает инновационную идею.
  • Называет стандартные модели определения стоимости предприятия.
  • Использует инструменты исследования и анализа рынка.
  • Анализирует процессы медиарынка (по отраслям).
  • Анализирует основные источники социально-экономической информации: отчеты организаций, ведомств, баз данных.
  • Определяет экономические модели отдельных медиапродуктов.
  • Называет основные виды финансовых отчетов медиапредприятия.
  • Называет основные формы организаций предприятия.
  • Составляет бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс.
  • Выделяет основные элементы финансового управления.
  • Анализирует инвестиционную деятельность медиакомпании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория инноваций.
    Что такое инновации? Какие инновации существуют в медиа. Отличие инноваций от технологий и изобретений. Функции инноваций в социально-экономических системах разного уровня. Факторы и движущие силы инновационной деятельности. Проблемы инновационной деятельности. Подрывные и реактивные инновации, признаки их идентификации и анализ их влияния.
  • Виды капитала и формы собственности в индустрии СМИ.
    Основные типы компаний в сфере масс-медиа: концерн, холдинг, конгломерат, синдикат и картель. Организационно-правовые формы предприятий в индустрии медиа.
  • Финансовое управление на медиапредприятиях.
    Основные элементы финансового управления на медиапредприятии и принципы их взаимодействия. Структура и функции финансовой службы медиакомпании.
  • Финансовая отчетность.
    Управление денежными средствами, основные формы отчетности. Структура отчетов: бюджет по балансовому листу, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств.
  • Финансовое планирование и бюджетирование.
    Привлечение долгового финансирования и капитала, инвестирование и размещение свободных средств. Инвестиционная деятельность медиакомпании.
  • Инфраструктура медиа.
    Сети передачи данных для медиа, способы цифровой дистрибуции медиапродуктов. Модели доставки телевизионного сигнала. Управление частотным ресурсом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Домашние задания и задания на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Кейс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Домашние задания и задания на семинарах + 0.3 * Кейс + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Абрамс Р., Комаров С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 486 с.: 84x108 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9614-5738-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/773651
  • Мальцева С. В. ; Отв. ред. Мальцева С. В. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 527с. - ISBN: 978-5-9916-3833-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/innovacionnyy-menedzhment-425846
  • Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bower, J. L., & Christensen, C. M. (1995). Disruptive Technologies: Catching the Wave. Harvard Business Review, 73(1), 43–53. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9501303527
  • Prahalad, C. K., & Ramaswamy, V. (2004). Co-Creation Experiences: The Next Practice In.Value Creation. Journal of Interactive Marketing (John Wiley & Sons), 18(3), 5–14. https://doi.org/10.1002/dir.20015
  • Бизнес-план: обоснование решений : учеб. пособие, Коссов, В. В., 2000
  • Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании / Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105130-6 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/567394
  • Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании: Учебное пособие / Кристенсен К.М. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 239 с.: ISBN 978-5-9614-5658-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002224
  • под редакцией Е. Л. Вартановой - Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0724-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68801