• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социология массовых коммуникаций

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология массовых коммуникаций» направлен на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций;
  • формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа-среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социокультурного, политического, публичного пространств;
  • обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
  • Знает основные этапы развития исследований социальных, культурных и технологических изменений медиасреды, предметное поле этих исследований и ключевых авторов.
  • Различает области применения теорий и методов изучения сферы массовых коммуникаций в контексте следующих подходов: системно-структурный, конструктивистский, Чикагская школа, неомарксизм и Франкфуртская школа, Торонтская школа.
  • Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами.
  • Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе.
  • Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Знает специфику взаимодействия институтов рекламы, связей с общественностью и журналистики.
  • Умеет самостоятельно анализировать различные аспекты развития цифровой культуры и новых медиа с позиции социологической теории. Знает ключевые концепции киберпространства и способы его изучения в контексте развития современных средств массовой коммуникации. Знает базовые теории информационного общества и подходы к исследованию процессов медиаглобализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 7. Социология массовых коммуникаций как отрасль социологического знания.
    Исследования массовой коммуникации как междисциплинарная область научных интересов. Объект и границы предметной области социологии массовой коммуникации. Место социологии массовых коммуникаций среди других отраслей социологического знания. Базовые дефиниции: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, новые медиа, информационное общество. Историко-социологический контекст развития подходов к исследованию массовой коммуникации: зарубежный и отечественный опыт. Общая характеристика этапов развития социологии массовых коммуникаций.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 8. Средства массовой коммуникации в историко-социологической перспективе: проблема медиации
    Развитие способов сохранения и передачи человеческого опыта. Антропологическая концепция А. Гелена. Типы культур и социальная память (К.Леви-Стросс). Символическое опосредование эмпирического мира (Э.Кассирер, С.Лангер). Средство массовой коммуникации как пространственно-временной посредники социального взаимодействия. Идея редукции измерений В.Флюссера. Структурно-функциональная и символическая медиация социального взаимодействия (Э.Дюркгейм, П.Сорокин). Концепция передачи Р.Дебре. Введение в историю медиа: идея «сенсорного баланса» М.Маклюэна. Модернизация типов масс-медиа. Трансформация способов организации информации в современной культуре (В.Буш, А.Моль). Новая система мультимедиа: от массовой коммуникации к массовой самокоммуникации (М.Кастельс). Дигитальная революция и «медиатизация культуры»: концепция опосредованного квазивзаимодействия (Д.Томпсон), роль медиа в изменении характера социальных коммуникаций (В.Шульц), медиатизация как новая форм социализации общества (Н. Коулдри, С.Ливингстон). «Медиация всего» в междисциплинарном подходе С.Ливингстоун.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекции 9. Массовые коммуникации и общество: обзор базовых теоретических подходов.
    Концептуализация предмета социологии массовой коммуникации в ключевых парадигмах: типология Р.Крейга. Позитивистски-ориентированное и интерпретативно-ориентированное видение массовой коммуникации. Системно-структурные подходы: А. Моль, М. де Флюэр, Н.Луман, П.Лазарсфельд, Р.Мертон. Конструктивистские подходы: А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман, Лэнги, Х. Молотча и М. Лестер, Д. Элтейд, Г. Гарфинкель, И. Гофман. Социологические исследования массового сознания и масс-медиа в нач. XX в.: Чикагская школа. Неомарксизм и франкфуртская школа: А. Грамши, М. Хоркхаймер и Т. В. Адорно, Г. Маркузе, В. Беньямин, Л. Альтюссер, Г. Шиллер. Торонтская школа: Г.Иннис, М.Маклюэн. Масс-медиа и гендер: исследование повседневности по И. Гофману. Символическая власть и масс-медиа: социология массовых коммуникаций П.Бурдь.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 10. Массовая коммуникация как социальный институт.
    Cоциально-исторический контекст инстуционалализации массовой коммуникации. Широкое понимание институтов массовой коммуникации (Н. Луман, Дж. Хоторн). Функции СМК и коммуникационные потребности. Функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида: классификация Д. Маккуэйла. Массовая коммуникация как институализированная форма производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах. Ю. Хабермас об институционализации коммуникаций публичной сферы. Свойства медиа: тиражируемость, доступность, массовая аудитория. Явные и скрытые функции медиа. Роль СМК в процессах социализации личности. Связь медиа с социальной, политической, экономической системой. Механизмы социального контроля и нормативные теории медиа. Медиаиндустрия: локальные и глобальные рынки.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Лекция 11. Массовые коммуникации и общественное мнение в контексте публичной сферы.
    Основные категории: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Концепты «публичное», «приватное» по Дж. Вейнтраубу. Свойства публичного пространства в подходе Х. Арендт. Пространственное, структурное и дискурсивное понимания публичной сферы. Упадок публичной сферы (Р. Сеннет). «Структурная трансформация публичной сферы» Ю. Хабермаса. Развитие идей Хабермаса (Ш. Бенхабиб, К. Калхун, Л. Бэннет). Дискурсивный подход к трактовке публичной сферы (Ш. Муфф, Э. Лаклау). Критика публичной сферы в контексте технокапитализма (Д. Келнер, Р. Канн). Модель многоуровневой фрагментированной публичной сферы (МакНейр). Изменение «аутентичной» публичной сферы с приходом новых технологий. Виртуализация публичной сферы: Интернет и сетевое общество (М. Кастельс). Социальная проблема и повестка дня. Теория установления повестки дня М. Маккомбса, Д. Шоу. Обсуждение и отбор социальных проблем. Роль эксперта в конструировании социальных проблем. Репрезентация социальных проблем в медиа. Концепция «публичных арен» С.Хилгартнер, Ч.Л.Боск. Публичная сфера и общественное мнение. Общественное мнение как теоретическая модель. Индустрия исследований общественного мнения. Стандарты и способы презентации опросов и мнений в различных СМК. Использование результатов опросов общественного мнения в масс-медиа: прогнозы и электоральное поведение. «Мичиганская модель». «Спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман. Функции СМК как «четвертой власти». Структуры связей с общественностью в процессе развития технологий СМИ и средств рекламных коммуникаций. Pr-деятельность и общественное мнение: актуализация социальных проблем. Репрезентация общественного мнения в рекламе и трансформация форм медиации. Социально-исторический контекст взаимоотношения власти и медиа в России: позднесоветский период и эпоха гласности, медиаолигархия и свобода слова в период реформ 1990-хх, трансформация информационного поля в 2000-х гг. Роль медиа в проведении политических кампаний.
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций" Лекция 12. Социокультурные исследования коммуникаций киберпространства и виртуальной реальности.
    Концепции информационного общества и медиаглобализации. Цифровая культура и новые медиа. Демассовизация и трансформация аудиторий. Пересмотр «массовых коммуникаций» и развитие пользовательского контента (Наполи, К.Ширки). Понятие киберпространства и способы его исследования. Особенности Интернета как массовой коммуникации и виртуального пространства. Специфика социального взаимодействия и этика онлайн коммуникаций (Т. Плаг). Виртуальная география. Ключевые свойства виртуальной реальности (А. Бюль). Интернет и постархивное сознание (М. Ямпольский).
  • Раздел "Социология массовых коммуникаций". Социокультурные исследования коммуникаций киберпространства и виртуальной реальности.
    Цифровая культура и новые медиа. Демассовизация и трансформация аудиторий. Пересмотр «массовых коммуникаций» и развитие пользовательского контента (Наполи, К.Ширки). Понятие киберпространства и способы его исследования. Особенности Интернета как массовой коммуникации и виртуального пространства. Специфика социального взаимодействия и этика онлайн коммуникаций (Т. Плаг). Виртуальная география. Ключевые свойства виртуальной реальности (А. Бюль). Интернет и постархивное сознание (М. Ямпольский).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое тестирование в системе LMS
  • неблокирующий Оценка за активность на занятиях
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателем и в участии в дискуссии. Аналитический работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов. Оценка работы студентов на семинарских занятиях может быть дополнена баллом за активность на лекционных занятиях. При условии посещения и ответов на всех лекционных занятиях оценка за семинары может быть увеличена на один балл.
  • неблокирующий Оценка за эссе
  • неблокирующий Пересдача экзамена
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Итоговое тестирование в системе LMS + 0.4 * Оценка за активность на занятиях + 0.3 * Оценка за эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных, А. И., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fackler, M., & Fortner, R. S. (2014). The Handbook of Media and Mass Communication Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716712
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133