• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Медиаменеджмент

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Основной задачей дисциплины «Медиаменеджмент» является формирование представлений об условиях и факторах, повлиявших на формирование медиаменеджмента как самостоятельного научно-практического направления, привитию студентам системного видения медиаорганизации и ее окружения, усвоению теоретических знаний об основах управленческой деятельности. Настоящий курс представляет систему взглядов на медиаменеджмент разных акторов рынка (государства, рекламодателя, учредителя, редакции и аудитории), позволяя студентам самостоятельно определять стратегии развития медиапредприятий, умением взвешивать риски и управлять внешними и внутренними ресурсами для построения устойчивых бизнес-моделей медиа. Дисциплина открывает цикл дисциплин, открывающих трек и обеспечивающий базовую подготовку по медиаменеджменту.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к принятию управленческих решений в ситуации общественно-политических ожиданий от медиа и сложившейся парадигме восприятия медиаменеджмента в российской науке и практике.
  • Понимание возможностей и ограничений управления рекламной деятельностью медиа, и особенностей рекламных интеграций в условиях ужесточающийся конкуренции и дефицита рекламных бюджетов.
  • Освоение инструментов управленческой аналитики собственника медиа для контроля управления портфелями, программами, проектами.
  • Изучение особенностей и методов управления творческими и техническими командами, создание «рабочей атмосферы», вовлекающей в продуктивную деятельность.
  • Освоение способов работы с активной частью аудитории, лидерами мнений, бюджетирования, поиск новых форм управления коммуникацией и монетизации продуктов и услуг.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует определение и базовые метрики медиаменеджмента.
  • Понимает специфику и риски управления «четвертой властью».
  • Имеет представление, как интегрировать рекламный контент в медиа.
  • Демонстрирует понимание разделения труда и оргструктуры медиа.
  • Может построить устойчивую бизнес-модель медиа, исходя из внешней среды и внутренних ресурсов предприятия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Менеджмент «четвертой власти»
    Система медиарынка: взгляд регулятора. Власть и социальные сети: управление рисками. Кино и политика. "Медиа-империализм" О. Бойд-Барретта. Международная конкуренция М.Портера. Замеры общественного мнения. Цели медиа по Б. Вирцу. Задачи медиаменеджмента Б.Шермана. «Больше, чем информационные товары» Б. Мержевска и С. А. Холлифилда. Медиа как фирма: В.Иваницкий-Р.Коуз. Специфическая структура, специфический продукт. 7 базовых процессов в фирме: структура, финансы, бизнес-план (стратегия), маркетинг, экономика, учет, логистика. Жизненный цикл медиа. Политэкономия медиа. Работа со стейкхолдерами. Бизнес-модели.
  • Тема 2. «Информация как двигатель торговли»
    Коммерческая природа медиа. Развитие медиа как платной информации. Структура доходов коммерческих медиа: цена за экземпляр, охват, влияние, реклама. Изучение аудиторий для индустрии. Разделение труда: книгоиздание и киноиндустрии. Система звезд: актеры, режиссеры, сценаристы. Контроль производства, проката, демонстрации фильмов. Продукт, услуга, идея. Рынок сопутствующих товаров и услуг. Радио и ТВ как медианосители и средства транспорта. Платформы соцмедиа как мегамаркет. Просмотры, клики, действия. Бизнес-модели.
  • Тема 3. «Собственник медиа»
    Мотивы собственников медиа: власть, деньги, влияние. Специфика медиаменеджмента: производство /агрегация контента, размещение на медианосителе, дистрибуция контента. Вызовы современного медиаменеджмента: конкуренция за внимание, аудитория как производитель контента. Кризис рекламных моделей. Информационное перенасыщение. «Смерть» медиабрендов: продукты и сервисы вместо медиа. Низкая маржинальность. Хамелеонство медиастартапов. Способы монетизации. Оргструктура медиа и стратегии развития. Рост доходов, снижение издержек, устойчивое развитие. Подходы к управлению: «top-down» и «down-top». Медиакомпания на рынке (Л. Кюнг, К. Финка). «Редакционный менеджмент». Стратегия, инновации, аудитория. 6 факторов устойчивого прибыльного роста З. Вуканович. Интеграция и концентрация медиа Н. Дайджа и Д. Дзюнга. Структура-деятельность-результат и оценка ресурсов. Управленческая и финансовая отчетность. Интеллектуальная собственность. Масштабирование. Сочетание стандартов воспроизводства и уникальности медиапродукта. Управление портфелями, программами, проектами. Бизнес-модели.
  • Тема 4. «Медиа для людей»
    Подбор и управление творческими кадрами. «Редакционный менеджмент» Р. Гилеса. Гейткипинг К.Левина и редакционная политика. Управление ожиданиями целевых потребителей. Понятия трафика и контакта. Экономика внимания. Методы измерения. «Безшовное» ТВ. Организация встречи аудитории с медиапродуктом: со-общение. Упаковка со-общения. Дистрибуция контента Д.Маккуэйла.. Теория экологических ниш Дж. Диммика. Структурно-ситуационный подход медиакомпаний. «Рабочая среда» и организационные теории. Теории лидерства в медиа. Мотивация медиаперсонала. Менеджмент инноваций, креатива, предпринимательства. Бизнес-модели.
  • Тема 5. «Люди как медиа
    Лидеры мнений и блогеры. UGC-практики и новые задачи медиа. Смена подходов производства: от издательско-вещательного – к «платформенному» и стриминговому. Карты соцмедиа Ф.Каваццы и «алый океан» технологий. Рекомендательные сервисы вместо медиабрендов. Перепроизводство контента. Перехват дистрибуции. Программатик-технология в экономике символического обмена. Битва за мобильного пользователя: платформы, мессенджеры, поисковики, мобильные операторы. Люди как медиа. Низкий порог входа в индустрию. Коммуникационная экономика Д.Хайма. Конструирование новых норм коммуникации. Бизнес-модели.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Активная работа на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Контрольная работа 4
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активная работа на семинарах + 0.2 * Контрольная работа 1 + 0.2 * Контрольная работа 2 + 0.2 * Контрольная работа 3 + 0.2 * Контрольная работа 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Иваницкий В. Л. - ОСНОВЫ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ СМИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-08351-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-biznes-modelirovaniya-smi-424881
  • Продюсерство. Управленческие решения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Продюсерство кино и телевидения», «Продюсерство» и другим кинематографическим специальностям / под ред. B.C. Малышева, Ю.В. Криволуцкого. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017- 376 с. -(Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-02318-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028893

Рекомендуемая дополнительная литература

  • (HBR) Коллектив авторов - Управление персоналом - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961442502 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8203
  • Авдеев В.В. - Управление персоналом. Оптимизация командной работы: Реинжиниринговая технология - Издательство "Финансы и статистика" - 2014 - 960с. - ISBN: 5-279-02687-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/69109
  • Авдеев В.В. - Управление персоналом. Оптимизация командной работы: Реинжиниринговая технология: Практикум - Издательство "Финансы и статистика" - 2014 - 256с. - ISBN: 978-5-279-03283-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/69108
  • Броган К., Смит Д. - Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 304с. - ISBN: 978-5-91657-671-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62409
  • Бюджетирование в системе управленческого учета малого бизнеса: методика и организация постановки : монография / М.А. Вахрушина, Л.В. Пашкова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 114 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942759
  • Д.Кеннеди,К.Уэлш-Филлипс - Жёсткий SMM: Выжать из соцсетей максимум - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 9785961446920 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/11895
  • Дзялошинский И.М. - Современное медиапространство России: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 312с. - ISBN: 978-5-7567-0890-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97220
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225
  • Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 719 с. - ISBN 978-5-238-00479-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028600
  • Парсаданова, Т.Н. Телепродюсерство. Современные аспекты: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / Т.Н. Парсаданова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 231 с. — (Серия «Продюсерство»). - ISBN 978-5-238-02860-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028471
  • Управление разработкой и внедрением нового продукта: Учебное пособие/БорисковаЛ.А., ГлебоваО.В., ГусеваИ.Б. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011407-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/522742