• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Лексическая типология"

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Цели освоения дисциплины «Лексическая типология» включают ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: представление о лексике как о сложно организованной системе; типологическое изучение систем языковых значений; способы выражения лексического значения говорящим; типы и механизмы ошибочного выражения лексического значения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать базовые понятия лексики, основные принципы организации лексики и основные параметры вариативности лексических значений; уметь выявлять лексически выраженные значения, сравнивать и систематизировать их; владеть базовыми навыками и методами анализа лексических значений. Дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Языковое разнообразие (лингвистическая типология, социолингвистика, языки России, языки мира); Теория языка (морфология, синтаксис, семантика, дискурс).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает объект изучения лексической типологии
  • анализирует ошибки нестандартных носителей языка
  • знает особенности разных подходов в лексической типологии
  • умеет читать разные виды семантических карт
  • соотносит материал известных ему языков с семантической картой
  • выявляет релевантные параметры для существующих в системе противопоставлений
  • анализирует лексический материал, систематизирует его
  • находит закономерности поведения лексических единиц
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Лексическая типология и исследование системных ошибок как ключи к лексико- семантической системе естественного языка и как методика изучения лексической семантики и семантики синтаксиса.
  • Проблема системности в лексике
    Особенности предлагаемых методик и практика их применения. Пробная разметка фрагмента корпуса ошибок. Примеры типологического анализа калькированной лексики и конструкций.
  • Особенности ошибок наследников, принципы их анализа, классификации и корпусной разметки; возможность построения типологии в этой области
    Особенности ошибок наследников, принципы их анализа, классификации и корпусной разметки; возможность построения типологии в этой области.
  • Основные подходы к лексической семантике и лексической типологии
    Основные подходы к лексической семантике и лексической типологии: компонентный анализ, МСШ, подход Вежбицкой-Годдарда, Неймегенской группы, группы Анны А. Зализняк и др.
  • Компьютерные методы в лексической типологии
    Методы сбора и обработки данных, автоматические методы построения анкет и семантических карт
  • Пример лексико- типологического исследования: Aquamotion
    Пример лексико- типологического исследования: Aquamotion.
  • Пример лексико- типологического исследования: глаголы вращения
    Пример лексико- типологического исследования: глаголы вращения.
  • Пример лексико- типологического исследования: глаголы звука
    Пример лексико- типологического исследования: глаголы звука.
  • Пример лексико- типологического исследования: качественные признаки
    Пример лексико- типологического исследования: качественные признаки.
  • Case studies: корпус ошибок
    Анализ конкретных лексических и лексико-синтаксических ошибок в корпусе, организация и пополнение банка лингвистических задач.
  • Case studies: лексическая типология
    Анализ группы прилагательных или глаголов на материале изучаемых языков, мастерклассы по построению анкет для полевых исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий экзамен (презентация исследовательского проекта)
  • неблокирующий домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.29 * активность на семинарах + 0.1 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.41 * экзамен (презентация исследовательского проекта)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шафиков С.Г. - Лексическая типология языков: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 173с. - ISBN: 978-5-9765-4058-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949