Магистратура
2020/2021
Педагогика и психология высшей школы: правовые аспекты образовательной политики в сфере языка
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Языковые права тесно связаны с личностью человека, относятся к базовым ценностям и являются неотъемлемой частью прав человека. Со сложностями в области реализации языковых прав наиболее часто сталкиваются мигранты, беженцы и национальные меньшинства, постоянно проживающие на территории страны. Сегодня мы становимся свидетелями возрастающего перемещения народов, причем очень часто миграция групп людей происходит не по их воле. Причиной этого могут быть социально-экономические, а также военно-политические факторы. Локальные и международные конфликты, а также отсутствие демократических свобод, как правило, провоцируют массовый отток населения. Беженцами становятся люди, у которых есть обоснованный страх преследований на почве национальности, этнической/языковой принадлежности, религии, политических взглядов в своей стране. Статус «беженца» или «мигранта» не всегда позволяет в полной мере реализовывать языковые права. Например, когда речь идет про взаимодействие с органами государственной власти, защиту прав в суде, трудоустройство, а также возможность получать образование на своем родном языке. Данный курс фокусируется на рассмотрении концептуальных аспектов, связанных с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики. Также мы рассмотрим, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны. Мы рассмотрим, как в разных странах в зависимости от ряда факторов реализуется языковая политика в образовании, как она регулируется на государственном и международном уровне, с какими проблемами сталкиваются носители языков, отличающихся от официального государственного. Мы будем анализировать, как выбор языка преподавания и планирование программ обучения письму отражаются на успехах учащихся и как это может усиливать социальное неравенство. Кроме того, мы рассмотрим образовательные программы, реализуемые на двух языках в мультиязычной образовательной среде, уделяя внимание сильным и слабым сторонам такого подхода. В глобальном контексте мы проанализируем различия между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы. Наконец, мы сфокусируем внимание на важности языковой идеологии и власти в разработке образовательной политики.
Цель освоения дисциплины
- Рассмотрение реализации языковой политики и планирования в сфере образования.
- Анализ различий между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы.
- Рассмотреть концептуальные аспекты, связанные с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики.
- Определить, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны.
Планируемые результаты обучения
- Сравнивает концепции и исторические предпосылки возникновения языковых прав. Выявляет уровни регулирования языковых отношений.
- Анализирует ограничения международно-правового регулирования.
- Знает и воспроизводит основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
- Формулирует и называет отдельные аспекты регулирования языковой политики в России.
- Знает и воспроизводит способы выделения финансирования.
- Описывает регулирование сферы образования в России.
- Формулирует и называет понятие и значение региональных языков, языков республик, национально-культурных автономий.
- Знает, описывает, объясняет права мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
- Знает, описывает и объясняет права коренных малочисленных народов.
- Описывает и объясняет: "пользователи жестового языка как языковое меньшинство".
- Описывает и объясняет: внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом»
Содержание учебной дисциплины
- Язык как объект правового регулированияЯзыковые права как новый вид прав человека: возникновение концепции и исторические предпосылки. Язык и культурные права. Уровни регулирования языковых отношений.
- Международное право и языковые праваОграничения международно-правового регулирования. Политика Европейского союза в отношении языковых прав.
- Основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.Государственный язык и языки народов. Национальные меньшинства в России. Ключевые органы и организации.
- Отдельные аспекты регулирования языковой политики в России.Способы выделения финансирования.
- Регулирование сферы образования в РоссииРегулирование сферы образования в России: доступ к образованию, образовательная программа, ФГОС, учебники, подготовка учителей, русский язык, иностранный язык.
- Региональные языки, языки республик, национально-культурные автономии.
- Права мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
- Права коренных малочисленных народов.
- Пользователи жестового языка как языковое меньшинство.
- Внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом»
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = k1 × О накопленная + k2 × О итоговый контроль, где: k1 – равен 0,5; k2 – равен 0,5. О накопленная – преподавателем оценивается работа на семинарских занятиях. О итоговый контроль формируется по следующей формуле: k1 × О домашняя работа + k2 × О разработка стратегии реализации языковых прав в образовании России. k1 – равен 0,4; k2 – равен 0,6.