• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Педагогика и психология высшей школы: правовые аспекты образовательной политики в сфере языка

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Языковые права тесно связаны с личностью человека, относятся к базовым ценностям и являются неотъемлемой частью прав человека. Со сложностями в области реализации языковых прав наиболее часто сталкиваются мигранты, беженцы и национальные меньшинства, постоянно проживающие на территории страны. Сегодня мы становимся свидетелями возрастающего перемещения народов, причем очень часто миграция групп людей происходит не по их воле. Причиной этого могут быть социально-экономические, а также военно-политические факторы. Локальные и международные конфликты, а также отсутствие демократических свобод, как правило, провоцируют массовый отток населения. Беженцами становятся люди, у которых есть обоснованный страх преследований на почве национальности, этнической/языковой принадлежности, религии, политических взглядов в своей стране. Статус «беженца» или «мигранта» не всегда позволяет в полной мере реализовывать языковые права. Например, когда речь идет про взаимодействие с органами государственной власти, защиту прав в суде, трудоустройство, а также возможность получать образование на своем родном языке. Данный курс фокусируется на рассмотрении концептуальных аспектов, связанных с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики. Также мы рассмотрим, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны. Мы рассмотрим, как в разных странах в зависимости от ряда факторов реализуется языковая политика в образовании, как она регулируется на государственном и международном уровне, с какими проблемами сталкиваются носители языков, отличающихся от официального государственного. Мы будем анализировать, как выбор языка преподавания и планирование программ обучения письму отражаются на успехах учащихся и как это может усиливать социальное неравенство. Кроме того, мы рассмотрим образовательные программы, реализуемые на двух языках в мультиязычной образовательной среде, уделяя внимание сильным и слабым сторонам такого подхода. В глобальном контексте мы проанализируем различия между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы. Наконец, мы сфокусируем внимание на важности языковой идеологии и власти в разработке образовательной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотрение реализации языковой политики и планирования в сфере образования.
  • Анализ различий между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы.
  • Рассмотреть концептуальные аспекты, связанные с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики.
  • Определить, какие лингвистические меры принимаются для определения этнической / национальной / языковой принадлежности различных групп, и попытаемся проанализировать, насколько они эффективны.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает концепции и исторические предпосылки возникновения языковых прав. Выявляет уровни регулирования языковых отношений.
  • Анализирует ограничения международно-правового регулирования.
  • Знает и воспроизводит основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
  • Формулирует и называет отдельные аспекты регулирования языковой политики в России.
  • Знает и воспроизводит способы выделения финансирования.
  • Описывает регулирование сферы образования в России.
  • Формулирует и называет понятие и значение региональных языков, языков республик, национально-культурных автономий.
  • Знает, описывает, объясняет права мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
  • Знает, описывает и объясняет права коренных малочисленных народов.
  • Описывает и объясняет: "пользователи жестового языка как языковое меньшинство".
  • Описывает и объясняет: внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык как объект правового регулирования
    Языковые права как новый вид прав человека: возникновение концепции и исторические предпосылки. Язык и культурные права. Уровни регулирования языковых отношений.
  • Международное право и языковые права
    Ограничения международно-правового регулирования. Политика Европейского союза в отношении языковых прав.
  • Основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации.
    Государственный язык и языки народов. Национальные меньшинства в России. Ключевые органы и организации.
  • Отдельные аспекты регулирования языковой политики в России.
    Способы выделения финансирования.
  • Регулирование сферы образования в России
    Регулирование сферы образования в России: доступ к образованию, образовательная программа, ФГОС, учебники, подготовка учителей, русский язык, иностранный язык.
  • Региональные языки, языки республик, национально-культурные автономии.
  • Права мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
  • Права коренных малочисленных народов.
  • Пользователи жестового языка как языковое меньшинство.
  • Внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Стратегия реализации языковых прав в образовании России
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = k1 × О накопленная + k2 × О итоговый контроль, где: k1 – равен 0,5; k2 – равен 0,5. О накопленная – преподавателем оценивается работа на семинарских занятиях. О итоговый контроль формируется по следующей формуле: k1 × О домашняя работа + k2 × О разработка стратегии реализации языковых прав в образовании России. k1 – равен 0,4; k2 – равен 0,6.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Образовательное право : учебник для академического бакалавриата, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сложность российских законов : опыт синтаксического анализа, , 2020