Бакалавриат
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Педагогическая психология и методика преподавания иностранных языков
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
138
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа предназначена для студентов образовательной программы "Иностранные языки и межкультурная коммуникация", по специальности "Теория и методика преподавания иностранных языков". Особенностью данной дисциплины является развитие профессиональных знаний и умений в области преподавания иностранных языков и подготовка студентов к педагогической практике – к самостоятельной работе учителя иностранного языка. В данном курсе рассматриваются как методические, так и психологические аспекты преподавания иностранных языков.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов представлений о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.
- формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах (ФГОС, примерные образовательные программы, CEF) определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части
- формирование у студентов знаний о современных требованиях к уровню развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с ФГОС и Европейской шкалой компетенций (CEFR)
- формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля всех компонентов иноязычной коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) компетенции обучающихся
- развитие у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих УМК по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности;
- формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков;
- формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
- формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
Планируемые результаты обучения
- владеть базовой терминологий методики преподавания иностранных языков
- владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков; навыками планирования и проведения фрагмента урока
- владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
- уметь спланировать и провести фрагмент урока
- уметь анализировать фрагмент урока, посвящённый обучению говорению
- умеет спланировать и провести фрагмент урока и проанализировать фрагмент урока, посвящённый обучению
- владеть навыками анализа упражнения на соответствие программам
- уметь проанализировать видео-урок по плану
- уметь спланировать, провести и проанализировать урок с использованием альтернативных методов преподавания
- уметь выбрать и разрабатывать задания для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и Олимпиадам
- знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
- уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
- уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
- уметь проводит рефлексию педагогической деятельности
- знать особенности мотивационной сфер участников образовательного процесса;
- владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
- знать особенности познавательных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер участников образовательного процесса
- иметь первичные навыки работы с людьми подросткового возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием
- иметь первичные навыки работы с взрослыми людьми для решения практических задач, связанных с обучением иностранным языкам
- иметь представлении об организации образовательного процесса в рамках культуросообразных подходов
- знать историю развития методики как науки
- знать цели, содержание, принципы обучения лексики. уметь использовать разные способы семантизации лексики. уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного обучению лексика
- владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков уметь спланировать и провести фрагмент урока анализировать фрагмент урока, посвящённый обучению рецептивным видам речевой деятельности
Содержание учебной дисциплины
- Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики. Методические принципы. Содержание обучения иностранным языкам. Средства обучения. Методы и приемы. ИКК
- Мотивация к обучению иностранных языковПонятие мотивации. Виды мотивации. Способы обеспечение мотивации на занятиях по ИЯ.
- Ценностно -ориентационный компонент ИККЦенности, установки, эмоции
- Нормативные документыНормативные документы (ФГОС, примерных программ, авторских программ УМК и т. д.).
- Обучение аспектам языка. Обучение лексике.Цели, содержание, принципы обучения лексике. Способы семантизации лексики. Приемы ознакомления с лексическими единицами. Контроль сформированности лексических навыков.
- Обучение грамматике.Обучение грамматике. Что значит знать грамматику. Подходы и методы в обучении грамматике.
- Обучение аспектам языка. Обучение фонетике.Обучение аспектам языка. Сущность обучения фонетике. Подходы в обучении фонетике. Контроль сформированности фонетических навыков.
- Обучение рецептивным видам речевой деятельности.Чтение как цель и средство обучения.Механизмы чтения. Виды чтения и их роль в процессе обучения и реального общения. Этапы работы с текстом. Контроль сформированности навыков и умений чтения. Аудирование как цель и средство обучения. Механизмы аудирования. Трудности при обучении аудированию. Развитие умений аудирования. Этапы работы над аудиотекстом. Контроль сформированности умений аудирования.
- Обучение говорению.Обучение говорению. Этапы построения урока по говорению. Создание необходимых опор.
- Обучение письму.Обучение письму. этапы обучения письму. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении говорению
- Планирование урока. Анализ урока.Планирование урока. Этапы урока. Анализ урока.
- Активные методы преподавания иностранных языков.Активные методы преподавания иностранных языков. Дискуссии дебаты.
- Языковой контроль в школе. Альтернативные формы контроля.Языковой контроль в школе. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Анализ заданий ОГЭ, ЕГЭ. Олимпиады.
- Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников. Специфика обучения дошкольников и младших школьников. Подходы, методы и технологии применяемые на данном этапе.
- Обучение ИЯ подростковМетодика обучения иностранным языкам подростков. Специфика. Подходы, методы и технологии.
- Выбор и оценка УМК.Выбор и оценка УМК. Критерии оценки УМК. Дополнение УМК.
- Выбор и использование дополнительных ресурсов.Выбор и использование дополнительных ресурсов. Оценка дополнительных ресурсов. Способы их применения на занятиях.
- Итоги педагогической практики.Итоги педагогической практики. Обсуждение ситуаций, произошедших на практике. Рефлексия. Попытка создания траектории дальнейшего развития.
- Особенности обучения ИЯ взрослыхМетодика обучения иностранным языкам взрослых. Специфика обучения. Подходы, методы и технологии.
- Культуросообразные подходы в обучении ИЯКлассификация подходов. Преимущество межкультурного подхода к обучению ИЯ. Технология обучения ИЯ в рамках культуросообразных подходов.
- Становление методики как наукиИстория отечественной и зарубежной методики
- Психология.Введение в психологию развития и возрастную психологию Культурно-историческая психология образования: возрастной аспект Младенчество – вхождение в мир Раннее детство – от действия к мысли Дошкольное детство – игра и познавательная активность Младший школьник – учебная деятельность и умение учиться Отрочество – общаться и/или учиться? Юность – жизненное и профессиональное самоопределение Молодость – обучение и вхождение в профессию Зрелость и старость: чему и как могут учиться взрослые?
Элементы контроля
- Аудиторная работаПроигрывание уроков, фотографии урока, терминологические диктанты, практические задания, презентации). Элементы, входящие в аудиторную работу, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует на занятии, то выставляется 0.
- Домашняя работаСоставление ментальных карт, подготовка планов урока, анализа уроков, анализ УМК. Если студент отсутствовал на занятии по уважительной причине, подтвержденной документально, то работа может быть представлена в течение 3х рабочих дней после выздоровления.
- Тесты
- Работа на лекцииквизы, участие в дискуссиях. Квизы, проводимые на лекциях, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует, то выставляется 0.
- Онлайн курсСтуденты самостоятельно проходят онлайн курс https://openedu.ru/course/hse/PSYHO/#. По завершению студенты выполняют контрольную работу
- ЭкзаменЭкзамен проходит в онлайн-формате на платформе Smart LMS Перед началом экзамена студент обязан показать свой студенческий билет. Экзамен проводится в письменной форме дистанционно с прокторингом в MSTeams. Экзамен состоит из 1 вопроса . Общее время Экзамена – 60 минут. Перерыв в процессе Экзамена не предусмотрен. 3. Язык проведения экзамена - русский. 4. Для участия в экзамене студенту необходимо: Подготовить документ, удостоверяющий личность (оригинал паспорта, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры, микрофона, наушников или динамиков, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты (ручки, белые листы формата А4 для черновика); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу LMS. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, следует проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзамене. 5. Студент-участник экзамена обеспечивает технические требования к ПК студента, проводит итоговую проверку ПК студента не позднее чем за 24 часа до экзамена: экзамен может быть выполнен на стационарном компьютере или ноутбуке (мобильные устройства поддерживаются/ не поддерживаются). • достаточный уровень освещенности; • низкий уровень шума; • отсутствие помех передачи видео - и аудиосигнала; • наличие исправной и включенной веб-камеры (включая встроенные в ноутбуки); • наличие исправного и включенного микрофона (включая встроенные в ноутбуки); • наличие постоянного интернет-соединения со скоростью передачи данных от пользователя не ниже 5 Мбит/сек. Если возникли проблемы с видео или аудио связью до начала экзамена, необходимо предупредить об этом преподавателя и менеджера ОП по корпоративной почте (одним письмом). В письме необходимо детально описать ситуацию и приложить подтверждающие материалы (скриншот экрана, включающий системное время создания скриншота/ фото, видео и т.д.). (п.3 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) 6. Во время письменной части экзамена студенту запрещено: • выключать видеокамеру, микрофон; • пользоваться автокорректорами, конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; • покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); • пользоваться наушниками, гарнитурами, за исключением периода экзамена, когда выполняются задания раздела Аудирование. • пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); • привлекать посторонних лиц для помощи в написании экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; • вслух громко зачитывать задания; 7. Нарушения связи в процессе Экзамена: Кратковременным нарушением связи в период Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Smart LMS не более 5 минут. Если во время экзамена возникли кратковременные нарушения связи (до 5 минут) со стороны студента: • во время письменной части - студент будет иметь возможность выполнить другой вариант письменной работы. (п.2.4 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) Долговременным нарушением связи во время Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой LMS 5 минут и более. Продолжить выполнение задания в случае долговременного нарушения связи не представляется возможным. В случае долговременного нарушения связи с платформой LMS во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (сделать скриншот, фотографию всего экрана, чтобы было видно время и окно приложения/сайта, получить о
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Работа на лекции + 0.2 * Тесты + 0.2 * Экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.15 * Онлайн курс + 0.1 * Работа на лекции + 0.15 * Тесты + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Беляева Л. А. - ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-11037-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/interaktivnye-sredstva-obucheniya-inostrannomu-yazyku-interaktivnaya-doska-444070
- Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
- Отв. ред. Трубицина О. И. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-11656-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-445845
Рекомендуемая дополнительная литература
- Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792
- Комаров А. С. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ИГРЫ И ПЬЕСЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 156с. - ISBN: 978-5-534-06427-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-angliyskomu-yazyku-igry-i-pesy-438829