• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Педагогическая психология и методика преподавания иностранных языков

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 138

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа предназначена для студентов образовательной программы "Иностранные языки и межкультурная коммуникация", по специальности "Теория и методика преподавания иностранных языков". Особенностью данной дисциплины является развитие профессиональных знаний и умений в области преподавания иностранных языков и подготовка студентов к педагогической практике – к самостоятельной работе учителя иностранного языка. В данном курсе рассматриваются как методические, так и психологические аспекты преподавания иностранных языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.
  • формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах (ФГОС, примерные образовательные программы, CEF) определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части
  • формирование у студентов знаний о современных требованиях к уровню развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с ФГОС и Европейской шкалой компетенций (CEFR)
  • формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля всех компонентов иноязычной коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) компетенции обучающихся
  • развитие у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих УМК по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности;
  • формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков;
  • формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
  • формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть базовой терминологий методики преподавания иностранных языков
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков; навыками планирования и проведения фрагмента урока
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
  • уметь спланировать и провести фрагмент урока
  • уметь анализировать фрагмент урока, посвящённый обучению говорению
  • умеет спланировать и провести фрагмент урока и проанализировать фрагмент урока, посвящённый обучению
  • владеть навыками анализа упражнения на соответствие программам
  • уметь проанализировать видео-урок по плану
  • уметь спланировать, провести и проанализировать урок с использованием альтернативных методов преподавания
  • уметь выбрать и разрабатывать задания для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и Олимпиадам
  • знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
  • уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
  • уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
  • уметь проводит рефлексию педагогической деятельности
  • знать особенности мотивационной сфер участников образовательного процесса;
  • владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
  • знать особенности познавательных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер участников образовательного процесса
  • иметь первичные навыки работы с людьми подросткового возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием
  • иметь первичные навыки работы с взрослыми людьми для решения практических задач, связанных с обучением иностранным языкам
  • иметь представлении об организации образовательного процесса в рамках культуросообразных подходов
  • знать историю развития методики как науки
  • знать цели, содержание, принципы обучения лексики. уметь использовать разные способы семантизации лексики. уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного обучению лексика
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков уметь спланировать и провести фрагмент урока анализировать фрагмент урока, посвящённый обучению рецептивным видам речевой деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.
    Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики. Методические принципы. Содержание обучения иностранным языкам. Средства обучения. Методы и приемы. ИКК
  • Мотивация к обучению иностранных языков
    Понятие мотивации. Виды мотивации. Способы обеспечение мотивации на занятиях по ИЯ.
  • Ценностно -ориентационный компонент ИКК
    Ценности, установки, эмоции
  • Нормативные документы
    Нормативные документы (ФГОС, примерных программ, авторских программ УМК и т. д.).
  • Обучение аспектам языка. Обучение лексике.
    Цели, содержание, принципы обучения лексике. Способы семантизации лексики. Приемы ознакомления с лексическими единицами. Контроль сформированности лексических навыков.
  • Обучение грамматике.
    Обучение грамматике. Что значит знать грамматику. Подходы и методы в обучении грамматике.
  • Обучение аспектам языка. Обучение фонетике.
    Обучение аспектам языка. Сущность обучения фонетике. Подходы в обучении фонетике. Контроль сформированности фонетических навыков.
  • Обучение рецептивным видам речевой деятельности.
    Чтение как цель и средство обучения.Механизмы чтения. Виды чтения и их роль в процессе обучения и реального общения. Этапы работы с текстом. Контроль сформированности навыков и умений чтения. Аудирование как цель и средство обучения. Механизмы аудирования. Трудности при обучении аудированию. Развитие умений аудирования. Этапы работы над аудиотекстом. Контроль сформированности умений аудирования.
  • Обучение говорению.
    Обучение говорению. Этапы построения урока по говорению. Создание необходимых опор.
  • Обучение письму.
    Обучение письму. этапы обучения письму. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении говорению
  • Планирование урока. Анализ урока.
    Планирование урока. Этапы урока. Анализ урока.
  • Активные методы преподавания иностранных языков.
    Активные методы преподавания иностранных языков. Дискуссии дебаты.
  • Языковой контроль в школе. Альтернативные формы контроля.
    Языковой контроль в школе. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Анализ заданий ОГЭ, ЕГЭ. Олимпиады.
  • Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.
    Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников. Специфика обучения дошкольников и младших школьников. Подходы, методы и технологии применяемые на данном этапе.
  • Обучение ИЯ подростков
    Методика обучения иностранным языкам подростков. Специфика. Подходы, методы и технологии.
  • Выбор и оценка УМК.
    Выбор и оценка УМК. Критерии оценки УМК. Дополнение УМК.
  • Выбор и использование дополнительных ресурсов.
    Выбор и использование дополнительных ресурсов. Оценка дополнительных ресурсов. Способы их применения на занятиях.
  • Итоги педагогической практики.
    Итоги педагогической практики. Обсуждение ситуаций, произошедших на практике. Рефлексия. Попытка создания траектории дальнейшего развития.
  • Особенности обучения ИЯ взрослых
    Методика обучения иностранным языкам взрослых. Специфика обучения. Подходы, методы и технологии.
  • Культуросообразные подходы в обучении ИЯ
    Классификация подходов. Преимущество межкультурного подхода к обучению ИЯ. Технология обучения ИЯ в рамках культуросообразных подходов.
  • Становление методики как науки
    История отечественной и зарубежной методики
  • Психология.
    Введение в психологию развития и возрастную психологию Культурно-историческая психология образования: возрастной аспект Младенчество – вхождение в мир Раннее детство – от действия к мысли Дошкольное детство – игра и познавательная активность Младший школьник – учебная деятельность и умение учиться Отрочество – общаться и/или учиться? Юность – жизненное и профессиональное самоопределение Молодость – обучение и вхождение в профессию Зрелость и старость: чему и как могут учиться взрослые?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Проигрывание уроков, фотографии урока, терминологические диктанты, практические задания, презентации). Элементы, входящие в аудиторную работу, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует на занятии, то выставляется 0.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Составление ментальных карт, подготовка планов урока, анализа уроков, анализ УМК. Если студент отсутствовал на занятии по уважительной причине, подтвержденной документально, то работа может быть представлена в течение 3х рабочих дней после выздоровления.
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Работа на лекции
    квизы, участие в дискуссиях. Квизы, проводимые на лекциях, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует, то выставляется 0.
  • неблокирующий Онлайн курс
    Студенты самостоятельно проходят онлайн курс https://openedu.ru/course/hse/PSYHO/#. По завершению студенты выполняют контрольную работу
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в онлайн-формате на платформе Smart LMS Перед началом экзамена студент обязан показать свой студенческий билет. Экзамен проводится в письменной форме дистанционно с прокторингом в MSTeams. Экзамен состоит из 1 вопроса . Общее время Экзамена – 60 минут. Перерыв в процессе Экзамена не предусмотрен. 3. Язык проведения экзамена - русский. 4. Для участия в экзамене студенту необходимо: Подготовить документ, удостоверяющий личность (оригинал паспорта, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры, микрофона, наушников или динамиков, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты (ручки, белые листы формата А4 для черновика); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу LMS. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, следует проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзамене. 5. Студент-участник экзамена обеспечивает технические требования к ПК студента, проводит итоговую проверку ПК студента не позднее чем за 24 часа до экзамена: экзамен может быть выполнен на стационарном компьютере или ноутбуке (мобильные устройства поддерживаются/ не поддерживаются). • достаточный уровень освещенности; • низкий уровень шума; • отсутствие помех передачи видео - и аудиосигнала; • наличие исправной и включенной веб-камеры (включая встроенные в ноутбуки); • наличие исправного и включенного микрофона (включая встроенные в ноутбуки); • наличие постоянного интернет-соединения со скоростью передачи данных от пользователя не ниже 5 Мбит/сек. Если возникли проблемы с видео или аудио связью до начала экзамена, необходимо предупредить об этом преподавателя и менеджера ОП по корпоративной почте (одним письмом). В письме необходимо детально описать ситуацию и приложить подтверждающие материалы (скриншот экрана, включающий системное время создания скриншота/ фото, видео и т.д.). (п.3 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) 6. Во время письменной части экзамена студенту запрещено: • выключать видеокамеру, микрофон; • пользоваться автокорректорами, конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; • покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); • пользоваться наушниками, гарнитурами, за исключением периода экзамена, когда выполняются задания раздела Аудирование. • пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); • привлекать посторонних лиц для помощи в написании экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; • вслух громко зачитывать задания; 7. Нарушения связи в процессе Экзамена: Кратковременным нарушением связи в период Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Smart LMS не более 5 минут. Если во время экзамена возникли кратковременные нарушения связи (до 5 минут) со стороны студента: • во время письменной части - студент будет иметь возможность выполнить другой вариант письменной работы. (п.2.4 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) Долговременным нарушением связи во время Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой LMS 5 минут и более. Продолжить выполнение задания в случае долговременного нарушения связи не представляется возможным. В случае долговременного нарушения связи с платформой LMS во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (сделать скриншот, фотографию всего экрана, чтобы было видно время и окно приложения/сайта, получить о
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Работа на лекции + 0.2 * Тесты + 0.2 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.15 * Онлайн курс + 0.1 * Работа на лекции + 0.15 * Тесты + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляева Л. А. - ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-11037-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/interaktivnye-sredstva-obucheniya-inostrannomu-yazyku-interaktivnaya-doska-444070
  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Отв. ред. Трубицина О. И. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-11656-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-445845

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792
  • Комаров А. С. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ИГРЫ И ПЬЕСЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 156с. - ISBN: 978-5-534-06427-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-angliyskomu-yazyku-igry-i-pesy-438829