• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Археология

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Куза Василий Андреевич, Петрухин Владимир Яковлевич, Шевцов Алексей Олегович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на изучение студентами основных терминов, приемов археологического исследования и ознакомление студентов с вещественными источниками, а также предназначена для формирования необходимых знаний для прохождения археологической практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами археологического исследования в целях исторической реконструкции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • расширить представление об источниковой базе отечественной и всеобщей истории
  • раскрыть междисциплинарную природу современного гуманитарного знания
  • развить навыки работы с вещественными источниками
  • ознакомить с методами работы современной археологии
  • сформировать знания и компетенции, необходимые для успешного прохождения археологической практики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Археология и история.
    Археология, источниковедение, историческая география и другие специальные дисциплины: взаимосвязь и специфика. Историки и археологи. Основные археологические понятия. Цели и естественнонаучные методы в археологии вчера и сегодня.
  • Каменный век. Общая характеристика эпохи
    Каменный век. Общая характеристика эпохи. Палеолит: присваивающее хозяйство и становление ностратической (бореальной) макросемьи языков. Мезолит. Неолит: неолитическая революция и становление больших языковых семей. Индоевропейская проблема.
  • Энеолит и бронзовый век. Значение металлургии в развитии культуры.
    Энеолит и бронзовый век. Значение металлургии в развитии человеческой культуры и общества. Энеолит: феномен Балкано-Карпатской металлургической провинции. Экономика, искусство и религия по археологическим данным.
  • Бронзовый век Циркумпонтийской металлургической провинции.
    Ранний и средний бронзовый век в пределах Циркумпонтийской металлургической провинции.
  • Эпоха раннего металла за пределами Циркумпонтийской металлургической провинции.
    Эпоха раннего металла за пределами Циркумпонтийской металлургической провинции.
  • Поздний бронзовый век. Евразийская металлургическая провинция.
    Поздний бронзовый век. Общая характеристика эпохи. Поздний бронзовый век в пределах Евразийской металлургической провинции. Поздний бронзовый век в пределах Кавказской металлургической провинции.
  • Ранний железный век. Археология античных государств.
    Ранний железный век. Общая характеристика эпохи. Археология античных государств Северного Причерноморья. Античная цивилизация и варварский мир.
  • Ранний железный век. Скифская эпоха и Геродот. Сарматская эпоха.
    Ранний железный век. Скифская эпоха и Геродот. Сарматская эпоха.
  • Великое переселение народов, происхождение и расселение славян.
    Великое переселение народов, происхождение и расселение славян.
  • Средневековая археология. Хазары и волжские болгары, Русь и варяги.
    Средневековая археология. Хазары и волжские болгары, Русь и варяги.
  • Археология Москвы, Золотой Орды; новое время и «военная» археология.
    Археология Москвы, Золотой Орды; новое время и «военная» археология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.com). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, которое составляется старостой группы и высланному преподавателю и на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Экзамен, проводимый в дистанционной форме с использованием платформы ZOOM, проходит в форме собеседования со студентами. Ответ студентом на первый вопрос экзамена представляет собой характеристику одного из естественно-научных методов, используемых в археологии, который предлагает студенту преподаватель. При ответе на второй вопрос студент произвольно называет цифру от одного до 36.После этого преподаватель выводит на экран компьютера картинку из базового учебника по археологии, на которой изображены диагностируюшие артефакты одной из археологических культур, которые рассматривались в процессе освоения дисциплины на лекционных и семинарских занятиях. Картинки из учебника нумеруются в произвольном порядке. Студент должен назвать соответствующую археологическую культуру, ее датировку и дать основные ее характеристики.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Тест + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бруяко Игорь Викторович. (2015). Несколько сюжетов на тему колонизации Северо-Западного Причерноморья. Античный Мир и Археология, (17). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16543800
  • Мартынов А. И. - АРХЕОЛОГИЯ 9-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-04537-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arheologiya-431881

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древний Египет; Скифский мир : хрестоматия, , 2004