• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Современные методы анализа данных о населении

Статус: Курс по выбору (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель дисциплины «Современные методы анализа данных о населении»: - формирование представления о возможностях и обучение навыкам использования качественных, экспериментальных и картографических методов для решения научно-практических задач в области (прикладной) демографии. Соответственно, дисциплина состоит из двух блоков. Целью первого блока дисциплины является освоение метода эксперимента и методов сбора и анализа социально-демографической информации в рамках качественной парадигмы. Блок «Качественные методы исследования» знакомит с теорией и методологией данной парадигмы, с основными методами, методиками и техниками сбора информации, процедурами составления программы качественного исследования, его инструментария, особенностями полевого этапа, аналитическими процедурами и правилами презентации исследования. Слушатели программы в результате освоят: 1. основные принципы методологии социологического исследования в качественной парадигме, 2. знания и навыки применения основных качественных методов, 3. навыки реализации стратегии качественного исследования от постановки задачи до презентации результатов, 4. умение обоснованно комбинировать отдельные методы качественного исследования. Основная цель второго блока дисциплины является формирование представления о возможностях и обучение навыкам использования картографических, геоинформационных и пространственно-статистических методов для решения научно-практических задач в области (прикладной) демографии. Студенты получат знания об особенностях сбора и хранения пространственных и связанных с ними данных; методах пространственного анализа и моделирования в геоинформационном программном обеспечении; способах представления (визуализации) информации в виде карт, анаморфоз, анимаций и картографических веб-сервисов. Курс является практико-ориентированным. В ходе курса студентам рекомендуется пройти онлайн курс «Качественные методы исследований» на платформе Coursera. Практические занятия, составляющие основу курса, будут проходить в компьютерном классе с использованием геоинформационного программного обеспечения ArcGIS, Esri и баз пространственных данных. Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь: представление об основных об источниках получения демографической информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью первого блока дисциплины является освоение методов сбора и анализа социально-демографической информации в рамках качественной парадигмы, а также методом эксперимента. Блок «Качественные методы исследования» знакомит с теорией и методологией данной парадигмы, с основными методами, методиками и техниками сбора информации, процедурами составления программы качественного исследования, его инструментария, особенностями полевого этапа, аналитическими процедурами и правилами презентации исследования. Основная цель второго блока дисциплины состоит в формировании представления о возможностях и обучении навыкам использования картографических, геоинформационных и пространственно-статистических методов для решения научно-практических задач в области (прикладной) демографии. Студенты получат знания об особенностях сбора и хранения пространственных и связанных с ними данных; методах пространственного анализа и моделирования в геоинформационном программном обеспечении; способах представления (визуализации) информации в виде карт, анаморфоз, анимаций и картографических веб-сервисов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - Дает определение основных понятий по методам исследований в качественной парадигме социальных наук; - Формирует релевантный план качественного исследования, сбора и анализа данных; - Способен провести исследование по этому плану
  • - Формирует релевантный план качественного исследования, сбора и анализа данных; - Способен провести исследование по этому плану; - Обладает глубокими знаниями в отношении специфики сбора, анализа и интерпретации качественных данных
  • - Формирует релевантный план качественного исследования, сбора и анализа данных; - Способен провести исследование по этому плану; - Обладает глубокими знаниями в отношении специфики сбора, анализа и интерпретации качественных данных;
  • - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы
  • - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы.
  • - Дает определение основных понятий по методам исследований в качественной парадигме социальных наук; - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы.
  • - Использует методы наблюдения, индивидуального и группового интервью, исследования случая, экспериментальные методы, исследования случая
  • - Обладает навыками по созданию и пространственной визуализации данных о населении - Обладает глубокими знаниями в отношении геоинформационного картографирования населения - Способен построить пространственную модель с использованием наиболее современных методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • КАЧЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ; ИСТОКИ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ
    Феноменология (Гуссерль, Шюц), понимающая социология (М. Вебер и др.), этнометодология (Гарольд Гарфинкель, Харвей Сакс и др.). Методы понимания. Герменевтическая целостная интерпретация. Идеографический vs. номотетический метод. Исследование повседневности. «Жизненный мир» (А. Щютц), Социальное конструирование реальности. Этнометодология. Разделяемые смыслы. Страус и Корбин, построение теории. Насыщенное описание.
  • СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТАЦИИ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ; обоснованная теория
    Определение поля и доступ в поле. Концептуальные рамки и теория, вырастающая из данных. Континуум от свободного наблюдения до эксперимента. Кейс-стади, этнографическое исследование, устная история, анализ дискурса. Полевые материалы, организация данных, практики полевого исследования. Этапы полевого исследования. Этика качественного исследования, правовые аспекты копирайта на данные и интепретацию. Подготовка и презентация отчета качественного исследования
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
    Индивидуальное интервью: нарративное, полуструктурированное, лейтмотивное, проблем-центрированное, электронное. Особенности, преимущества и проблемы метода. Процесс выбора типа интервью в зависимости от задач автора. Биографический метод. Запись и расшифровка интервью. Виды транскриптов в зависимости от избранного теоретического подхода. Вопросы этики в применении к данному методу. Применение интервью в демографии (репродуктивное поведение, миграция, образ жизни)
  • СОЗДАНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАБОРОВ ДАННЫХ О НАСЕЛЕНИИ. ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: ПОИСК МЕСТ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
    Понятие картографических и геоинформационных методов исследования населения. Типы и источники пространственных данных. Базы пространственных данных. Интеграция пространственных и статистических БД. Понятие SQL –запросов. Пространственная и атрибутивная выборка объектов. Визуализация и оформление объектов. Создание точечных наборов данных по адресам и координатам объектов. Картографический дизайн и оформление карт населения Виды геоизображений (глобус, карта, снимок, атлас, анаморфоза и прочее). Общие свойства и различия. Способы изображение и графические средства. Сочетание различных способов изображения. Легенды карт. Надписи на картах. Методы геоинформационного картографирования. Создание аналитических карт населения по статистическим данным. Подходы к классификации объектов путем группировки значений показателей. Пространственная автокорреляция. Индекс Морана. Тест на статистическую значимость результатов. Анализ «горячих точек». Понятие сетевого геоинформационного анализа Создание и редактирование графа улично-дорожной сети Построение буферных зон вокруг объектов социальной инфраструктуры Оценка временной доступности объектов социальной инфраструктуры
  • НАБЛЮДЕНИЕ
    Наблюдение: включенное, невключенное, примеры исследований, вопросы этики и достижимости поля. Нетнография (наблюдение в интернете, онлайн-этнография). Особенности и ограничения метода наблюдения (в том числе в интернете). Преимущества метода. Применение в демографии: практики устройства мигрантов, сексуальное поведение, саморазрушительное поведение, ЗОЖ, исследования пациентов.
  • ФОКУС-ГРУППЫ И ГРУППОВЫЕ ДИСКУССИИ
    История метода. Виды фокус-групп. Преимущества и ограничения метода. Онлайн групповые дискуссии как исследовательский метод. Области применения фокус-групп, в том числе в демографии (репродуктивные решения, контрацептивное поведение, исследования пациентов, групп с особенностями образа жизни). Особенности проведения групповых дискуссий с информантами различного пола и возраста
  • ЭКСПЕРИМЕНТ
    Полевой и лабораторный эксперимент. Особенности планирования исследования при выборе данного метода. Примеры исследований (принятие решений, гендерные особенности, женщины и мужчины в управлении, вовлечение девочек в образование как борьба со слишком ранней рождаемостью, и т. д.)
  • КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОв; метод кейс стади (исследование случая).
    Качественный анализ текстов, виды анализа, различные концептуальные подходы к нему. Степень детализации анализа. Степень детализации транскриптов в зависимости от целей автора. Виды интерпретации. Построение теории на основе анализа текстов. Компьютерные программы для кодирования и последующего анализа текстов. Качественное исследование случая, кейс стади
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
    по теме картографирование
  • неблокирующий письменный экзамен
    при первой и второй пересдаче пересдается только экзамен по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
    по теме картографирование
  • неблокирующий письменный экзамен
    при первой и второй пересдаче пересдается только экзамен по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.525 * домашнее задание + 0.175 * контрольная работа + 0.3 * письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Геоинформационное картографирование : методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков: учебник для вузов, Лурье И. К., 2010
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова В. В., 1998
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг И. Е., Шанин Т., 2009
  • Метод фокус - групп : учебник, Белановский С. А., 1996
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс А., Корбин Дж., 2001
  • Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе, Морено Я., 2004
  • Технология интервью : учеб. пособие для вузов, Лукина М. М., 2003
  • Эксперимент в социальной психологии, Милграм С., Вахтиной Н., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антон Смолькин. (2015). Искажения в самоописаниях в ходе неформализованного интервью: сенситивные ситуации и стратегии самообъяснения информантов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B07FE3
  • Гарфинкель, Г., & Баньковская, С. (2012). Что Такое Этнометодология? Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743775