• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Древнегреческий язык и авторы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом дисциплины является аттический диалект древнегреческого языка и круг вопросов, связанных с литературой, написанной на этом диалекте. На втором курсе читается аттическая проза классического периода (Ксенофонт, Лисий, Платон), обсуждаются вопросы, связанные с жанровыми особенностями изучаемых произведений: композиция исторического сочинения, философского диалога, судебной речи, изображение персонажа, проблематика; также комментируется культурно-историческая обстановка, в которой они были написаны. Основная цель курса – подготовка специалиста в области комментирования и перевода произведений античных авторов, владеющего на профессиональном уровне древнегреческим языком; формирование у студента навыков филологического анализа текста и культурно-исторического комментирования, что может быть достигнуто только при интенсивном изучении, строящемся, прежде всего на анализе подлинных авторских текстах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • закрепить знание принципов, по которым строится греческий художественный период
  • расширить лексический запас
  • дать представление о композиции и художественных приёмах исторического сочинения, диалогов и ораторский прозы, познакомить с философской терминологией и проблематикой
  • дать начальные навыки культурно-исторического комментария
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определение жанровых особенностей произведения в целом
  • использование лексики прочитанного текста.
  • интерпретация содержания прочитанного текста
  • интерпретация стилистических особенностей текста
  • Владение навыками анализа ораторской прозы
  • Владение навыками грамматического и культурно-исторического комментария
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 1. Ксенофонт «Анабасис».
    А. ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ. Систематизация изученных в 1-м и 2-м семестре морфологических тем: типы именных склонений, глагольные классы и типы спряжений. Синтаксис падежей, синтаксис сложноподчиненного предложения. Функции частиц, наклонений. В. ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ. Место «Анабасиса» в творчестве Ксенофонта. Политические взгляды историка и его судьба. История похода десяти тысяч. Принцип изложения материала в «Анабасисе». Отстраненность описания, фигура автора. Хронологический принцип описания. Географический и этнографические экскурсы. Реалии персидской и греческой жизни. Достоверность сведений, сообщаемых Ксенофонтом. Изображение персонажей: речи, авторские характеристики. Риторика у Ксенофонта.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 2. Лисий. «Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена».
    Деятельность Лисия как логографа. Особенность этопеи: имитация речи простого гражданина, незнакомого с ораторскими приемами. Изображение участников событий: простоватый супруг земледелец Евфилет, его неверная жена, соблазнитель Эратосфен, служанка, старуха-доносчица. Переплетение диэгезы с опровержением обвинений.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 3. Лисий. «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии тридцати».
    Афины в Пелопонесской войне. Правление тридцати в изображении Лисия (беззакония, разорение граждан, борьба с политическими соперниками). Судьба семьи Лисия во время правления тридцати. Особенности стиля Лисия: чистота языка, отсутствие архаизмов, неологизмов, поэтической лексики, тропов. Форма изложения: превалирование диэгезы (повествовательной части) над прочими разделами речи. Порядок судебной процедуры. Обращения Лисия к судьям, свидетелям, ответчику
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 2. Раздел 4. Платон. диалоги «Апология Сократа», «Федон».
    Построение речи «Апология Сократа». Обвинители Сократа и содержание обвинений. Содержание ответов Сократа на обвинения. Антириторичность как стилистический прием Платона: 1) на уровне языка, 2) на уровне аргументации. Смыслы, заложенные в «Апологии», как основа литературного творчества Платона: образ Сократа; проблема и семантика биографических данных; изображение Сократа по контрасту; общественная функция Сократа; состояние и ориентиры общества – задачи философа. Развитие творчества Платона от «Апологии Сократа» до «Государства». Кодовый язык «Апологии». Диалог о смерти Сократа, или диалог о душе. О чем говорит рамка диалога (Флиунтская община пифагорейцев, Симмий и Кебет – ученики Филолая). Смысл первой части диалога: Сократ и жена; Сократ и Евен; Сократ и его друзья. Разум как очищение: происхождение и развитие метафоры у Платона. Личный путь Сократа к знанию о бессмертии души. Пять доказательств бессмертия души.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Xenophon. (n.d.). Xenophontis Opera omnia / 3 : Continens Cyri Minoris expeditionem. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F801BAB2
  • Греческо - русский словарь, Вейсман, А. Д., 2006
  • История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диалоги, Платон, ., 1998