• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Немецкий язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Немецкий язык» является курсом базовой профильной части профессионального цикла образовательной программы «Античность». Развитая научная традиция Германии и, как следствие, наличие обширной литературы на немецком языке обуславливает требование достаточно бегло читать и понимать немецкие тексты по специальности. Знания основ грамматики немецкого языка и наличие навыка чтения, перевода и реферирования немецких текстов разного рода (прежде всего научных, научно-популярных и публицистических) является обязательным условием успешной учебной и научной деятельности специалиста в области античной филологии и/или истории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студента с основными грамматическими явлениями немецкого языка, в частности различными синтаксическими конструкциями (не только базовыми, но и сложными, что обеспечивает правильное понимание серьезной научной литературы), с лексикой и устоявшимися выражениями (как обиходного, так и научного языка)
  • в короткий срок выработать у студентов умение читать словари, грамматики, энциклопедии и другую релевантную научную литературу, написанную на немецком языке
  • научить навыкам письменной научной и устной обиходной речи в пределах изученной тематики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание фонетических и фонологических особенностей немецкого языка, знание правил чтения; умение бегло читать вслух немецкие тексты. Форма контроля: упражнения на чтение, чтение текста вслух.
  • знание форм местоимений и артиклей; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста; умение порождать формы. Знание лексики по темам: древняя история; географические термины. Формы контроля: письменная контрольная работа.
  • знание морфологии имени существительного, прилагательного, числительного; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики по темам: древнейшая история; природа. Формы контроля: письменная контрольная работа.
  • знание морфологии глагола, умение правильно интерпретировать глагольные формы в тексте; умение анализировать научный текст на немецком языке, выделять и понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: экономика и хозяйство в древности; лингвистическая терминология. Формы контроля: письменная контрольная работа.
  • знание предлогов немецкого языка и их управления; знание основных элементов синтаксиса простого и сложного предложения; умение находить в тексте и верно интерпретировать придаточные; умение читать тексты по специальности; умение анализировать научный текст на немецком языке, четко понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное. Знание лексики по темам: материальная культура и археология; обороты научной речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Фонетика и орфография.
    Фонетико-фонологическая система немецкого языка, выработка основных навыков произношения и аудирования. Алфавит, основные черты орфографии, «правила чтения».
  • Тема 2: Морфология артиклей и местоимений.
    Склонение неопределенного и определенного артиклей. Отрицательный артикль kein: склонение и употребление. Склонение и употребление притяжательные и указательных местоимений. Склонение и употребление вопросительных местоимений. Склонение личных местоимений. Безличные местоимения. Отрицательные местоимения. Возвратное местоимение sich. Неопределенные местоимения. Склонение относительных местоимений. Безличные местоимения.
  • Тема 3: Морфология имени. Количественные и порядковые числительные.
    Пять типов образования множественного числа существительных, их связь с родом (знать слова из списков die Hand etc). Cклонение существительных. Женский, сильный и слабый тип склонения. Переходная группа в склонении. Склонение существительных во множественном числе. Числительные: количественные и порядковые. Обозначение времени. Даты. Обозначение времени суток, дней недели, названия месяцев; используемые предлоги.
  • Тема 4: Морфология глагола.
    Три основные формы глагола: участие их в образовании временных и залоговых форм. Образование трех основных форм и формы 3 л. ед.ч. презенса разных глаголов: слабых (machen, arbeiten...), сильных (liegen, kommen ...), глаголов с неотделяемыми приставками (bekommen...), глаголов с отделяемыми приставками (einladen...), модальных глаголов (wollen...), глаголов на -ieren (passieren...), смешанных глаголов (brennen и т.д.), нерегулярных глаголов (sein, haben, werden, gehen, stehen, tun, bringen). Образование и употребление временных форм глагола (презенс, претерит, перфект). Cпряжение глаголов во всех временных формах. Презенс: особенности образования форм презенса у разных глаголов, изменение корневых гласных сильных глаголов во 2 и 3 лице ед. ч. презенса, употребление форм презенса. Претерит: особенности спряжения глаголов в претерите (окончание 1 л. ед.ч. = 3 л. ед.ч.), употребление форм претерита. Перфект: образование форм, выбор вспомогательного глагола (haben или sein) при перфекте, употребление перфекта. Залог: образование и употребление форм пассива действия. Образование форм повелительного наклонения, особенности разных глаголов. Модальные глаголы: формы, особенности спряжения в презенсе, значение и употребление, порядок слов в предложениях с модальными глаголами.
  • Тема 5. Предлоги в немецком языке. Синтаксис. Словообразование.
    Управление предлогов. Предлоги, управляющие всегда дательным, винительным и родительным падежом. Слияние предлогов с артиклем. Предлоги, управляющие дательным и винительным падежом в зависимости от контекста. Пары переходных и непереходных глаголов, близких по форму и значению (stehen - stellen, sitzen – setzen, liegen - legen, hängenсильн. - hängenслаб.). Связь переходности с выбором падежа при предлоге и с типом спряжения. Прямой и обратный порядок слов в самостоятельном и главном предложениях. Понятие глагольной рамки. Порядок слов в придаточных предложениях; порядок слов в сложноподчиненном предложении. Некоторые типы придаточных (союзы; употребление союзов als и wenn при временных придаточных, придаточные цели с damit и целевые инфинитивные обороты с um...zu, использование союзов weil и da в придаточных причины, придаточные определительные). Вопросительное предложение, общий и частный вопрос. Отрицание: частное и общее отрицание, частное отрицание неопределённой именной группы (kein). Словообразование существительных, прилагательных и наречий. Продуктивные суффиксы и словообразовательные модели.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за самостоятельные работы
  • неблокирующий Оценка за контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Оценка за контрольные работы + 0.25 * Оценка за самостоятельные работы + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Практическая грамматика немецкого языка : учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. — 15-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 255 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5aa7dcf056bac1.36487196. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055786

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schritte: Ubungsgrammatik, Gottstein-Schramm, B., 2010
  • Themen neu 1 : Arbeitsbuch, Bock, H., 1999
  • Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2001