• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Иероглифика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Языки и литература Юго-Восточной Азии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Мазо Ольга Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Иероглифика» читается на втором курсе студентам ОП «Языки и литература Юго-Восточной Азии». Курс предполагает ознакомление с историей и основами иероглифической письменности и грамматики китайского языка, освоение навыков записи и чтения иероглифических знаков, а также овладение базовыми навыками перевода китайских текстов. Тесное взаимодействие вьетнамской культуры с китайской, постоянное влияние китайской культуры на становление системы образования, государственного аппарата, философии и идеологии во Вьетнаме обуславливают необходимость включения дисциплины «Иероглифика» в программу. Без знания иероглифической письменности невозможно освоение официального языка делопроизводства древнего и средневекового Вьетнама, чтение древних вьетнамских прозаических и поэтических текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с историей возникновения и развития китайской иероглифической письменности
  • Освоение навыков записи и чтения иероглифических знаков
  • Овладение базовыми навыками анализа и перевода китайских текстов
  • Овладение навыками распознавания элементов графического знака, поиска незнакомого иероглифа в иероглифическом словаре с использованием ключа
  • Знакомство с основными направлениями традиционной китайской филологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомление с историей происхождения и ранними этапами развития китайской письменности
  • Ознакомление с основными этапами графической эволюции иероглифики
  • Знакомство с традиционной версией исторического структурирования иероглифической письменности
  • Знакомство с указательными иероглифами
  • Освоение базовых принципов написания иероглифов
  • Знакомство с принципами создания иероглифов для записи новых слов
  • Знакомство с историей развития иероглифической письменности в японкой, корейской, вьетнамской культурах
  • Понимание роли иероглифической письменности для восточных культур, знакомство с основными принципам и проблемами ее развития
  • Знакомство с историей развития вэньяня
  • Знакомство с основными направлениями традиционной китайской филологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн-курс "Введение в китайскую иероглифику" https://openedu.ru/course/spbu/HANZI/
    В рамках этого курса студенты научатся писать и узнавать 214 ключей китайского языка.
  • Краткая история развития иероглифического письма
    Традиционные представления о происхождении китайской письменности. Научные гипотезы относительно генезиса иероглифической системы: протокитайские орнаментальные насечки и т. п. Иньские гадательные надписи как первый исторически зафиксированный образец китайской письменности. Основные этапы графической эволюции иероглифики. Чжоуская письменность. Стили гу вэнь и да чжуань. Унификация письма в правление циньской династии; стиль сяо чжуань. Переход от бамбуковых табличек к шелку, бумаге и туши; развитие стилей ли шу и кай шу. Скорописные стили: син шу, цао шу и др.
  • Графическо-семантическая классификация иероглифов
    Традиционная версия исторического структурирования иероглифической письменности (шесть категорий Сюй Шэня). Указательные иероглифы. Изобразительные иероглифы (монограммы, графемы). Идеограммы. Видоизмененные и заимствованные иероглифы. Фоноидеограммы, причины их возникновения и распространения. Фоноидеографический принцип как основополагающий при создании крупного иероглифического корпуса.
  • Основные пути разрастания иероглифического фонда
    Создание новых иероглифов для записи новых слов. Ареальные и индивидуальные варианты. Необязательность совпадения понятий "слово" и "иероглиф"; возможность использования разных иероглифов для записи одного и того же слова в зависимости от оттенка значения. Иероглифическая письменность в других культурах (японской, корейской, вьетнамской)
  • Специфические особенности иероглифической системы в сравнении со слоговыми и алфавитными письменностями
    Иероглифика как письменность, идеально приспособленная для нужд китайского языка. Связующая и унифицирующая роль иероглифической письменности (в диахроническом аспекте — возможность читать древние памятники; в синхронном — средство наддиалектного общения). Попытки демонтажа иероглифической письменности, причины их неудачи. Реформа письменности в КНР (сокращение иероглифов), ее плюсы и минусы
  • Иероглифика и дихотомия "письменный / устный язык" в контексте китайской и сопредельных цивилизаций
    Процесс трансформирования живого древнекитайского языка в мертвый литературный (вэньянь). Особый статус вэньяня в традиционном Китае. Роль вэньяня в сегодняшнем Китае, на Тайване и в других странах дальневосточного аре¬ала. Иероглифическая письменность в вэньяне и в байхуа («разговорном» варианте литературного китайского языка). Основные направления традиционной китайской филологии: лексикография, глоссирование и комментирование, синхронная и историческая фонология. Иероглиф как ключевой объект изучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточные тестирования
  • неблокирующий задания и экзамен онлайн-курса
  • неблокирующий Экзамен проводится онлайн
  • неблокирующий домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Промежуточный контроль знаний проводится в форме письменного экзамена онлайн (прокторинг) и оценивается до 50 баллов. В результате текущего и промежуточного контроля знаний студенты получают результирующую оценку по курсу. Результирующая (Орезульт) оценка производится по стобалльной шкале и рассчитывается по формуле: Орезульт = 0,2 (домашние задания) + 0,3 (онлайн-курс) + 0,5 *Оэкз Накопленная оценка (Онакопл) представляет собой сумму оценок, полученных за онлайн курс и выполнение домашних заданий; максимум составляет 20 баллов за домашние задания и 30 за онлайн-курс. Оэкз – оценка за письменный экзамен, максимум составляет 50 баллов. Оценка «удовлетворительно» (проходной балл) выставляется обучающемуся, набравшему не менее 40 баллов в результате суммирования баллов, полученных при текущем контроле и промежуточной аттестации.
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Промежуточный контроль знаний проводится в форме письменного экзамена и оценивается до 50 баллов. В результате текущего и промежуточного контроля знаний студенты получают результирующую оценку по курсу. Результирующая (Орезульт) оценка производится по стобалльной шкале и рассчитывается по формуле: Орезульт = 0,2 (домашние задания и работа на уроке) + 0,3 (Отест1) + 0,5 *Оэкз. Накопленная оценка (Онакопл) представляет собой сумму оценок, полученных за промежуточное тестирование и выполнение домашних заданий; максимум составляет 30 баллов за тестирования и 20 за домашние задния и работу на уроке. Оэкз – оценка за письменный экзамен, максимум составляет 50 баллов. Оценка «удовлетворительно» (проходной балл) выставляется обучающемуся, набравшему не менее 40 баллов в результате суммирования баллов, полученных при текущем контроле и промежуточной аттестации.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Промежуточный контроль знаний проводится в форме письменного экзамена и оценивается до 50 баллов. В результате текущего и промежуточного контроля знаний студенты получают результирующую оценку по курсу. Результирующая (Орезульт) оценка производится по стобалльной шкале и рассчитывается по формуле: Орезульт = 0,3 (Отест1; Отест2) + 0,2 (домашние работы) + 0,5 *Оэкз. Накопленная оценка (Онакопл) представляет собой сумму оценок, полученных за промежуточные тестирования и домашние работы; максимум составляет 50 баллов. Оэкз – оценка за письменный экзамен, максимум составляет 50 баллов. Оценка «удовлетворительно» (проходной балл) выставляется обучающемуся, набравшему не менее 40 баллов в результате суммирования баллов, полученных при текущем контроле и промежуточной аттестации.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1. Ду, В.Н. Китайский язык: фонетика, иероглифика, устные темы : учебно-методическое пособие / В.Н. Ду, К.Б. Лозовская. — Екатеринбург : УрФУ, 2016. — 36 с. — ISBN 978-5-7996-1737-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/98835
  • Словарь древнекитайских иероглифов : с приложением словаря наиболее частотных омографов, встречающихся в древнекитайском тексте : сост. Е. Г. Ивановой [и др.] ; [под научной ред. Т. Н. Никитиной, В. П. Зайцева]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. - 352 с. - ISBN 978-5-9925-0429-3. - Режим доступа: http://proxylibrary.hse.ru:2133/catalog/product/1048148