• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Русская поэзия"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Научно–исследовательский семинар «Русская поэзия» проводится для студентов 2-4 курсов бакалаврской программы «Филология». В ходе семинара студенты осваивают основные методы академического исследования главным образом на материале поэтических текстов XVIII-ХХI веков; у студентов формируются представления о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией; приобретаются основные технические навыки литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др. На базовых принципах создания текста академического характера студенты пишут собственное научное исследование (прежде всего – курсовую работы и ВКР). На семинарах разбираются важнейшие для направления исследования образцы научных работ, анализируются поэтические тексты, студенты выступают с докладами по результатам собственных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • овладение студентами основными методами академического исследования главным образом на материале поэтических текстов; • освоение навыков историко-литературного исследования художественного текста; • формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией; • освоение студентами основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.; • освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы и ВКР); • развитие навыков академического письма, подготовка текста курсовой работы и ВКР. • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - Основные принципы комментирования художественного текста; - Основные методики анализа поэтического текста (историко-литературное комментирование, анализ поэтики и стилистики, стиховедческий анализ); - Базовые этапы развития и основные имена русской литературы.; - Основной круг библиографических источников; - Основные принципы создания письменного текста академического характера (или научного исследования); Уметь: - Создавать самостоятельное научное исследование; - Выявлять в художественном тексте фрагменты, подлежащие комментированию; - Составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации. Владеть: - Навыком написания текста академического характера; - Навыком библиографического поиска и описания печатных и электронных изданий; - Навыком самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с основной темой курсовой работы; - Навыком публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отбирать необходимую литературу, готовить предварительные материалы к курсовой работе.
  • Анализировать текст произведения в контексте русской поэтической традиции
  • Соотносить знание о традиции с исследованием поэзии середины ХХ века, проводить интерпретацию текста с опорой на исторический контекст.
  • Опираясь на библиографические разыскания формулировать основные результаты и наблюдения предшественников. На основе анализа и интерпретации текста представлять собственное исследование.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение русской поэзии XVIII-XIX веков. Исторический и литературный контекст. Основные события и имена
    Этапы развития русской поэтической системы и языка поэзии после Ломоносова. Русская силлаботоника. Поэзия Державина. Основные тенденции русской поэзии конца XVIII века. Н.М. Карамзин. Поэзия первой половины ХIX века. «Архаисты и новаторы». Споры о литературе и языке. Эволюция системы поэтических жанров. Элегическая школа. Поэзия А.С. Пушкина. Предшественники. Современники. Пушкинские мотивы в поэзии XIX и ХХ века. Периодизация творчества Пушкина. Основные мотивы поэзии Пушкина. Пушкин и Байрон. Литературное поле пушкинской эпохи как система. Основные концепции развития русской литературы пушкинской эпохи («сентиментализм – романтизм – реализм» vs. «архаисты и новаторы»). Роль концепции Тынянова в истории изучения русской литературы и современные концепции литературного поля. Пушкин как центральная историко-литературная фигура. Пушкин и Катенин. Пушкин и Кюхельбекер. Пушкин и Баратынский. Пушкин и Тютчев. М. Ю. Лермонтов и его место в истории русской поэзии. Поэзия Лермонтова в историко-литературном контексте. Периодизация творчества Лермонтова. Концепция Б. М. Эйхенбаума и современное лермонтоведение. Особенности поэтики и стилистики лермонтовской лирики. Поэзия середины ХIX века Поэзия А.А. Фета. Стилистика и поэтика Фета. Основные мотивы. Циклизация и книги стихов Фета. Поэзия Н.А. Некрасова. Поэтика и стилистика. Работы Ю.Тынянова и Б. Эйхенбаума о Некрасове. Некрасов и Жуковский. Жанровые и ритмические эксперименты Некрасова. Язык Некрасова. Приемы и направленность литературной пародии. Пародийность и пародичность (Ю. Н. Тынянов). Роль пародийных текстов в эволюции русского стиха и русской поэзии. Литературная позиция А.К. Толстого. Поэзия конца XIX века . Лирика и поэмы Я.П. Полонского и К.К. Случевского. Поэзия С. Надсона и Н. Минского. Поэзия Вл. Соловьева – между философией и предсимволизмом.
  • Основные направления и тенденции поэзии 1890-1921
    Символисты – от Н.Добролюбова, И. Коневского, Дм. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова и З. Гиппиус до Вяч. Иванова, А. Белого и А. Блока. Периодизация творчества А. Блока. Лирика и поэмы. «Преодолевшие» символизм. Поиски нового поэтического языка и поэтической системы от Н. Гумилева, А. Ахматовой и О. Мандельштама до В. Хлебникова, В. Маяковского и Б. Пастернака. Место В. Ходасевича, М. Цветаевой и С. Есенина в поэзии до и после 1917 года.
  • Советская поэзия 1920-1950-х
    Традиции, языковые и идеологические черты в поэзии Э. Багрицкого, ОБЭРИУтов. Поэзия1940-1950-х Поэзия К. Симонова, А. Суркова и А. Твардовского. Поэзия Д. Самойлова, С. Наровчатова, Б. Слуцкого.
  • Основные тенденции и направления поэзии 1950-1980-х
    Преемственность и своеобразие поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной и И. Бродского. Циклизация в поэзии И. Бродского. Новые тенденции в поэзии 1980-х – 2000-х. Поэзия Т.Ю. Кибирова, С.М. Гандлевского, Б. Кенжеева. Обсуждение хода работы над КР. Сообщения студентов, дискуссии. Проблемы выбора материала и стратегии. Инструменты работы с библиографией Продвинутый поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ-ВШЭ и в открытых источниках. Методы презентации. Доклады студентов по теме курсовой работы Выступление студентов с предварительной рассылкой материалов к обсуждению, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех членов семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий посещаемость
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.7 * доклад + 0.1 * посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Акимова Н.Н. - Русская литература и культура XIX века (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 397с. - ISBN: 978-5-406-04136-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917524
  • История русской литературы "серебряного века" : учебник для бакалавров, Мескин, В. А., 2014
  • История русской литературы конца XIX - начала XX века : учебник для вузов, Соколов, А. Г., 2000
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-10656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-430987
  • Львов-Рогачевский В. Л. - НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [ВЗГЛЯД ИЗ 1924 Г.] - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 390с. - ISBN: 978-5-534-08829-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/noveyshaya-russkaya-literatura-vzglyad-iz-1924-g-426594
  • Пастернак и современники : биография, диалоги, параллели, прочтения, Поливанов, К. М., 2006
  • Под ред. Романовой Г.И. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 2. XX ВЕК 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-07770-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-2-xx-vek-434640
  • Соколов А. Г. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 501с. - ISBN: 978-5-9916-6305-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-426514
  • Суматохина, Л. В. О Некрасовских образах в стихотворении Б. Л. Пастернака 'Ненастье' [Электронный ресурс] / Л. В. Суматохина // Проблемы современного филологического образования. межвузовский сборник научных статей. Памяти профессора А. П. Окуневой / Под ред. профессора С. А. Леонова. Выпуск 3. - Москва - Ярославль : МГПУ - РЕМДЕР, 2002. - С. 100 - 104. - Режим доступа: http://znanium.com/
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 310с. - ISBN: 978-5-534-10666-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-431053

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русской литературы XVIII века. Практикум : учеб. пособие для вузов, Травников, С. Н., 2004
  • Поэт и проза : книга о Пастернаке, Фатеева, Н. А., 2003
  • Поэтика Пастернака : инварианты, структуры, интертексты, Жолковский, А. К., 2011