• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социологическая теория

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

Главная цель освоения дисциплины «Социологическая теория» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности, выраженной в сколько-нибудь внятных формах, в отечественной социологии, единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, критическая оценка) зарубежных (главным образом – западных) теоретических концепций. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты освоили наиболее значительные (популярные) в современном социологическом дискурсе теории, фигуры, школы конфликта
  • освоение студентами основ нео-марксистской теории, ее понятийного аппарата.
  • студенты умеют устанавливать и прослеживать взаимосвязь и общие основания неомарксизма и теории Хабермаса
  • студенты отслеживают преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией
  • студенты осваивают понятийный аппарат и теоретические основания современной микросоциологии
  • студенты получают ориентиры для анализа этнометодологических исследований
  • студенты ориентируются в основных тезисах теории Гидденса и различают два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания
  • студенты овладевают основными приемами теоретического анализа в области конструктивистской социологии
  • студенты получают представление о теоретической эволюции теории систем -- от Парсонса до Лумана
  • студенты осваивают основания социологического анализа постмодернистских теорий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Тема 1.Эпистемологические проблемы современной социологической теории.
    Три типа научности в социологии и кризисы в развитии социологической теории. Характеристика основных гносеологических проблем социологической теории и ее эпистемологических альтернатив (реализм/номинализм; холизм/индивидуализм; утопия/идеология; микро-/макротеория; порядок/конфликт). Социологическое знание и здравый смысл: взаимозависимость и противоречия. "Двойная герменевтика". О "принципиальной координации" субъекта и объекта в социологическом знании. Объяснение и понимание: две традиции эпистемологии (позитивизм, понимающий метод). О методологическом монизме. «Подводящая» теория объяснения и две ее модели (дедуктивно-номологическая и индуктивно-вероятностная) VS телеологическое объяснение. Интенциональность как основной элемент в объяснении социального действия. Интенциональность и целеполагание. «Практический силлогизм» и проблемы справедливости вывода в телеологическом объяснении. Объяснение в социальных науках (понимание и интерпретация). Квазикаузальные и квазителеологические объяснения в истории.
  • Тема 2.Экскурс (№1) в историю классической социологии: Т. Парсонс: что необходимо знать, переходя к пост-парсонианской социологической теории.
  • Тема 3. Пост-парсонианское теоретизирование в социологии: Социология конфликта.
    Новая либеральная программа Р.Дарендорфа. Два лица социальной структуры. Институционализация и императивно координируемые ассоциации. Власть и авторитет как основные источники конфликта и социального изменения. Первичность конфликта в социальном процессе. Легитимация и конфликт: от квази-групп к конфликтным. Нормативные ориентации и методологические проблемы теории. Кантианская составляющая концепции Дарендорфа. Современный социальный конфликт: диалектика прав и возможностей. Манипулирование жизненными шансами. Л.Козер о природе современного социального конфликта. Органическое происхождение конфликта. Социальные функции конфликта: их позитивная, интегративная направленность. Причины конфликта. Конфликт и враждебность. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт. Конфликт и групповая структура. Насильственность конфликта. Варианты разрешения социального конфликта: концепция «скрещивающихся социальных кругов». Конфликт и "равновесие сил".
  • Тема 4. Экскурс (№2) в социально-философские основания неомарксистской социологии.
    Марксизм и ранний неомарксизм: критическая теория Франкфуртской школы; идея праксиса (Лукач, Хоркхаймер, Адорно). «Реификация», рефлексия и «негативная диалектика». Субъективность и интерсубъективность. Авторитарная личность. Одномерный человек.
  • Тема 5. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса: задачи социальной теории.
    Понятие общественности ("публичной сферы") и структурная трансформация общественности. Ранние работы Хабермаса: от левого либерализма к неомарксизму. "Теория и практика". Логика социальных наук и критика позитивизма. Полемика франкфуртских философов и попперианцев и ее значение для теоретической социологии. Анализ систем знания и человеческий интерес. Наука и техника как идеология. Типы знания. "Воспроизводство, смысл, свобода" – смещение акцентов. Преобладание в современном мире эмпирически-аналитических систем знания. Упадок публичной сферы и кризис легитимации. Хабермас и лингвистическая философия. Концепция "универсальной прагматики". Хабермас и Гадамер о проблеме понимания. Полемика Хабермаса и Лумана и ее значение для теоретической социологии. "Система" и "жизненный мир", типы современных кризисов и конфликтов. Знание и власть, теория коммуникативного действия. Идеальный тип ненарушенной коммуникации и его признаки. "Коммуникативная компетентность" действующих. "Притязания на обоснованность". Коммуникация и рациональность. Типы действия. Структура жизненного мира. Коммуникативное действие и определение ситуации. Дифференциация "жизненного мира" и "системных процессов". Деньги и власть как средства интеграции современных обществ. Теоретико-социологическое значение поздних работ Хабермаса по философии морали и политики.
  • Тема 6. Экскурс (№3) в социально-философские основания американских теорий акционизма.
    Инструментализм и Теория действия американского прагматизма. Философские основания социологических теорий прагматизма: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Специфика прагматистского акционизма. Определение «действующего». Проблемная ситуация как условие рефлексии и действия. «Творческий ум» и «ситуативная свобода». Прагматистская «рациональность».
  • Тема 7. Микроанализ взаимодействия: Ирвинг Гофман.
    Порядок взаимодействия. Микроанализ акта взаимодействия. "Столкновение" и его характеристики. "Правила" и "ритуал" поддержания контакта. Определение ситуации. Роль и личность. "Линия поведения" и "лицо". Сфокусированное и несфокусированное взаимодействие. "Публичное невнимание". "Разговор" как совместная вовлеченность в единую схему интерпретаций. Драматургический подход. Представление себя другим в повседневной жизни. "Представление" и его правила. "Командное представление". Принципы субъективной организации опыта в социальных ситуациях. "Схемы" и "фабрикации". Исследование институтов и ритуалов. Понятие "тотального института". Понятие социальной стигмы. Концепция риутализованного взаимодействия. Понятие вежливого невнимания и его теоретическое значение. Пространственная организация взаимодействия. Эпизоды взаимодействия. Тактики и стратегии взаимодействия. Фрейм-анализ.
  • Тема 8. Этнометодологические исследования.
    Феноменология и этнометодология. Интеракционизм и этнометодология. Этнометодология и формально-аналитическая социология: противоположность и взаимная дополнительность. Этнометодологическое безразличие. Гибридные исследования работы. Основные понятия и этно-методы. Эксперимент как дидактическая задача. Конверсационный анализ.
  • Тема 9. Экскурс (№4) в социально-философские основания современных социологических теорий: теория как система «осмысливающих» понятий.
    Неокантианство и Verstehen социология. Номотетические и идиографические науки, герменевтика и эмпатия. Метод социологии – от Дильтея к М.Веберу.
  • Тема 10.Конституирование общества и новые правила социологического метода: Э. Гидденс.
    Критика функционализма и эволюционизма, интеракционизма и структурализма. Реальные процессы взаимодействия между индивидами в ходе производства ими и воспроизвдства социальных структур. Теория структурации и ее основные понятия: дуальность, «правила и ресурсы», «деятельность». Основные характеристики "правил", используемых для поддержания социальных отношений. Ресурсы как источник власти. Индивидуальное действие, взаимодействие и социальная структура. Классификация правил и ресурсов в соответствии с тремя основными понятиями - легитимация, господство и обозначение «Действующий» и его «знание», уровни знания: "дискурсивное сознание" и "практическое сознание". «Онтологическая система безопасности», «защитный кокон». «Риск и доверие». Воспроизводство структуры в пространстве и времени. Социальные институты и их характеристики. Сознательная и бессознательная динамика действия зависит от рутины и регионов, обеспечиваемых институциональными образцами. Рутинизация и способы ее поддержания. Регионализация как скрещение пространства и времени. "Локус" и "локал", модусы локусов. Глобализация как социальный процесс. Дискуссии по поводу «третьего пути».
  • Тема 11.Конструктивизм П. Бурдье.
    Конструктивизм и структурализм. Контекст и импровизация в социальных ситуациях. Критика "объективизма". Критика интеракционизма и феноменологии. Интерпретации включены в контекст классовых интересов. От конфликта интересов к классовому конфликту. Критика утилитаризма. Смысл объективаций и практический смысл. Homo academicus. Культурные формы классового конфликта. Социальная практика как "заинтересованное действие". Habitus. Центральное положение категории "капитал" как попытка совмещения марксизма и веберианства. Типы капитала. Распределение "капиталов" и социальная структура. Манипуляция символами и установление "правил" как легитимация распределения форм капитала. Понятие «поля» и его значение в теоретизировании Бурдье. «Культурный структурализм». Проект «рефлексивной социологии».
  • Тема 12. Новая теория систем Н. Лумана.
    От радикального функционализма к теории систем, от открытых систем к концепции аутопойесиса. Философская антропология, структурный функционализм и феноменология как источники теоретических построений Лумана. Понятие комплексности. Переосмысление целевой рациональности и понятия смысла с точки зрения "редукции комплексности". Рефлексивные механизмы, симбиотические механизмы. Власть и доверие. Самореференция системы. Философия аутопойесиса и социология аутопойетических систем. Дифференциация систем. Типы социальных систем. Теория коммуникации. Теория социо-культурной эволюции. Социология Лумана как теория общества.
  • Тема 13."Постмодернистское" теоретизирование в социологии.
    Modernity, Post-modernity, High modernity, Trans-modernity.. Историцизм и критицизм. Истоки постмодернистского теоретизирования. Критика модернизма: фрагментация vs рационально постулируемые субъект-объектные отношения; субъект и объект децентрализованы и фрагментарны. Новая историография М.Фуко: знание и дискурс, археологический метод VS современное приравнивание разума к свободе; современные формы рационализма как репрессивные; фрагментация VS глобальные (объясняющие весь ход истории), тоталитарные теории (марксизм, психоанализ, позитивизм и т.д.). Правила определяющие формирование дискурсивной рациональности. Человек как "дискурсивный конструкт". Генеалогия - поворот к отношениям власти; история форм власти; "воля к знанию" и влсть как результат этой воли. «Субъектификация», «микрополитика» – микрологическое исследование отношений власти. Тело, «био-сопротивление». ;"Контр-дискурсы". История формирования души и тела субъекта в различных дисциплинарных рамках власти История сексуальности и этика. Технологии создания новой личности, нового тела. Лиотар: Образы и фигуры как мотивы желаний и интересов, а не рациональные конструкты. «Экономика либидо». Политика и теория языка, языковые игры, борьба между различными языковыми играми. Современное знание: 3 условия современного знания - метатеории, оправдывающие фундаменталистские положения (теории прогресса, просвещения, освобождения); неизбежный рост легитимации, делегитимации и исключения; стремление к гомогенным эпистемологическим и моральным предписаниям. Диссенсус vs консенсус: знание и инновации продуцируются диссенсусом. Бодрийяр: «пост-марксизм» и «символический обмен»; новая "система вещей" и новая политэкономия; симулякры, имплозия, гиперреальность; социальная энтропия и смерть социального.
  • РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Тема 1. Социология как наука
    Что изучает социология? Каковы основные признаки, критерии социологического знания? Что объединяет социологию с другими науками, в том числе с естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе. Парадигмы и их роль в развитии социологии. Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Структура социологического знания. Макросоциология и микросоциология; теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; общая социология и частные социологии. О профессиональной этике социолога. Зачем нужна социология в современном обществе.
  • Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные пред-посылки возникновения социологии как науки
    Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состояниях человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской и общественной мысли до XIX в. Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества. Формирование идеи прогресса. Четыре теории, оценивающие направлен-ность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика. Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. "Политическая арифметика". Социология как "социальная физика" и "социальная физиология". Когда и где начинается социология?
  • Пост-парсонианское теоретизирование в социологии: Социология конфликта
    Новая либеральная программа Р.Дарендорфа. Два лица социальной структуры. Институционализация и императивно координируемые ассоциации. Власть и авторитет как основные источники конфликта и социального изменения. Первичность конфликта в социальном процессе. Легитимация и конфликт: от квази-групп к конфликтным. Нормативные ориентации и методологические проблемы теории. Кантианская составляющая концепции Дарендорфа. Современный социальный конфликт: диалектика прав и возможностей. Манипулирование жизненными шансами. 
Л.Козер о природе современного социального конфликта. Органическое происхождение конфликта. Социальные функции конфликта: их позитивная, интегративная направленность. Причины конфликта. Конфликт и враждебность. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт. Конфликт и групповая структура. Насильственность конфликта. Варианты разрешения социального конфликта: концепция «скрещивающихся социальных кругов». Конфликт и "равновесие сил"
  • социально-философские основания неомарксистской социологии
    Марксизм и ранний неомарксизм: критическая теория Франкфуртской школы; идея праксиса (Лукач, Хоркхаймер, Адорно). «Реификация», рефлексия и «негативная диалектика». Субъективность и интерсубъективность. Авторитарная личность. Одномерный человек.
  • Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса
    задачи социальной теории. Понятие общественности ("публичной сферы") и структурная трансформация общественности. Ранние работы Хабермаса: от левого либерализма к неомарксизму. "Теория и практика". Логика социальных наук и критика позитивизма. Полемика франкфуртских философов и попперианцев и ее значение для теоретической социологии. Анализ систем знания и человеческий интерес. Наука и техника как идеология. Типы знания. "Воспроизводство, смысл, свобода" – смещение акцентов. Преобладание в современном мире эмпирически-аналитических систем знания. Упадок публичной сферы и кризис легитимации. Хабермас и лингвистическая философия. Концепция "универсальной прагматики". Хабермас и Гадамер о проблеме понимания. Полемика Хабермаса и Лумана и ее значение для теоретической социологии. "Система" и "жизненный мир", типы современных кризисов и конфликтов. Знание и власть, теория коммуникативного действия. Идеальный тип ненарушенной коммуникации и его признаки. "Коммуникативная компетентность" действующих. "Притязания на обоснованность". Коммуникация и рациональность. Типы действия. Структура жизненного мира. Коммуникативное действие и определение ситуации. Дифференциация "жизненного мира" и "системных процессов". Деньги и власть как средства интеграции современных обществ. Теоретико-социологическое значение поздних работ Хабермаса по философии морали и политики.
  • "Постмодернистское" теоретизирование в социологии.
    Modernity, Post-modernity, High modernity, Trans-modernity... Историцизм и критицизм. Истоки постмодернистского теоретизирования. Критика модернизма: фрагментация vs рационально постулируемые субъект-объектные отношения; субъект и объект децентрализованы и фрагментарны. Новая историография М.Фуко: знание и дискурс, археологический метод VS современное приравнивание разума к свободе; современные формы рационализма как репрессивные; фрагментация VS глобальные (объясняющие весь ход истории), тоталитарные теории (марксизм, психоанализ, позитивизм и т.д.). Правила определяющие формирование дискурсивной рациональности. Человек как "дискурсивный конструкт". Генеалогия - поворот к отношениям власти; история форм власти; "воля к знанию" и влсть как результат этой воли. «Субъектификация», «микрополитика» – микрологическое исследование отношений власти. Тело, «биосопротивление». ;"Контр-дискурсы". История формирования души и тела субъекта в различных дисциплинарных рамках власти История сексуальности и этика. Технологии создания новой личности, нового тела. Лиотар: Образы и фигуры как мотивы желаний и интересов, а не рациональные конструкты. «Экономика либидо». Политика и теория языка, языковые игры, борьба между различными языковыми играми. Современное знание: 3 условия современного знания - метатеории, оправдывающие фундаменталистские положения (теории прогресса, просвещения, освобождения); неизбежный рост легитимации, делегитимации и исключения; стремление к гомогенным эпистемологическим и моральным предписаниям. Диссенсус vs консенсус: знание и инновации продуцируются диссенсусом. Бодрийяр: «пост-марксизм» и «символический обмен»; новая "система вещей" и новая политэкономия; симулякры, имплозия, гиперреальность; социальная энтропия и смерть социального.
  • социально-философские основания американских теорий акционизма.
    Инструментализм и Теория действия американского прагматизма. Философские основания социологических теорий прагматизма: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Специфика прагматистского акционизма. Определение «действующего». Проблемная ситуация как условие рефлексии и действия. «Творческий ум» и «ситуативная свобода». Прагматистская «рациональность»
  • Микроанализ взаимодействия: Ирвинг Гофман
    Порядок взаимодействия. Микроанализ акта взаимодействия. "Столкновение" и его характеристики. "Правила" и "ритуал" поддержания контакта. Определение ситуации. Роль и личность. "Линия поведения" и "лицо". Сфокусированное и несфокусированное взаимодействие. "Публичное невнимание". "Разговор" как совместная вовлеченность в единую схему интерпретаций. Драматургический подход. Представление себя другим в повседневной жизни. "Представление" и его правила. "Командное представление". Принципы субъективной организации опыта в социальных ситуациях. "Схемы" и "фабрикации". Исследование институтов и ритуалов. Понятие "тотального института". Понятие социальной стигмы. Концепция риутализованного взаимодействия. Понятие вежливого невнимания и его теоретическое значение. Пространственная организация взаимодействия. Эпизоды взаимодействия. Тактики и стратегии взаимодействия. Фрейм-анализ.
  • Этнометодологические исследования
    Феноменология и этнометодология. Интеракционизм и этнометодология. Этнометодология и формально-аналитическая социология: противоположность и взаимная дополнительность. Этнометодологическое безразличие. Гибридные исследования работы. Основные понятия и этно-методы. Эксперимент как дидактическая задача. Конверсационный анализ
  • Конституирование общества и новые правила социологического метода: Э. Гидденс.
    Критика функционализма и эволюционизма, интеракционизма и структурализма. Реальные процессы взаимодействия между индивидами в ходе производства ими и воспроизводства социальных структур. Теория структурации и ее основные понятия: дуальность, «правила и ресурсы», «деятельность». Основные характеристики "правил", используемых для поддержания социальных отношений. Ресурсы как источник власти. Индивидуальное действие, взаимодействие и социальная структура. Классификация правил и ресурсов в соответствии с тремя основными понятиями - легитимация, господство и обозначение «Действующий» и его «знание», уровни знания: "дискурсивное сознание" и "практическое сознание". «Онтологическая система безопасности», «защитный кокон». «Риск и доверие». Воспроизводство структуры в пространстве и времени. Социальные институты и их характеристики. Сознательная и бессознательная динамика действия зависит от рутины и регионов, обеспечиваемых институциональными образцами. Рутинизация и способы ее поддержания. Регионализация как скрещение пространства и времени. "Локус" и "локал", модусы локусов. Глобализация как социальный процесс. Дискуссии по поводу «третьего пути»
  • Конструктивизм П. Бурдье.
    Конструктивизм и структурализм. Контекст и импровизация в социальных ситуациях. Критика "объективизма". Критика интеракционизма и феноменологии. Интерпретации включены в контекст классовых интересов. От конфликта интересов к классовому конфликту. Критика утилитаризма. Смысл объективаций и практический смысл. Homo academicus. Культурные формы классового конфликта. Социальная практика как "заинтересованное действие". Habitus. Центральное положение категории "капитал" как попытка совмещения марксизма и веберианства. Типы капитала. Распределение "капиталов" и социальная структура. Манипуляция символами и установление "правил" как легитимация распределения форм капитала. Понятие «поля» и его значение в теоретизировании Бурдье. «Культурный структурализм». Проект «рефлексивной социологии».
  • Новая теория систем Н. Лумана.
    От радикального функционализма к теории систем, от открытых систем к концепции аутопойесиса. Философская антропология, структурный функционализм и феноменология как источники теоретических построений Лумана. Понятие комплексности. Переосмысление целевой рациональности и понятия смысла с точки зрения "редукции комплексности". Рефлексивные механизмы, симбиотические механизмы. Власть и доверие. Самореференция системы. Философия аутопойесиса и социология аутопойетических систем. Дифференциация систем. Типы социальных систем. Теория коммуникации. Теория социо-культурной эволюции. Социология Лумана как теория общества.
  • Тема 6. Социальные группы и организации
    Природа групп. Типы групп. Социальное значение половых, возрастных, расовых и этнических различий. Понятие меньшинства. Этноцентризм. Групповые стереотипы и предрассудки. Сущность социальной организации. Формальная организация и ее структура. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе. Понятие общины и типы общин. Территориальные общины. Урбанизация и рурализация.
  • Тема 3. Культура и общество.
    Человеческая природа и культура. Биологическая наследственность и культурная, генетическая программа поведения и культурная. Общества животных и общества людей. Культура и социальная система. Элементы культуры. Символические и знаковые элементы. Язык и знаки. Культурные образцы. Культура и социальная регуляция поведения. Нормы и ценности. Понятие аномии. Традиция и обычай. Обычное право. Религиозные, нравственные и юридические нормы. Культура и субкультура. Субкультуры различных социальных групп. Традиционная, элитарная и массовая культура.
  • Тема 4. Социальные институты
    Понятие социальных институтов. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Социальные действия и институты. Процессы институционализации. Институты и отклоняющееся поведение. Виды социальных институтов. Семья как социальный институт. Брак. Супружество, родительство, детство. Эволюция семьи. Типы семьи. Социальные функции семьи. Брак и развод. Семья в современных обществах. Религия как социальный институт. Структура и социальные функции религии. Религиозные общины, группы и организации. Религия в современных обществах. Экономика как социальный институт. Связь с другими институтами. Явные и латентные функции экономических явлений. Социальные аспекты производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономика и социальная дифференциация. Капитализм и социализм как экономические системы. Социальное значение труда и удовлетворенность трудом. Профессия и престиж профессии. Профессиональные группы. Политика как социальный институт. Политика и типы власти. Теория элит. Формы правления. Структура и функции политики. Политическая власть, политические движения, политические партии. Право как социальный институт. Правовые нормы и санкции. Социальные функции права. Мораль и право. Право и преступность. Средства массовой коммуникации и их роль в современном обществе.
  • Тема 5. Социализация.
    Содержание процесса социализации. Этапы социализации. Становление Я и интериоризация социальных норм. Личность и социальные роли. Агенты социализации. Референтные группы. Социализация и формирование идентичности. Значение социализации для общества и индивида.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам на с
    при пересдаче оценка снижается на балл (10-ти балльная система)
  • неблокирующий эссе
    несоблюдение сроков сдачи снижает оценку на 1 балл (5-ти балльная шкала), 2 балла (10-ти балльная)
  • неблокирующий контрольная работа
    при пересдаче оценка снижается на 1 балл (10-три балльная)
  • блокирует часть оценки/расчета экзамен
    проводится в форме собеседования по выбранной экзаменующимся теме (список вопросов по курсу или тема эссе); выбранная тема служит началом собеседования, в ходе которого экзаменатор переходит и к другим темам курса, непосредственно или опосредованно связанных с изначальной темой. Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/j/99934700914?pwd=WGpHQVdNRHVrQUtMa3hWYmtkWjMrQT09). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, которое будет выложено на странице дисциплины в системе LMS накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам на с + 0.2 * контрольная работа + 0.5 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cuff, E. C., Sharrock, W. W., Francis, D. W., & Dennis, A. J. (2016). Perspectives in Sociology (Vol. Sixth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1067638
  • Hughes, J. A., & Sharrock, W. W. (2014). The Philosophy of Social Research (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2115995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Орехов, А. М. Институциональная социальная теория: Поймать черную кошку в темной комнате? [Электронный ресурс] / А. М. Орехов. - Москва : Инфра-М, 2014. - 11 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/482847
  • Орехов, А. М. Социальная теория: к проблеме самоопределения и структуры [Электронный ресурс] / А. М. Орехов. - М.: Инфра-М, 2014. - 10 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004