• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория языка

Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина знакомит с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики — фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики. Она включает в себя следующие поддисциплины, преподаваемые на протяжении всего обучения в бакалавриате: • Фонетика и фонология • Морфология • Синтаксис • Семантика • Диахроническая лингвистика • Языковые процессы и лингвистические теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных проблем и методов теоретической лингвистики
  • Умение применять полученные знания при лингвистическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов
  • Овладение основными понятиями лингвистического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает различие между лексемой и словоформой.
  • Умеет дать примеры неполной интеграции клитик.
  • Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке.
  • Может дать определение “трансфикса”.
  • Может дать определение и описать типы редупликации.
  • Может описать типы дистрибуции алломорфов.
  • Может дать определение и привести примеры гетероклитности.
  • Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования.
  • Может дать определение контекстной вытеснимости.
  • Знает основные признаки грамматикализации.
  • Может дать определение понятия "indirect af-fix borrowing".
  • Может описать типы морфосинтаксической категоризации слов со значением свойств (property words) в языках мира.
  • Может определить основные понятия просодической морфологии и дать их эмпирическую мотивацию.
  • Знает современные подходы к описаниям местоимений и параметров, релевантных для их описания.
  • Может вычленить в синтаксическом поведении составляющих роль коммуникатвной структуры, знает основные типы коммуникативных единиц.
  • Понимает место современной семантики в лингвистической теории и среди других методов и подходов
  • Знает метаязык семантики и умеет применять различные методы описания значения.
  • Понимает организацию семантического представления и роль каждого из компонентов
  • Понимает роль говорящего в семантике языковых единиц
  • Умеет определить тип многозначности и механизм, приведший к её появлению
  • Понимает типы метонимии, умеет выделять метонимию в случаях, когда она не очевидна
  • Понимает соотношения между единицами, не являющимися однокоренными и способы их описания с помощью лексических функций.
  • Понимает роль композициональности в семантике, умеет представить идиоматизированные единицы как изначально композициональные.
  • Понимает предмет синтаксических теорий
  • Понимает особенности структуры зависимостей, преимущества и недостатки этой модели
  • Понимает особенности структуры составляющих, преимущества и недостатки этой модели
  • Умеет определять вершинные свойства элементов в конструкциях разных типов.
  • Умеет определять набор синтаксических и семантических актантов, знает разницу между этими понятиями
  • Понимает роль синтаксических отношений в описании языка, знает проблемы, связанные с этим понятием.
  • Понимает место порождающей грамматики среди других подходов и методов, существующих в современном синтаксисе
  • Умеет показать роль лексических классов и лексических характеристик в синтаксическом описании
  • Умеет анализировать сложные именные группы
  • Умеет определять тип клаузы (в соответствии с разными классификациями) на основании разных критериев
  • Знает основные синтаксические острова и их типы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Грамматическое значение: структуралистская парадигма
    Отличия лексического значения от грамматического: степень конкретности, открытость / закрытость класса. Обязательность как критерий грамматического. Контекстная вытеснимость, скрытые категории.
  • Грамматические категории: типологическая парадигма
    Типологический подход к определению грамматики, понятие грамматикализации. Типы грамматических категорий. Синтаксические и семантические категории. Категории различных частей речи: общий обзор. Наиболее универсальные грамматические категории. Грамматическая периферия, неграмматические аналоги грамматических категорий. Морфологические универсалии. Грамматикализация: Изменение морфологического типа языка. Переход от агглютина-ции к флексии. Переход показателей из свободных слов в клитики и далее в морфологические показатели. Нестандарные случаи эволюции: переход из аффиксов в свободные словоформы или в клитики. Теория грамматикализации и её основные положения.
  • Морфология и языковые контакты
    Заимствование морфологии. Возможные причины и зоны заимствования. Matter copy и pattern copy в морфологии. Заимствование аффиксальной морфологии. Заимствование парадигм.
  • Части речи в языках мира
    Основные части речи: глагол, существительное. Проблема прилагательного. Языки без прилагательного. Сближение прилагательного с глаголом vs. с существительным. Языки «без частей речи» двух типов: древнекитайский тип и абхазо-адыгский тип.
  • Формальные парадигмы в морфологии. Морфология в ее взаимодействии с другими уровнями языка
    Дистрибутивная морфология. Просодическая морфология. Морфология и синтаксис: зоны соприкосновения. Двойное (морфологическое и синтаксическое) выражение грамматических значений. Переход единиц из синтаксических в морфологические. О понятии морфосинтаксиса.
  • Истоки современной семантики. Общезначимость семантики. Значение.
    Язык как объект интереса со стороны логиков и философов (Ньютон, Декарт, Руссо, Фреге). Краткий обзор истории семантики (младограмматики, Соссюр, Ельмслев, Блумфильд, Хомский, Фодор и Катц, МакКоли, Филлмор, Апресян, Мельчук, Жолковский, Вежбицка, Годдард, Рош, Падучева, Лангакер, Талми, Лаков, Джакендофф, Пустейовский). Теория референции. Значение в формальной семантике: истинность и ложность. Определение условий истинности. || Как определить значение? Какие языковые единицы имеют значение? Чем различаются значение и референция?
  • Техники описания значения. Метаязык семантики.
    Компонентный анализ и его критика. Пропозициональная структура значения. Семантические примитивы. Фреймы. Семантические роли. Теория прототипов. || Каковы достоинства и недостатки разных способов описания значения? Чем различаются компоненты значения? Каков статус семантических примитивов? Как выражаются семантические роли в разных языках? Что отражают прототипы? Задачи на описание значения и определение слова по описанию.
  • Организация семантического представления. Логическая организация значения. Эксплицитные и имплицитные компоненты в семантике. Взаимодействие значений.
    Ассерции. Пресуппозиции. Переход пресуппозиции в ассерцию. Сферы действия. Фактивность и путативность. || Чем различаются эксплицитные и имплицитные компоненты значения? Какие компоненты значения семантически активны? Чем различаются фактивные и путативные предикаты? Может ли нарушаться логическая структура значения? Задачи на определение пресуппозиций и ассерций.
  • Имплицитные компоненты значения. Антропоцентричность языка. Оценка.
    Фигура говорящего и наблюдателя как скрытый компонент значения. Дейксис. Режимы употребления дейктических слов. Модальные рамки. Отрицательная поляризация. Языковая аномалия. Мотивировки. Слабые смыслы. Максимы Грайса. Импли-катуры. Речевые акты (иллокутивы, перлокутивы, перформативы). || Чем различаются фигуры говорящего и наблюдателя? Каковы свойства разных типов оценки? Как нарушение максим Грайса используется для создания стилистического или художественного эффекта? Задачи на определение типа речевого акта. Задачи на противоречие модальных рамок и объяснение языковой аномалии (*Он зачем конечно при-шел? *Батареи по крайней мере едва теплые). Задачи на определение фигуры наблюдателя (белеть,маячить, показаться, виднеться).
  • Многозначность как естественное свойство языка. Контекстная зависимость как условие функционирования языковых единиц. Теоретические модели.
    Инвариант. Списки значений без структуры. Цепочечная полисемия. Радиальная структура. Семантические сети. Метафора – перенос по смежности. Базовые метафоры Лакоффа. Mapping между доменами. Типы метафор, направление метафор, источники метафор. Универсальность семантических сдвигов и их предсказуемость. || В какой мере сохраняется связь с исходной семантикой в переносных значениях? В какой мере универсальны семантические переходы? Задания на поиск регулярных метафор в разных языках. Задания на непереводимые метафоры.
  • Метонимия – перенос по смежности. Коммуникативные свойства языковых единиц.
    Регулярная многозначность. Критерии выделения разных значений. || Что конституирует отдельное значение в противоположность употреблению? Задачи на разбиение слова на значения.
  • Грамматикализация. Лексические функции. Типы лексических функций.
    Лексическая функция MAGN на материале разных лексических типов и разных языков. Лексико-функциональные глаголы разных типов и их свойства. Семантическая мотивированность сочетаемости. || Задачи на определение лексических функций. Задачи на перевод лексических функций. Задачи на семантическую мотивированность лексических функций.
  • Композициональность и не-композициональность. Грамматика конструкций. Идиомы.
    Определение композициональности-некомпозициональности. Философия конструкции. Конструкция как минимальная языковая единица. Задачи на сравнение конструкций и идиом в разных языках.
  • Предмет и задачи синтаксиса
    Задачи синтаксической теории и предмет синтаксического описания. Свидетельства в пользу противопоставления синтаксиса и морфологии. Обоснование синтаксических явлений: композициональность, информационная структура, диахрония. Автономность синтаксиса. Синтаксические модели.
  • Структура зависимостей
    Асимметрия в синтаксических структурах. Типология локуса маркирования. Традиционное понятие о синтаксических зависимостях. Типы грамматической связи. Свойство проективности структуры зависимых. Виды синтаксических отношений. Проблемы применения структур зависимых.
  • Структура составляющих
    Представления об иерархической организации высказывания. Анализ в терминах структуры составляющих. Диагностики структуры составляющих. «Эффект Крысолова».
  • Вершины
    Вершина и зависимое. Критерии определения синтаксической вершины и сложности с их применением. Внешний синтаксис и внутренний синтаксис. Экзоцентрические и эндоцентрические конструкции. Вершинные свойства грамматических элементов.
  • Валентности, актанты (аргументы) и сирконстанты (адъюнкты)
    Понятие валентности и модель управления. Понятие семантического и синтаксического актан-та. Соотношение синтаксических и семантических актантов. Валентности и их реализация; семантические роли. Проблемные случаи. Сирконстанты и их место в описании глагола. Критерии разграничения актантов и сирконстантов; промежуточные случаи. Валентности неглагольных предикатов; проблема аргументной структуры имён. Х’-теория.
  • Синтаксические отношения
    Понятие синтаксического (грамматического) отношения и синтаксической позиции. Основные синтаксические отношения и их оформление. Критерии выделения и неуниверсальность син-таксических отношений. Соотношение с падежным оформлением и семантическими ролями. Подлежащные свойства и синтаксическая эргативность. Иерархия доступности именных групп. Типы адвербиалов (партиципантно-ориентированные и событийно-ориентированные).
  • Архитектура клаузы в генеративной грамматике
    Порождающая грамматика. Исторический обзор. Компетенция и употребление. Глубинная и поверностная структура. Трансформации и исчисляющие правила. Понятие передвижения, копирования и согласования в генеративной грамматике. Функциональная структура и унификация.
  • Коммуникативные категории
    Соотношение коммуникативной структуры с синтаксисом. Языки, маркирующие синтаксические отношения, и языки, маркирующие коммуникативную структуру. Тема, рема, топик, фокус и соотношение этих понятий. Эмфаза, контрастивность и другие коммуникативные значения. Коммуникативная структура и интонация. Синтаксические ограничения на коммуникативную структуру.
  • Части речи и лексические классы
    Роль лексических классов в синтаксическом описании. Типы лексических классов: открытые vs закрытые, знаменательные vs служебные. Критерии выделения лексических классов и сложности с их применением. Универсальные и неуниверсальные принципы организации лексических классов. Проблема дискретности/континуальности частеречного противопоставления. Определение набора лексических классов конкретного языка.
  • Именная группа
    Основные элементы именной группы: имена, определения, детерминаторы. Уровни интерпретации в именной группе и их проявление в синтаксисе.
  • Типы клауз и предложений
    Классификация клауз по переходности. Идея соответствия клаузы критериям семантической переходности. Полярность и ее влияние на синтаксическую структуру. Классификация высказываний по иллокутивной силе. Проблема моноклаузальности. Финитность как категория клаузы. Критерии финитности. Номинализация.
  • Кореферентность и анафора
    Типология анафорических элементов. Переключение референции. Обвиатив. Логофоричность. Рефлексивные местоимения. Теория связывания.
  • Островные ограничения
    Островные ограничения в вопросительном выносе, релятивизации и топикализации. Вариативность островных ограничений по языкам. Разнообразие островов. Функциональное объяснение островных ограничений. Механизмы обхода островных ограничений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен по семантике
  • неблокирующий от шести до девяти домашних заданий по семантике с равным весом
    Одна домашняя работа с самой низкой оценкой не учитывается
  • неблокирующий письменные контрольные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения)
    При досдаче заданий позже, чем через неделю после срока, оценка снижается на балл, позже, чем за три недели – на три балла. Вес каждой работы в итоговой оценке устанавливает преподаватель в начале курса.
  • неблокирующий экзамен по морфологии
    Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаменационных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением задания по морфологическому анализу неизвестного языка. Экзамен проводится в форме письменной работы. Работа включает в себя анализ примеров и заполнение лакун в интерпретации примеров на основании пройденного материала. Дополнительные задачи предлагаются в ходе экзамена после решения основных заданий.
  • неблокирующий контрольные работы по синтаксису во втором модуле
    При невозможности офлайн-проведения во втором модуле часть работ могут быть перенесены на третий модуль - с сохранением учёта оценок в качестве контрольных второго модуля.
  • неблокирующий контрольные работы по синтаксису в третьем модуле
  • неблокирующий активность на семинарах по синтаксису
    Активность на семинарских занятиях, сообщения на семинарах, выполнение семинарских самостоятельных работ, решение задач в ходе семинаров и подготовки к ним
  • неблокирующий Самостоятельная работа по синтаксису
  • неблокирующий экзамен по синтаксису
    Экзамен состоит из двух частей, которые оцениваются независимо. Вес каждой части в итоговой оценки по экзамену – 50%. Первая часть включает выполнение письменных заданий. Вторая часть проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится очно, но при наличии уважительной причины разрешается проведение экзамена онлайн. При вынужденном проведении экзамена онлайн устно проводиться могут обе части. Следующие правила определяют вынужденное проведение экзамена на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена или вывешенному для общего пользования студентов. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время ответа студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами, презентациями, литературой и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студенту может быть отказано в продолжении участия в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * письменные контрольные работы по морфологии (избирательный контроль домашнего чтения) + 0.3 * экзамен по морфологии
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * от шести до девяти домашних заданий по семантике с равным весом + 0.4 * экзамен по семантике
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * контрольные работы по синтаксису в третьем модуле + 0.2 * контрольные работы по синтаксису во втором модуле + 0.55 * экзамен по синтаксису
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816