• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Управление человеческими ресурсами

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Зеленова Ольга Игоревна, Куимчиде Дарья Андреевна, Осипова Александра Сергеевна, Просвиркина Елена Юрьевна, Смирнов Павел Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины является формирование у студентов системного представления о месте человека (сотрудника) в организационной среде, представления о ключевых принципах управления человеческими ресурсами, навыков самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций и принятия решений. В рамках дисциплины на теоретическом и практическом уровне рассматриваются основы построения системы управления человеческими ресурсами организации; вопросы реализации программ и мероприятий по управлению человеческими ресурсами в организации; современные технологии и методы планирования, найма, адаптации, стимулирования, развития и оценки персонала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является формирование у студентов системного представления о месте человека (сотрудника) в организационной среде, представления о ключевых принципах управления человеческими ресурсами, навыков самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций и принятия решений в данной сфере.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и понимание основ построения системы управления человеческими ре-сурсами организации.
  • Знание примеров реализации программ и мероприятий по управлению человеческими ре-сурсами в организации
  • Освоение современных технологий и методов планирования, найма, адаптации, стимули-рования, развития и оценки персонала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теоретические концепции и современные тренды в управлении человеческими ресурсами.
    Классические теории: школа научного управления (Ф. Тейлор), административная школа управления (А. Файоль). Теории человеческих отношений (Э. Мэйо). Теории чело-веческих ресурсов (школа поведенческих наук). Теории человеческого капитала (Г. Беккер). Теории стратегического управления человеческими ресурсами (С. Фомбрун, М. Бир, П. Боксалл). Современные подходы: от управления персоналом к управлению че-ловеком. «Война» за таланты (War for Talent). Управление талантами (Talent Management). Внутренний маркетинг (Internal Marketing). Управление опытом сотрудника (Employee Ex-pirience Management). Управление по ценностям (Management by Values). Управление на основе поколенческих различий (Generation Management). HR-аналитика (HR-analytics). Современные HR-тренды.
  • Система управления человеческими ресурсами организации.
    Понятия «персонал» и «человеческие ресурсы»: основные признаки. Классификация персонала. Система управления человеческими ресурсами (HR-система) организации: понятие и основные элементы. Внешние и внутренние факторы, влияющие на формиро-вание HR-системы в современной организации. Основные цели управления человече-скими ресурсами: жесткий и гибкий подходы. Основные функции HR-системы. Организа-ционная структура HR-системы: уровни управления, кем представлены, выполняемые функции. Трехкомпонентная модель HR-службы и ее роли как партнера бизнеса (модели Д. Ульриха). Виды HR-служб. Гибкость HR-системы.
  • Стратегия и политика управления человеческими ресурсами.
    Понятия «стратегия управления человеческими ресурсами» и «политика управления человеческими ресурсами (кадровая политика)» организации. Взаимосвязь с общей стра-тегией организации. Факторы, влияющие на процесс разработки стратегии и политики управления человеческими ресурсами организации. Основные этапы и особенности раз-работки стратегии управления человеческими ресурсами. Классификации стратегий управления человеческими ресурсами в зависимости от: типа конкурентной стратегии, типа общей стратегии организации, стадии развития организации, доминирующего компо-нента миссии организации и др. Примеры стратегий и политик управления человеческими ресурсами в организациях.
  • Планирование персонала.
    Понятие «планирование персонала». Временные диапазоны планирования. Основ-ные этапы процесса планирования персонала. Штатное расписание. Требования к долж-ности: профессиональные стандарты, должностные инструкции. Профиль должности (Job Profile). Компетентностный подход. Изучение рынков труда. Анализ текучести персонала. Методы определения (расчета) численности персонала. Затраты, связанные с удовлетво-рением потребности в персонале. Пути покрытия потребности в персонале. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности организации в персонале (strategic human resources planning).
  • Привлечение и отбор персонала
    Процесс подбора персонала и его основные этапы. Привлечение кандидатов: внеш-ние и внутренние источники набора персонала. Каналы привлечения кандидатов. Совре-менные технологии привлечения персонала: массовый рекрутинг, рекрутинг, прямой по-иск, хедхантинг, прелиминаринг. Процедура отбора персонала в организации: основные этапы. Собеседование (интервью): основные виды, типы, техники проведения. Метод «As-sessment-Center». Принятие решения о приеме на работу. Управление опытом кандидата. Современные технологии привлечения и отбора персонала (hr-tech в рекрутинге).
  • Адаптация персонала
    Понятие «адаптация персонала». Основные цели и виды адаптации: первичная / вто-ричная, профессиональная / социально-психологическая и др. Продолжительность адап-тационного периода. Особенности адаптации различных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Этапы и методы адаптации персонала. Про-граммы адаптации персонала в организации. Оценка результатов адаптации персонала. «Симптомы» психологической дезадаптации сотрудника.
  • Мотивация и стимулирование персонала.
    Трудовая мотивация и стимулирование труда: определение, различие и взаимосвязь понятий. Содержательные теории мотивации: структура мотивов (потребностей). Процес-суальные теории мотивации: процесс формирования мотивации. Типологическая концеп-ция трудовой мотивации В.И. Герчикова (мотивационный профиль сотрудника). Основные формы стимулирования персонала. Особенности стимулирования сотрудников с разными типами трудовой мотивации. Система стимулирования персонала организации. Структура денежного вознаграждения: постоянная, условно-постоянная, переменная части. Соци-альные льготы и социальный пакет. Корпоративная социальная ответственность (Corpo-rate Social Responsibility).
  • Обучение и развитие персонала.
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные кон-цепции развития персонала: обучающаяся организация (Learning Organization Concept), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management), корпоративный университет (Corporate University). Обучение персонала: ви-ды, формы, методы, современные практики. Модель обучения «70 / 20 / 10» (Ч. Джен-нингс). Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Оценка эффек-тивности обучения персонала (модель Д. Киркпатрика). Понятие и виды карьеры. Подходы и современные практики управления карьерой.
  • Оценка персонала.
    Понятие «оценка персонала». Место функции оценки персонала в системе управле-ния человеческими ресурсами организации. Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала. Традиционные и современные методы оценки персонала. Аттестация персонала: виды, участники обязательные условия проведения. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Принятие решений по результа-там аттестации. Обратная связь по итогам оценки персонала.
  • Трудовые отношения.
    Трудовые отношения: понятие, структура, содержание. Индивидуальные трудовые отношения: трудовой договор. Коллективные трудовые отношения: коллективный договор. Неофициальные трудовые отношения: психологический контракт. Как правильно рас-статься с сотрудником? Exit-интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Студент имеет право выполнить задания и получить недостающие оценки за пропущенные семинары только в том случае, если он представит преподавателю, ведущему семинарские занятия, оправдательные документы (медицинскую справку) на следующем после окончания болезни семинаре. В этом случае он может получить индивидуальное задание для отработки пропущенного семинара и согласовать дату его сдачи с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Внимание! В более поздние сроки (в конце модуля, по окончании курса и т.д.), даже при наличии оправдательных документов, возможности отработки пропущенных семинарских занятий предоставляться не будут. Оценка за семинарские занятия не округляется.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется в виде аналитического отчета на тему «Анализ системы управления человеческими ресурсами организации». Задание выполняется на примере реальной российской или зарубежной организации. Выбор организации осуществляется студентами самостоятельно. Сбор и анализ материалов об организации и ее системе управления человеческими ресурсами могут осуществляться студентами группой не более 4-х человек или индивидуально. Но, письменное домашнее задание (аналитический отчет) выполняется и сдается только индивидуально. Аналитический отчет направляется в электронном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия, в установленный срок. За каждые сутки опоздания снимается 1 балл. Максимальный срок опоздания составляет 3 дня. По истечении этого срока работы не принимаются. Исключение составляют ситуации, когда студент не смог сдать работу по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами (например, медицинской справкой). В этом случае срок предоставления работы согласуется с преподавателем, ведущим семинарские занятия.
  • блокирующий выполнение экзаменационного теста
    Пример экзаменационного задания: Знакомство нового сотрудника с должностными обязанностями и связями по должности осуществляется в ходе (выберите один вариант ответа): А) профессиональной адаптации Б) первичной адаптации В) социально-психологической адаптации Г) вторичной адаптации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * выполнение экзаменационного теста + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы управления персоналом : учебник / А.Я. Кибанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 440 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/4118.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20622. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/760348