• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Проектный семинар "Визуальные исследования"

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет основной целью помочь студентам освоить теоретические и эмпирические основы визуальной антропологии для применения их в сборе и анализе эмпирических данных в изучении публичной сферы, работы в общественных организациях, с группами и сообществами, средствами массовой информации. Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии и культурологии. Визуальная антропология представляет собой междисциплинарную область социально-гуманитарной науки и занимает важное место в системе подготовки современного социолога. Курс состоит из следующих разделов, которые расширяют кругозор студента, развивают мышление и социологическое воображение, позволяют сформировать аналитические и творческие компетенции: «Основные направления визуальной антропологии», «Визуальные исследования», «Визуальное конструирование социальных проблем», «Фотография как социальная практика», «Партисипаторные и акционистские визуальные исследования», «Визуальный анализ кинорепрезентаций». Курс лекций «Визуальная антропология» представляет собой изложение основных положений визуальной социологии, конструкционистского подхода к социальным проблемам, обсуждение видов визуальных данных, визуальных методов сбора и анализа эмпирической информации. Основное внимание в нем уделяется отработке различных моделей объяснения визуального. В результате курса ожидается формирование у студентов элементов аналитической визуальной культуры как составной части профессиональной социологической деятельности. В основе курса – демонстрация возможностей классических и современных подходов к пониманию визуального как контента и контекста социальной коммуникации. Особое внимание уделяется темам, связанным с интерпретацией образов социального неравенства и активизации сообществ посредством визуальных технологий. Акцент делается на особенностях визуального анализа, а также рефлексивного и коллаборативного производства образов
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у магистрантов системное представление о подходах к сбору и анализу данных в методологии визуальных исследований, об основных теоретических понятиях визуальной социологии и принципах визуальной этнографии, сформировать понятие континуума визуальных методов, отработать навыки составления инструментария, сбора, обработки, хранения и анализа данных, написания текстов и создания творческих продуктов в жанрах, релевантных визуальной социологии
  • Сформировать общее понятие визуальных исследований, дать представления об основных теоретических подходах, развить навыки понимания социальных проблем как коллективных определений посредством визуальных образов и технологий, дать представления об основных теоретических понятиях семиотики, политэкономического и конструктивистского подхода
  • Установить прикладные задачи визуальных исследований публичной сферы и социальных коммуникаций, освоить перспективу акционистских, коллаборативных и партисипаторных исследований, рассмотреть и создать новые примеры сотрудничества исследователей с индивидами, группами и сообществами
  • Рассмотреть методологические и этические вызовы и дилеммы, характерные для визуальных исследований, отработать навыки систематизации визуальных данных и презентации результатов исследования, развить навыки участия в дискуссии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • − дает концептуальное определения ключевых понятий, визуальной владеет аппаратом исследований, теоретическими категориями курса, применяемых в антропологии, понятийным визуальных оперирует осознавая их истоки и направления развития, предмет и задачи визуальных исследований
  • - знает основные этапы развития визуальных исследований, основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по визуальной антропологии, визуальным исследованиям
  • − понимает особенности визуальных данных в сравнении с аудиальными и текстовыми
  • − дает оценку потенциалу и ограничениям визуальных методов
  • − осознает прикладную значимость качественных исследований, использует материалы исследований на практике
  • − ориентируется в современных направлениях и предметном поле визуальной социологии, самостоятельно осваивает новые подходы, соотносит тенденции развития визуальных исследований с социокультурным контекстом развития науки, искусства и гражданского общества
  • − распознает этические коллизии и демонстрирует навыки самоопределения в рамках исследовательского контекста
  • − рефлексирует этические дилеммы в полевой, творческой и аналитической работе социолога
  • − владеет навыками использования современных информационных технологий для ведения дискуссии, представления данных, презентации результатов своей научной и практической деятельности по социальным проблемам
  • − демонстрирует способность самостоятельно выявить и обосновать необходимость исследования актуальной социальной проблемы, провести разведывательное партисипаторное исследование, интерпретацию и презентацию материала
  • − применяет новейший опыт, современные информационные технологии при подготовке письменных работ и творческих проектов, научной дискуссии
  • - демонстрирует результаты обработки и интерпретации полученных данных с использованием презентационного оборудования
  • − применяет навыки проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов
  • − применяет навыки работы с аудиовизуальными источниками, самостоятельной работы с визуальной информацией и научной литературой по теме курса, анализа информации из различных источников
  • − использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по подходам и результатам визуальных исследований в области публичной сферы и социальных коммуникаций на коллоквиумах
  • различает и применяет релевантные методы публичной презентации результатов исследований специалистам и неспециалистам
  • − владеет способом самостоятельного поиска источников по выбранной теме
  • − после окончания курса применяет полученные знания и навыки при написании курсовой работы или магистерской диссертации, вносит собственный оригинальный вклад в развитие дисциплины «Визуальная антропология», применяет творческие приемы диссеминации результатов исследования в публичной сфере
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные подходы визуальной антропологии
    Предмет и задачи курса. Этнографическое фото и видео, роль новых медиа. История визуальной антропологии. Роль фото- и кинодокументалистики, художественного кино. «Использование камеры для фиксации культуры» (Сол Уорт). Фотография как инструмент исследования в антропологии. Индейцы Эдварда Кёртиса. Антропология в кино и антропология кино. «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти. «Балийский характер» Грегори Бейтсона и Маргарет Мид. Работы Жана Руша, Джона Маршалла, Роберта Гарднера и Тимоти Аша. Влияние этнографического кино на популярную культуру. Отечественное этнографическое кино.
  • Визуальные исследования
    Предмет и задачи современной визуальной антропологии. Визуальная антропология как подход к интерпретации визуального, изучение микро-контекстов повседневной жизни, способов и идеологий производства визуальных образов. Исследования визуальных репрезентаций, музеев, производства и рецепции масс-медиа. Визуализация понятий и интерпретация образов. Маркус Бэнкс: контент и контекст.
  • Визуальное конструирование социальных проблем
    Исследование «социальных проблем» как объективно плохих обстоятельств или конструирование «социальных проблем. Фотографы как моральные антерпренеры: Якоб Риис, Льюис Хайн, Доротея Ланг. Аудитория: производство смыслов и конфликт интепретаций (случай Флоренс Томпсон). Визуальное конструирование социальных проблем. Визуальные средства социального влияния: роль социального капитала агентов, типа каналов и социально-политического контекста. Проблематизация визуальных медиа в междисциплинарных исследованиях. Прикладные эффекты социальной критики визуальных медиа. Традиции и формы визуализации социальных проблем. Документальная фотография – разоблачение социальных проблем в США, 1940е-1960е. Поэтика и политика визуальных (ре)презентаций социальных проблем. Визуальный образ как инструмент и как действие. Фотография и социология: Мэри Эллен Марк «Отделение 81» в 1975. Протестное искусство 1970-1980х. Деполитизация искусства в 1990е.
  • Партисипаторные и акционистские визуальные исследования
    Понятие партисипаторных и акционистских исследований. Картографирование. Барьеры и пространственная доступность (социальные и медицинские услуги для слабо защищенных групп). Фотографирование (доступные и безопасные vs. недоступные и опасные места). Визуальные методологии и социальные изменения. Проект Moving Walls. Эмпауэрмент и рефрейминг: примеры проектов. Студийная и репортажная, профессиональная любительская фотография.
  • Фотография как социальная практика
    Основы семиотики. Работы Р. Барта «Фотографическое сообщение» и «Camera Lucida». Методы анализа газетной фотографии как сообщения. Источник-отправитель, среда получателей как предметное поле социологии. Содержание – семиотический («имманентный») анализ. Две структуры сообщения: вербальная и образная. Понятия денотата и коннотата. Парадокс фотографии как сообщения без кода, денотативного сообщения, аналога реальности. Факторы коннотативности газетной фотографии. Код коннотативной системы. Двойная сущность фотографии. Приемы коннотации: монтаж, поза, объекты, фотогения, эстетизм, синтаксис. Текст и образ. Цель текста – придать образу коннотацию. Восприятие фотографии. Категоризация. «Доязыковая денотация». Работа П. Бурдье «Фотография как среднее искусство». «Тривиальная фотография» как система схем восприятия, мышления и оценок, общая для социальной группы. Фотографирование как социальная практика буржуа. Отношение к фотографии крестьян и рабочих. Интеграционная функция семейной фотографии. Свадебные фотографии как социограммы. Музеефикация фотографии. Фотография как отпускная практика. Социальная логика фотографирования. Социальное значение позы фотографируемого. Легитимизация фотографии. Практики с разной степенью легитимизации. Работа С. Зонтаг «О фотографии». Всеядность фотовзгляда. Новая этика видения. Процесс фотографирования как процесс приобретения предметов. Семейный альбом как свидетельство целостности группы. Фотографирование как превращение опыта в изображение, сувенир. Фотографирование и нравственность. Уолт Уитмен: новая эстетика. Сентиментальный гуманизм Стейхена и антигуманизм Арбус: тенденции искусства в капиталистических странах.
  • Анализ кинорепрезентаций
    Понятие репрезентаций. Основные подходы к анализу репрезентаций. Cultural studies: субъектность, политэкономия, гегемония культуры как механизм более широкой системы доминирования. Социология кино: основные подходы. Кино как социальный институт, способ производства, текст и чтение текста. Кино как социальный институт: комплекс разнообразных социальных ролей для каждого отдельно взятого кинофильма; удовлетворяет потребности различных социальных групп, и поэтому развитие кино подчиняется вкусам зрителей. Структура производства фильма: служащие в кинопроизводстве: на какую работу и как нанимают, как с ними обращаются; профессионалы в кино: как работают, как воспринимают свою профессиональную роль, и как эта роль воспринимается их коллегами; организация, в т.ч. институт или факультет кинематографии, киноведения, ориентация кинопродукции на различные аудитории экономический, социальный и правовой контексты кинопроизводства, гендерные аспекты Анализ текста: контент-анализ как исследовательская техника объективного, систематического и количественного описания явного содержания коммуникации; критический дискурс анализ, качественный контент-анализ. Семиотика. Знаки, знаковые системы языка и образов, знаковые системы искусства, фотографии, фильма, телешоу. Коды, отправитель и получатель, интерпретация. Анализ репрезентаций. Морфология волшебной сказки: Владимир Пропп, Умберто Эко. Функции персонажей в структуре нарратива. Кино-нарратив. Бинарные оппозиции. Тематические определения. Screen theory. Анализ аудиторий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Защита индивидуального итогового проекта
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Защита индивидуального итогового проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Защита индивидуального итогового проекта + 0.3 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Визуальная антропология: настройка оптики, Бойцова, О., 2009
  • Визуальная социология: фотография как метод исследования : учебник для вузов, Штомпка, П., 2007
  • О фотографии, Сонтаг, С., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • De Lauretis, T. (2008). Freud’s Drive: Psychoanalysis, Literature and Film : Psychoanalysis, Literature and Film. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=266593