• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Искусство ислама

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бабин Александр Николаевич, Масиель Санчес Лев Карлосович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен истории классического исламского искусства — от его появления в VII в. до заката империй Османов, Сефевидов и Моголов в XVIII в.; основное внимание уделено архитектуре и книжной миниатюре. Географические рамки — от Магриба (Испания и Марокко) через центральные исламские земли (Сирия, Египет и др.) до персидского Востока (Иран, Центральная Азия, Индия). В процессе изучения курса студенты анализируют художественные особенности исламской архитектуры с учетом строительных приемов и специфики отделочных материалов, с одной стороны, и специфики политического заказа, с другой. При изучении изобразительного искусства (преимущественно книжной миниатюры) студенты осваивают современные методы анализа изображения в контексте исламского вероучения и местных философских и литературных традиций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства ислама в мировой истории
  • о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам искусства ислама
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства ислама
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культуре ислама
  • выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства ислама
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства ислама
  • знать технико-технологические особенности основных памятников искусства ислама
  • знать основные произведения искусства ислама
  • знать основные идеи главных трудов по истории искусства ислама
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства ислама
  • знать основные периоды в истории искусства ислама
  • знать круг ключевых исследовательских проблем изучения искусства ислама
  • знать музейные собрания и коллекции памятников искусства ислама
  • уметь анализировать памятники искусства с точки зрения проблем культуры его создавшей
  • уметь атрибутировать произведения искусства ислама
  • уметь работать с основными трудами по искусству ислама
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство ислама. Архитектура халифата, Египта и исламского Запада. Архитектура Омейядов (661–750).
    Архитектура Омейядов (661–750) и проблема ее римских и сасанидских прообразов. Первые сохранившиеся сооружения исламского культа — Купол скалы в Иерусалиме (689–691) и мечеть Омейядов в Дамаске (706–715), — их античные архитектурные формы и мозаичный декор. Реконструкция пространственных композиций и архитектурного декора «замков пустыни» в Сирии (Каср аль-Хайраш-Шарки, 728), Палестине (Хирбат аль-Мафджар в Иерихоне, ок. 740–743) и Иордании (Кусайр-Амра, между 724 и 743); фигуративная стенопись в последнем из них.
  • Искусство ислама. Архитектура халифата, Египта и исламского Запада. Аббасидская архитектура (750–945)
    Аббасидская архитектура (750–945) и ее связь с предшествующей месопотамской и иранской традицией; новые материалы (кирпич-сырец) и образные решения. Архитектура халифов: круглая планировка Багдада (762), дворец в Ухайдире (ок. 780) и мечети Самарры — Большая (848–851) и Абу-Дулаф (859–861). Разновидности стуккового декора: Самарра 1, 2 и 3. Особенности композиции больших гипостильных мечетей на независимых или фактически не подчинявшихся Аббасидам землях: Сиди Окба в Кайруане (836–875), Ибн-Тулуна в Каире (876–879) и в Кордове (ок.785–987).
  • Искусство ислама. Архитектура халифата, Египта и исламского Запада. Архитектура Фатимидов (969–1171).
    Архитектура Фатимидов (969–1171): планировка, здания и сакральная топография Каира. Архитектура и декор мечетей аль-Азхар (970–972) и аль-Хаким (990–1010). Мамлюкская архитектура Каира. Формирование сложных мемориальных комплексов из мавзолея, мечети, медресе и сабиль-кутаба. Влияние на них местных образцов и крестоносной архитектуры. Комплексы бахритских султанов Калауна (1283–1285) и Хасана (1356–1363) в Старом городе и бурджитских султанов Фараджа (1399–1412) и Каит-бея (1472–1474) на Восточном кладбище.
  • Искусство ислама. Архитектура халифата, Египта и исламского Запада. Архитектура Магриба и аль-Андалуса.
    Архитектура Магриба и аль-Андалуса: сочетание общеарабских, местных исламских и народных (берберских и др.) элементов. Фрагменты построек Альморавидов в Марракеше — Кубба аль-Барадийин (1117) и минбар из мечети Кутубийя (1135–1143). Великие минареты эпохи Альмохадов в Севилье (1184–1198), Марракеше (1196) и Рабате (1195–1199). Ансамбль дворца Альгамбра в Гранаде (XIV в.) — уникальный образец светской архитектуры ислама. Сложение канонических форм марокканской архитектуры в эпоху династии Маринидов — погребальный комплекс Шеллах близ Рабата (1284–1351) и медресе Бу-Инания в Фесе (1351–1356).
  • Искусство ислама. Архитектура персидского мира: Иран, Центральная Азия, Турция, Индия. Домонгольская архитектура.
    Домонгольская архитектура. Ранние мавзолеи (Саманидов в Бухаре, Узбекистан, ок.900, и в Гонбаде-Кабусе, Иран, 1006/1007), постепенное формирование архитектурного типа. Кирпичная архитектура Сельджуков на иранских землях. Формирование типа 4-айванных мечетей (Соборная мечеть в Исфахане, Иран, 1080-е – 1120-е) и медресе (Мустансирия в Багдаде, Ирак, 1233). Разнообразие декоративных решений минаретов: использования узоров из кирпича (Калан в Бухаре, 1127), изразцов (Джам, Афганистан, кон XII в.), разноцветного резного камня (Кутб-Минар в Дели, ок.1200–1235). Каменная архитектура турецких сельджуков, ее резной декор и связь с армянской традицией (Большая мечеть в Дивриги, 1228–1229, и медресе Бююк-Каратай в Конье, 1251).
  • Искусство ислама. Архитектура халифата, Египта и исламского Запада. Архитектура после монголов.
    Архитектура после монголов. Возрождение строительной деятельности в Ильханидском Иране: мавзолей Ульджайту в Сольтание (1307–1313). Распространение персидской традиции в Южную Азию: мавзолей Рукн-и Алам в мултане, Пакистан (ок.1315–1320). Ансамбль мавзолеев Шах-иЗинда в Самарканде (между 1335 и 1435): виды и техники изразцов. Новые композиционные решения в грандиозных постройках эмира Тимура: дворец Ак-сарай в Шахрисабзе, Узбекситан (1379–1396), мавзолей Ходжи Ахмада Ясави в Туркестане, Казахстан (1389–1405), Большая мечеть (1399–1405) и мавзолей Гур-и Амир (ок.1400–1405) в Самарканде. Архитектура Делийского султаната: взаимодействие местной и персидской традиции (мавзолеи в Туглукабаде, 1320–1324, и Садах Лоди, между 1489 и 1517, комплекс Старого форта, 1530-е–1540-е? — всё в Дели, Индия). Рождение раннеосманской традиции на основе византийской (мечеть МурадаХюдавендигара в Бурсе, 1366–1385). Типологические и декоративные поиски: 9-купольняа Старая мечеть в Эдирне (1403–1414), украшенная тебризскими изразцами Зеленая мечеть в Бурсе (1419–1424) и гексагональная в основе мечеть Уч-Шерефели в Эдирне (1437–1447).
  • Искусство ислама. Архитектура халифата, Египта и исламского Запада.Архитектура эпохи великих империй.
    Архитектура эпохи великих империй. Сложение османского архитектурного канона в творчестве Синана на основе разработки форм св. Софии Константинопольской: мечети Сулеймание (1550–1557) в Стамбуле и Селимие (1569–1575) в Эдирне. Изникские изразцы в мечети Рюстем-паша в Стамбуле (1560–1561). Строительство новой столицы Сефевидов Исфахана по заранее размеченному плану: площадь Накши-Джахан и с мечетями Шахской (1611–1630) и Лотфоллы (1603–1619). Дворец Чехель-Сотун (1647, 1706) и сложение канона персидского сада. Армянские церкви Новой Джульфы, Исфахан как синтез персидской, армянской и западноевропейской архитектуры и живописи. Создание архитектурных ансамблей с включением старых зданий в Центральной Азии: композиции Кош в архитектуре Бухары XVI в. и Регистан в Самарканде (сер. XVII в.). Монументальная архитектура Индии эпохи Великих моголов: синтез персидской и местной традиции. Усыпальницы падишахов как ведущий архитектурный тип: мавзолей Хумаюна в Дели (1565–1572), Акбара в Сикандре (1602–1613) и Тадж-Махал в Агре (1632–1648). Комплексы дворца и мечети в новой столице Акбара Фатехпур-Сикри (ок.1570–1585): символические и функциональные аспекты.
  • Искусство ислама. Каллиграфия и миниатюра. Особенности и роль искусства каллиграфии.
    Важнейшие канонические почерки арабского письма: куфи, насх, сульс, насталик, дивани и др. Бумага, веллум и пергамент. Ранние Кораны. Особенности книжного искусства в странах ислама. Книга в контексте мусульманской культуры. Основные школы миниатюры: сирийская, багдадская. Материалы, техника иллюминирования рукописи.
  • Искусство ислама. Каллиграфия и миниатюра. Исламские рукописи.
    Ранние манускрипты. Медицинские трактаты. Китаб ад-Дирьяк (трактат о териаке или антидоте) (1199). “Фармакалогия“Диоскорида (1229). Китаб аль Бейтара (трактат о лечении лошадей) (1210), Трактат о механике (ок. 1264), Книга изображения постоянных созвездий Абд-ар-Рахмана ас-Суфи (конец XIв.). Аль Мубащир и его книга изречений и прокламаций “Отборнейшие мудрые изречения и красоты говорящего” (начало 13 века), Макамы аль Харири (1237 года и 1334 года). История Байяда и Рияда (13 век), Шахнаме (Королевская книга королей) Фирдоуси (1330). СияхКалям (15 век). КалиляваДимна (Сказки Бидпая) (1200-20 и 1429). Хамза Низами (ок. 1450)
  • Искусство ислама. Каллиграфия и миниатюра. Индийская миниатюра.
    Основные школы индийской миниатюры XVI-XVIII вв: могольская, Раджастан и Пахари: Бабур-намэ (к. XVI в.) из Национального музея в Дели, Британского музея; Акбар-намэ (1595 г.) из музея Виктории и Альберта в Лондоне; Радха и Кришна. 1650 г. Миниатюра из Раджастана. Калькутта. Индийский музей; Радха и Кришна. 18 в. Школа Пахари. Калькутта. Индийский музей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устной форме.
  • неблокирующий Доклад
    В устном докладе (Од), сопровождаемом презентацией в формате Power Point, студент должен предложить проект архитектурного произведения, изложить исторический контекст его создания, композицию, декор и т.п.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и культура Средней Азии в древности : VII в. до н.э. - VIII в. н. э. : учеб. пособие для высш. шк., Вайнберг, Б. И., 1994
  • История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев, Л. С., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ислам в Иране в VII - XV веках : курс лекций, Петрушевский, И. П., 2007
  • Мир ислама : история, общество, культура: материалы Междунар. исламоведческой науч. конф., 11 - 13 дек. 2007 г., Москва, РГГУ, , 2009