• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Правовое и этическое регулирование медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Правовое и этическое регулирование медиа" состоит из двух самостоятельных разделов (правового и этического соответственно). В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права, а также узнают об основных этических нормах в медиаиндустрии. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права и этики; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
  • Дать представление об основах законодательства в области массовой информации, о правовых нормах и принципах, на которых базируются массово-информационные отношения в России, об основах права на свободу выражения мнений, о правах и обязанностях журналиста в редакционной работе
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в редакционной работе, защите своих профессиональных прав в интересах обеспечения граждан необходимой информацией
  • Пропаганда верховенства права в жизни общества
  • Сформировать понимание этики и профессиональной этики в современном медийном пространстве
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Проводит анализ контента на предмет содержания публичных призывов к совершению экстремистской деятельности в соответствии с международными стандартами и практикой Европейского Суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о правах человека
  • Определяет возрастную маркировку для контента в соответствии с требованиями и положениями Федерального Закона РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Различает понятия "мораль" и "нравственность", "деонтология", "этика" и "профессиональная этика"
  • Ориентируется в основных понятиях, сферах и «болевых точках» современной медиаэтики
  • Называет основные определения, концепции, подходы современной медиаэтики
  • Называет основные имена, определения, концепции, подходы современной медиаэтики
  • Называет методы и способы этического регулирования СМИ
  • Называет виды кодексов журналистской этики (международные, национальные, корпоративные, редакционные)
  • Анализирует проблемы медиаэтоса
  • Решает кейсы, связанные с современной медиаэтикой
  • Анализирует отечественный и зарубежный опыт этического саморегулирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники медиаправа
    Предмет, структура и задачи курса. Понятие медиаправа. Свобода мысли и слова как неотъемлемое право человека. Недопустимость цензуры. Источники медиаправа: международные договоры, Конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российской Конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Понятие свободы массовой информации. Прецедентное право судебного органа Совета Европы – Европейского суда по правам человека – по делам о нарушении положений статьи 10 Европейской конвенции. Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.): история принятия.
  • Организация деятельности редакции
    Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) как основной акт, регулирующий сферу СМИ в России. Особенности регулирования СМИ. Регистрация СМИ и лицензирование вещания. Основные понятия, используемые в Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.). СМИ, учредитель, редакция, главный редактор, журналист. Конфиденциальность информации редакции. Права и обязанности журналиста. Злоупотребление свободой массовой информации. Дело «Росбалт». Сохранение в тайне журналистских источников. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ). Организация деятельности редакции. Редакционный устав, содержание и процедура его принятия. Прозрачность отношений собственности. Ограничения права собственности иностранцев на СМИ. Правовой статус новых медиа в РФ. Правовой статус организатора распространения информации в сети «Интернет», владельца новостного агрегатора, владельца аудиовизуального сервиса, владельца социальной сети.
  • Информационная безопасность
    Информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности. Ограничения с целью противодействия терроризму и экстремизму. Федеральный закон «О противодействии терроризму». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Декриминализация преступлений экстремистской направленности. Ответственность за «лайки» и «репосты». ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и его основные понятия. Единый реестр доменных имен и указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. Регулирование «фейковых новостей».
  • Защита детей от вредной информации в медиа
    Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Основные понятия закона. Возрастная классификация информационной продукции. Экспертиза медиапродукции на предмет соответствия требованиям закона. Полномочия Роскомнадзора в области защиты детей от вредной информации в медиа.
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации
    Защита от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию. Гражданский кодекс РФ (ст. 152) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005 года. Распространение сведений порочащего характера. Трактовка понятий «факт», «мнение», «оценочное суждение». Опровержение и ответ, порядок их распространения. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам и редакциям СМИ. Защита деловой репутации. Честь и достоинство политиков. Декларация Комитета Министров Совета Европы о свободе политической дискуссии в СМИ. Презумпция невиновности и журналистская практика. Уголовно-правовой и административно-правовой порядок защиты чести и достоинства. Клевета и оскорбление. Оскорбление представителя власти. Освобождение от ответственности. Судебная практика. Закон о «неуважении к власти и обществу».
  • Неприкосновенность частной жизни
    Гарантии неприкосновенности частной жизни. Персональные данные физических лиц. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Согласие на распространение сведений. Право на изображение. Обстоятельства, позволяющие журналистам использовать скрытую запись согласно российскому закону о СМИ. Защита общественных интересов. Личная жизнь публичных фигур. Открытые сведения о доходах и имуществе государственных чиновников. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство. Судебная практика.
  • Правовое регулирование рекламы
    Реклама и свобода массовой информации. Общие положения Закона РФ «О рекламе». Запрет недобросовестной и недостоверной рекламы. Скрытая реклама. Специфика регулирования «продакт плейсмента». Спонсорство, соотношение понятий «спонсорство» и «реклама». Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, наркотических препаратов, медикаментов, медицинских и др. товаров и услуг. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в Интернете. Рекламные издания и телеканалы. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Практика применения законодательства о рекламе.
  • Интеллектуальная собственность
    Отличия физической собственности от интеллектуальной собственности. Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ о защите интеллектуальной собственности. Авторское право. Смежные права. Содержание и форма произведения. Регистрация, срок охраны авторского права. Неимущественные права и исключительное право авторов. Способы использования прав. Право на вознаграждение. Договоры в авторском праве. Специфика авторских правоотношений в медиа. Авторское право на интервью. Авторское право на новостное сообщение. Служебные произведения. Общества по коллективному управлению правами. Произведения, не охраняемые авторским правом. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав.
  • Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
    Контент современных медиа и способы его регулирования. Понятие этического регулирования медиа. Мораль, нравственность, этика – содержание понятий. Деонтология и ее основные принципы. Специфика профессиональной морали и профессиональной этики
  • Медиаэтика: понимание, тезаурус, варианты интерпретации
    Место медиаэтики в ряду информационной, компьютерной, цифровой, сетевой, киберэтики. Несводимость современной медиаэтики к этике журналистской деятельности. Вызовы нового времени и возможный ответ этоса на них. Возможные направления развития этического регулирования медиакоммуникаций: 1) этика пользовательского поведения в медиа (проблемы digital-агрессии, этика социальных сетей, сетевой этикет – скажем, общения в мессенджерах или электронной почте – и т.д.) и 2) этика профессионального поведения в медиа представителей различных профессий, разных персон медиадеятельности (от журналистов, блогеров, цифровых фотографов до пранкеров, хакеров, производителей мемов и т.д.). Сетевой этикет и медиаэтика: разница понятий.
  • Основные тенденции этического регулирования медиа: обзор подходов
    На занятии разбираются базовые концепты этического регулирования медиа. Дается обзор литературы по теме. В качестве домашнего задания студентам по электронной почте отправляются на выбор несколько базовых текстов по теме
  • Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
    Основу семинарского занятия составляет анализ текстов. Исходя из выбора студентов, разбирается одна из работ по тематике курса этического регулирования медиа (например, глава из книги «Disconnected: Youth, New Media, and the Ethics Gap»)
  • Журналистская этика в структуре современной медиаэтики
    Понятие журналистской этики. Деонтология журналистики в ряду деонтологий других профессий. Основные методы и способы этического регулирования СМИ. Виды кодексов журналистской чести: международные, национальные, корпоративные, редакционные. Этические проблемы взаимодействия журналиста с информацией. Проблемы сбора информации (источники информации и их разновидности; допустимые и недопустимые методы сбора информации; методы «маски», «смены профессии», скрытой камеры и другие возможности анонимных действий журналиста). Проблема доступа к информации. Этические проблемы взаимодействия с информантами. Этические проблемы обработки и монтажа информации. Этические проблемы распространения информации: между «можно» и «нельзя». Структура этических взаимоотношений журналиста с окружающими социальными субъектами. Этика взаимодействия журналиста и аудитории. Этические проблемы взаимодействия журналиста с героями его материалов. «Точки профессионального пересечения» журналиста-редактора с авторами публицистических материалов. «Этика субординации» в журналистской деятельности: проблемы взаимоотношений с редактором, издателем, владельцем СМИ. Этика поведения в журналистском редакционном коллективе и внутри журналистской корпорации. Новые вызовы в медиаэтике XXI века. Профессиональные этические риски журналиста. Трансформации и деформации основных принципов и норм журналистской деонтологии в новых медиа.
  • Основные направления и сферы современной медиаэтики
    Проблема современного медиаэтоса – отсутствие единой «медийной этики». Общефилософские и психологические проблемы поведения в сети, порожденные средой новых медиа. Социальные эффекты пользования технологиями и специфика этических законов мира Digital. Проблемы этического измерения коммуникаций в новых медиа. Основные сферы и направления этики современных медиакоммуникаций. Этические проблемы мира новых технологий (этика персональных биологических и биометрических данных, этика генетического редактирования и т.д.). Робоэтика (от беспилотных автомобилей до роботов-журналистов и роботизированных медиа). Вопросы этического регулирования деятельности блогеров. Этика компьютерных игр и игр с дополненной реальностью. Использование VR и AR в современной журналистике и медиа в целом. Этика больших данных. Этические основы работы с мобильными приложениями. Проблемы этики пользования медиаприборами (очки Google Glass, голосовые помощники и т.д.). Этические кодексы социально неодобряемых представителей медиапространства (хакеров, троллей и т.д.)
  • Российская традиция этического регулирования медиа: что уже есть и чего не хватает?
    Данный семинар проходит в форме дискуссии (работа по группам). Студенты обсуждают актуальные кейсы медийной сферы, а также существующие по этой теме документы (например, кодекс блогера, составленный И. Варламовым), формулируют вопросы этического характера, регулирование которых, на их взгляд, принципиально важно для медийной сферы (рефлексия с опорой на личный опыт)
  • Опыт этического саморегулирования
    Студентам предлагается сформулировать положения своего собственного кодекса этического регулирования сферы медиа (после первого занятия задание выносится на самостоятельную подготовку, базовые тексты высылаются преподавателю за день до следующего занятия). Все команды знакомятся с кодексами друг друга, обсуждают, оппонируют друг другу. Организовывается голосование. После занятия преподаватель отправляет результаты голосования и тексты лучших кодексов студентам. Подводятся итоги семинарских занятий курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение заданий) - правовая часть курса
    Преподаватель назначает отдельный день для пересдачи. Пересдача проходит в устной форме по пропущенным темам в формате беседы или решения кейсов по темам (возможно на платформе ZOOM).
  • неблокирующий Активность на семинарах (этическая часть курса)
  • неблокирующий Итоговое задание в группах (этическая часть курса)
  • неблокирующий Итоговое задание в группах (правовая часть)
    Пересдаче не подлежит. Подробное описание задания доступно студентам в системе ЛМС в начале курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение заданий) - правовая часть курса + 0.15 * Активность на семинарах (этическая часть курса) + 0.2 * Итоговое задание в группах (правовая часть) + 0.35 * Итоговое задание в группах (этическая часть курса)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Global Media Ethics: Problems and Perspectives, edited by Stephen J. A. Ward, John Wiley & Sons, Incorporated, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1120866 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
  • James, Carrie. Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap, MIT Press, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3339864 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
  • Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29499-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31094
  • Под ред. Федотова М.А. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-10593-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-430915
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Рассолов И. М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431833
  • Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-438781

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило И. Л. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 419с. - ISBN: 978-5-534-00608-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431119
  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18840-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29142
  • Под ред. Близнеца И.А. - Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23502-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33677