Шомова Светлана Андреевна
- Профессор:Факультет креативных индустрий / Институт медиа
- Менеджер:Центр цифровых культур и медиаграмотности
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 30 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2017Ученое звание: Профессор
- 2005Доктор политических наук: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии», тема диссертации: Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы
- 2000Ученое звание: Доцент
- 1990Кандидат наук: специальность 10.01.10 «Журналистика», тема диссертации: Виды условности в публицистике
- 1985
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Журналистика (литературный работник газеты)», квалификация «журналист»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2021 год - Программа повышения квалификации «Организация групповой и командной работы студентов в условиях онлайн-обучения» (НИУ ВШЭ, Проект «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке»)
2016 год - Программа повышения квалификации "Эдьютон. Трансформация журналистского образования" (Региональный институт непрерывного образовния ФГБОУ высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет)
2015 год - "Digital Media Development and Education" (Преподавая Новые медиа) - стажировка в г. Стокгольм (Швеция): посещение шведских университетов и частных школ журналистики, редакций СМИ, организаций саморегулирования прессы, ворк-шопы и мастер-классы по новым медиа.
2013 год - News Literacy Summer Institute for Teachers (Летний Университет по Новостной грамотности для преподавателей), университет Стони Брук, Нью-Йорк, США
2012 год - "Методика составления контрольно-измерительных материалов (Разработка компетентностно-ориентированных заданий в практике преподаваний высшей школы)", НИУ ВШЭ
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (март 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2018)
Надбавка за академические достижения и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2020-2022)
Полномочия / обязанности
В Департаменте (Институте) медиа в качестве профессора выполняет следующие обязанности: чтение лекций, ведение семинарских занятий, проверка работ, консультации, прием зачетов и экзаменов, руководство подготовкой выпускных квалификационных работ в бакалавриате и магистратуре, написание статей и монографий.
В структуре Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ (работа на условиях совместительства) выполняет обязанности методиста-исследователя. В задачи входит:
- организация и сопровождение научных исследований по тематике центра;
- участие в организации научных конференций (в частности, "Цифровые медиа для будущего");
- разработка и корректировка учебных программ в рамках проектов центра (прежде всего, партнерского проекта с Фондом Потанина "Пространство соучастия");
- подготовка методической документации по проектам Центра;
- участие в наполнении сайта Центра информационным контентом.
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Деонтология журналистской деятельности (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Мемы в структуре вирусной коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.03.02. Журналистика", направление "42.03.05. Медиакоммуникации"; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Мемы в структуре вирусной коммуникации (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Право в медиакоммуникациях (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Цифровые медиа для будущего (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Элементы журналистики и сторителлинга: производство контента в цифровой среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: трансмедийный поворот (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Журналистика в мультимедийной среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Новая грамотность цифровой эпохи: от новостной к коммуникативной (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 4 модуль)Рус
- Цифровые медиа для будущего (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Этика современных медиакоммуникаций (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Деонтология и медиаэкология (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Деонтология журналисткой деятельности (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Журналистика в мультимедийной среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Журналистика в мультимедийной среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- История и теория медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- История и теория медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Медиаграмотность (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Журналистика в мультимедийной среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- История и теория медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
* В названии ВКР упоминается издание «Медуза». «Медуза» включена Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2019 г.: член редколлегии журнала «Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены».
С 2016 г.: член редколлегии журнала «Русская политология».
С 2013 по 2016 гг.: член редколлегии журнала «Управление».
Гранты
2018 год - Индивидуальный исследовательский грант Научного фонда НИУ ВШЭ
2013 год - грант Издательского дома НИУ ВШЭ по изданию авторских учебников
Конференции
- 2023«Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва). Доклад: Цифровая пересборка – 2022: как поменялись медиапрактики и медиаповседневность россиян
- 2022Медиаобразование - 2022: современные тенденции в развитии образования (Москва). Доклад: Динамические изменения российского медиаландшафта: вызовы и решения
- Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы (Москва). Доклад: «Новые медиа и «новая этика»: точки пересечения
- 2021Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва). Доклад: «Львы, орлы и куропатки…» (фейки времен инфодемии весны-лета 2020 года)
- VI Международная научно-практическая конференция «Цифровые медиа для будущего» (Москва). Доклад: «Наболевшие темы и насущные вопросы»: восприятие и интерпретация интернет-мемов российскими студентами
- Международная научно-практическая конференция "Информационные технологии и их влияние на внутреннюю политику государства и международные отношения" (Москва). Доклад: Фейки пандемии Covid-19 как репрезентация международной новостной повестки дня
- 2020Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва). Доклад: "Иероглифы протеста": политические мемы в Рунете
- Международная научно-практическая конференция Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей (Москва). Доклад: От медийно-информационной к трансмедиаграмотности: динамика развития процессов
- 2019IYМеждународная научно-практическая конференция "Медиаграмотность, медиаэкология, медиаобразование: цифровые медиа для будущего" (Москва). Доклад: "Доверяй, но проверяй": о проблемах формирования медиаграмотности и критического мышления российских студентов(результаты исследования)
- News Literacy Global Conference (Познань). Доклад: «Between “May” and “May Not”: Ethical Issues of the Russian National Memosphere
- Роботы заявляют о своих правах. Доктринально-правовые основы и нравственно-этические стандарты применения автономных роботизированных технологий и аппаратов (Владивосток). Доклад: МЕЖДУ ТВОРЧЕСТВОМ И СМЕРТЬЮ: этические дилеммы использования алгоритмов и нейросетей в современных медиа
- 2018Экспертный семинар "Будущее России: новые вызовы и возможности медиакоммуникаций в общественно-политической сфере" (Нижний Новгород). Доклад: Мемы и выборы: новые реалии политической коммуникативистики
- XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: "Война мемов": новые повороты информационного противостояния
- XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Медиаобразование: методология преподавания новостной грамотности различным аудиториям
- Экспертный семинар "Условия и факторы устойчивости политической системы России" (Санкт-Петербург). Доклад: Доверие как капитал: современные СМИ между выигрышем и банкротством
- MES Media Education Summit (Гонконг). Доклад: NEW MEDIA AND NEW ETHICS: the analysis of media literacy problems of the Russian students
- 2017XVIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Политический сторителлинг в России: медиа и трансмедиа
- Третья международная научно-практическая конференция "Медиаграмотность, медиаэкология, медиаобразование: цифровые медиа для будущего" (Москва). Доклад: Новость: «прошлогодний снег» или «внеморальная ценность»? О метафорах и определениях в новостной грамотности
- Форум мирового Интернет проекта 2017 (МОСКВА). Доклад: Интернет-мемы в структуре политической коммуникации: аттракторы, протекторы, агрессоры
- Global News Literacy Conference: The Future of News Literacy in a Connected World (Нью-Йорк). Доклад: Specific Сharacter of News Literacy Teaching in Russia and Dynamics of the Media Literacy Level of Russian Students (2013-2017)
- 2016XVII АПРЕЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА (Москва). Доклад: Новые медиа и "новая этика": к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии
- XVII АПРЕЛЬСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА (Москва). Доклад: Образование и медиаграмотность в России: генезис и современные тенденции
- Международная научно-практическая конференция "Политическая текстология как наука и учебная дисциплина: проблемы становления" (Москва). Доклад: О Зверях и Героях (скрытая политическая символика в современных медиатекстах)
- Всероссийский научно-методологический семинар Эдьютон-2016: Трансформация журналистского образования (Пермь). Доклад: Журналистика для не-журналистов: что нужно знать современному человеку о мире медиа
- II Съезд Российского общества политологов (Казань). Доклад: Политический интернет-мем: постфольклор или PR-технология?
- Y Международная научно-практическая конференция "Социальный компьютинг: основы технологии развития, социально-гуманитарные эффекты" (Москва). Доклад: Политический интернет-мем: к вопросу о типологизации
- II Международная конференция "Визуальная коммуникация в социокультурной динамике" (Набережные Челны). Доклад: Политический сторителлинг в визуальной коммуникации
- 2015XYI Апрельская международнеая научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Архетип против мема: константы культуры в политической коммуникации
- Наука о коммуникации как дисциплина и область знаний в современном мире: диалог подходов (Москва). Доклад: Спонтанность как иллюзия: интернет-мем в структуре политической коммуникации
- Вторая Международная научно-практическая конференция «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего» (Москва). Доклад: Образование и медиаграмотность в России: генезис и современные тенденции
- 2014XY Апрельская международная конференция НИУ ВШЭ по проблема экономики и общества (Москва). Доклад: "Свой», «Чужой» и «Ничей»: маркеры культурной идентичности в предвыборной кампании мэра Москвы"
- МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ««NEWS LITERACY И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ» (Москва). Доклад: Новость как коммуникативный феномен: преимущества и риски
- 2013
XIY Апрельская международная научно-практическая конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Традиции смеховой культуры в лозунгах российского митинга
- «Постсоветское пространство как языковой проект: медиа, политика, культура» (Москва). Доклад: Ключ к власти (архетипические паттерны политической риторики)
- 2012
51-я международная научно-практическая конференция "СМИ в современном мире. Петербургские чтения" (Санкт-Петербург ). Доклад: Митинг как карнавальная стихия
Публикации59
- Статья Шомова С. А. От конспирологии до розыгрыша: проблема мис- и дезинформации в пандемийном дискурсе // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. Т. 8. № 1. С. 5-23.
- Статья Shomova S. “Hieroglyphs of Protest”: Internet Memes and the Protest Movement in Russia // Problems of Post-Communism. 2022. Vol. 69. No. 3. P. 232-241. doi
- Книга Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии / Сост.: А. А. Новикова; под общ. ред.: А. Г. Качкаева, С. А. Шомова. М. : Издательские решения. Ридеро, 2021.
- Статья Шомова С. А. Мем-летописец: репрезентация новостной повестки дня пандемии в меметическом контенте Рунета // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 399-424. doi
- Глава книги Шомова С. А. От средневековой гравюры до пин-апа: визуальный сериал периода пандемии как новая жанровая вариация медийного контента // В кн.: Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии / Сост.: А. А. Новикова; под общ. ред.: А. Г. Качкаева, С. А. Шомова. М. : Издательские решения. Ридеро, 2021. Гл. 6. С. 144-164.
- Статья Качкаева А. Г., Шомова С. А., Душакова И. С. Фейк: от академических дискуссий к практическим решениям // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6. № 2. С. 5-32.
- Статья Shomova S. Meme literacy in Russia: Perceptions of internet memes by a student audience and issues of critical thinking // Central European Journal of Communication. 2020. Vol. 13. No. 2. P. 266-283. doi
- Статья Anna Kachkaeva, Anna Kolchina, Svetlana Shomova, Yarovaya E. ‘Trust, but verify’: problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students // Media Practice and Education (до 2018 года Journal of Media Practice) Великобритания. 2020. Vol. 3. No. 21. P. 200-211. doi
- Статья Шомова С. А. "Война мемов": новые повороты информационного противостояния // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 250-269. doi
- Препринт Shomova S. «Hieroglyphs of protest»: Internet Memes and Protest Movement in Russia / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2019. No. 68. doi
- Статья Шомова С. А. Выборы президента РФ - 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики // Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 157-173. doi
- Статья Шомова С. А. Развлекать и властвовать: образы российской власти и оппозиции в интернет-мемах // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 23-43. doi
- Глава книги Шомова С. А. Cущность, функции и принципы связей с общественностью // В кн.: Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии. М. : Аспект Пресс, 2017. Гл. 1. С. 8-16.
- Глава книги Kachkayeva A., Shomova S., Kolchina A. Education and Media Literacy in Russia: Genesis and Current Trends: Evaluation of the Level of Media Literacy of Students, in: Multidisciplinary Approaches to Media Literacy: Research and Practices 媒介素养的跨学科研究与实践. Hong Cong : Communication University of China (CUC) Press, 2017. Ch. 31. P. 401-408.
- Глава книги Шомова С. А. Глава 2. Генезис мультимедийной журналистики и трансформация профессии // В кн.: Мультимедийная журналистика / Под общ. ред.: А. Г. Качкаева, С. А. Шомова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. doi Гл. 2. С. 33-67. doi
- Книга Мультимедийная журналистика / Под общ. ред.: А. Г. Качкаева, С. А. Шомова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. doi
- Глава книги Качкаева А. Г., Колчина А. С., Шомова С. А. Образование и медиаграмотность в России: генезис и современные тенденции (исследование уровня медиаграмотности студентов НИУ ВШЭ) // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 247-252.
- Глава книги Шомова С. А. Архетип против мема: константы культуры в политической коммуникации // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 406-413.
- Статья Колчина А. С., Шомова С. А., Качкаева А. Г. Информационная, цифровая, новостная... (исследование уровня медиаграмотности студентов НИУ ВШЭ) // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. № 2. С. 30-36.
- Статья Шомова С. А. Новые медиа и "новая этика": к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии // Медиаальманах. 2016. № 4. С. 12-20.
- Глава книги Шомова С. А. О зверях и героях (скрытая политическая символика в современных медиатекстах) // В кн.: SCHOLA-2016: Политическая текстология и история идей. М. : Издательство Московского университета, 2016. С. 305-310.
- Книга Шомова С. А. От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в политической коммуникации. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. doi
- Глава книги Шомова С. А. Политический сторителлинг в визуальной коммуникации // В кн.: Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Сборник статей II Международной научной конференции. Каз. : Издательство Казанского университета, 2016. С. 302-305.
- Глава книги Шомова С. А. «Свой», «чужой» и «ничей»: маркеры культурной идентичности в предвыборной кампании мэра Москвы // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 173-180.
- Статья Шомова С. А. От древней мистерии к обрядам и тайнам современного PR (к вопросу о театрализованных формах политической коммуникации) // Медиаальманах. 2015. № 3. С. 12-20.
- Статья Шомова С. А. Политический Интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С. 28-41.
- Статья Шомова С. А. Политический стрит-арт: искусство перформанса или PR-технология? (к вопросу о театрализованных формах политической коммуникации) // Медиаальманах. 2015. № 4. С. 12-18.
- Книга Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Русский язык. Литература. Журналистика / Под общ. ред.: Б. Л. Иомдин, К. М. Поливанов, С. А. Шомова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
- Статья Шомова С. А. Спонтанность как иллюзия: Интернет-мем в структуре политической коммуникации // Медиа. Информация. Коммуникация. 2015. № 15
- Статья Шомова С. А. Шут, Петрушка, Дурак... (Ипостаси трикстера в российской политической коммуникации) // Этнографическое обозрение. 2015. № 4. С. 64-74.
- Статья Шомова С. А. Mobilis in Mobili: качество жизни и рекламный тренд // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 5. С. 278-280.
- Статья Шомова С. А. Ключ к власти (Архетипические паттерны политической риторики) // Медиаскоп. 2014. № 3
- Статья Лапина-Кратасюк Е. Г., Шомова С. А. Международная научно-практическая конференция «News Literacy и проблемы современного медиаобразования» (Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Москва, 5-6 марта 2014 года) // Новое литературное обозрение. 2014. № 130 (6-2014). С. 403-409.
- Статья Шомова С. А. Многообразие идентичностей в политической кампании (на примере выборов мэра Москвы) // Государственная служба. 2014. № 4. С. 74-78.
- Глава книги Шомова С. А. Традиции смеховой культуры в лозунгах российского митинга // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 347-356.
- Глава книги Шомова С. А. "Высокое" и "низкое" в жанрах интернет-рекламы // В кн.: Высокое и низкое в художественной культуре Т. 3. М. : Издательство Нестор-История, 2013. С. 242-260.
- Глава книги Шомова С. А. Homo Ridens (традиции смеховой культуры в лозунгах российского митинга) // В кн.: Смеющаяся НЕреволюция: движение протеста и медиа (мифы, язык, символы) / Под общ. ред.: А. Г. Качкаева. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2013. С. 132-146.
- Статья Шомова С.А. News Literacy: модный бренд или насущная необходимость? // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 21. С. 304-310.
- Статья Шомова С. А. Переключая регистры (культурная символика в современной интернет-рекламе) // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 9. С. 110-118.
- Глава книги Шомова С. А. Старые медиа на новый лад (реклама в пространстве мегаполиса) // В кн.: XVII Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей. Москва 18-20 апреля 2013 г. / Под общ. ред.: В. Евстафьев. М. : Соло Принт, 2013. С. 131-140.
- Глава книги Шомова С. А. Life Placement: весь мир – театр // В кн.: XV Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей. Сборник материалов / Под общ. ред.: В. Евстафьев. М. : ПК Пресс Корп, 2012. С. 171-176.
- Статья Шомова С. А. «Рассуждения об обязанностях журналистов» М.В. Ломоносова и этические вызовы третьего тысячелетия // Literarus. 2012. № 3
- Статья Шомова С. А. Карнавальные корни митинга: генезис и современные проявления // Государственная служба. 2012. № 4. С. 64-69.
- Глава книги Шомова С. А. Митинг как карнавальная стихия // В кн.: Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. / Отв. ред.: С. Корконосенко. СПб. : Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2012. С. 173-176.
- Глава книги Шомова С. А., Тихомирова Т. Б. СМИ или медиа? (К вопросу об определении понятий) // В кн.: Россия: на пути глобализации и интеграции: Научные труды ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. К 20-летию Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова Вып. 2012. М. : Издательский дом «Буквовед», 2012. С. 260-264.
- Статья Шомова С. А. Ритуал или перфоманс? (К вопросу о театральных формах политической коммуникации) // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 4. С. 73-83.
- Книга Мукусев В. Черная папка. История одного журналистского расследования / Под общ. ред.: С. А. Шомова. М. : РА Арсис-Дизайн, 2011.
- Книга Реклама и журналистика: культурная эволюция / Науч. ред.: С. А. Шомова. М. : Издательский дом «Буквовед», 2009.
- Книга Шомова С. А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы. М. : ИНИОН РАН, 2004.
- Книга Ученова В. В., Гринберг Т. Э., Конаныхин К. В., Шомова С. А., Петрушко М. В. Реклама: палитра жанров. М. : Гелла-Принт, 2004.
- Статья Шомова С. А. Социокультурные механизмы современной политической коммуникации // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3
- Статья Шомова С. А. Аноним как адресат. "Слабое звено" политической коммуникации // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5
- Статья Шомова С. А. Медиариторика как метод политической PR-коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2003. № 4
- Книга Шомова С. А. Политические шахматы. Паблик Рилейшнз как интеллектуальная игра. М. : РИП-Холдинг, 2003.
- Статья Шомова С. А. Политический хронотоп (категории времени и пространства в политической коммуникации) // Государственная служба. 2003. № 4
- Статья Шомова С. А. "Другие берега" российской политической рекламы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2002. № 3
Научный руководитель диссертационных исследований
- Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в 2011 году в МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Кувшинникова Д.Г. «Тексты интернет-рекламы: специфика, структура, эффективность» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в мае 2014 года в РУДН.
- Данилина А.А. «Корпоративные школьные СМИ: специфика, содержание, структура» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в декабре 2015 года в РУДН.
- Черненко Ю.А. «Блуждающие» сюжеты культуры в политической PR-коммуникации» (специальность 10.01.10 – журналистика) Защищена в декабре 2017 года в РУДН.
Работа в диссертационных советах
С 2012 года - Диссертационный совет Д. 501.001.07 в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (факультет журналистики)
Руководство диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук
- Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в 2011 году в МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Кувшинникова Д.Г. «Тексты интернет-рекламы: специфика, структура, эффективность» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в мае 2014 года в РУДН.
- Данилина А.А. «Корпоративные школьные СМИ: специфика, содержание, структура» (специальность 10.01.10 - журналистика). Защищена в декабре 2015 года в РУДН.
Оппонирование диссертационных исследований
Подготовлено более 15 отзывов официального оппонента на диссертации по специальности 10.01.10 - журналистика (в том числе на соискание ученой степени доктора филологических наук: Дзялошинский И.М. "Коммуникационные стратегии социальных институтов в медиапространстве России" - защищена в 2013 г.; Назайкин А.Н. "Эффективный рекламный текст в СМИ" - защищена в 2012 г. и другие); более 10 отзывов ведущей организации на кандидатские и докторские диссертации той же специальности.
Опыт работы
Образование:
1985 - факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
1990 год - аспирантура факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
2003 год - докторантура РГСУ
Ученая степень кандидата филологических наук с 1991 года
Ученая степень доктора политических наук с 2004 года
Ученое звание профессора с 2017 года
Профессиональная деятельность за последние годы:
- Сентябрь 2011 - по настояще время - профессор факультета медиакоммуникаций, департамента медиа НИУ ВШЭ. Основные дисциплины, читаемые в НИУ ВШЭ: "Медиаграмотность", "Этическое регулирование медиа", "Деонтология и медиаэкология", "Новостная грамотность: новость как предмет манипуляции", "Современные коммуникационные технологии".
В ходе работы в НИУ ВШЭ в разные годы руководила департаментом новых медиа, была академическим руководителем ОП "Журналистика" (бакалавриат)
Является исследователем Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ
- Январь 1999 года - август 2011 года - заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. Основные дисциплины, читаемые в ИМПЭ: "Профессиональная этика журналиста", "История рекламы", "Основы Паблик Рилейшнз", "Основы рекамной деятелности", "Переговорный процесс", "Технологии создания PR-текстов", "Основы имиджелогии".
Прочая деятельность:
Член Экспертного совета ВАК по политологии в 2012 - 2022 году
Член Союза журналистов с 1986 года
Информация*
- Общий стаж: 37 лет
- Научно-педагогический стаж: 30 лет
- Преподавательский стаж: 30 лет
Дополнительные сведения
Член Экспертного совета ВАК по политологии в 2013-2022 годах
Член Союза журналистов России
Про мемы – и не только
Осенью 2022 года – в рамках давнишней традиции – Центр цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ продолжает проводить встречи с представителями креативных индустрий, специалистами в области новых медиа, мастерами интернет-коммуникаций.
Вышел новый номер журнала "СоциоДиггер", тема выпуска – медиаграмотность.
"Когда-то медиаграмотность казалась роскошью, сейчас это – необходимость"... Эти слова Элиc Ли, медиаисследователя из Гонконга, могли бы стать эпиграфом к новому номеру журнала СоциоДиггер, главная тема которого – медиаграмотность.
Лекции Анны Качкаевой и Светланы Шомовой на Летней школе инклюзивных практик
Сегодня, в 15:15 начнутся лекции Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ в Летней школе инклюзивных практик, которая проводится с 1 по 10 июля 2021 года совместно с ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Цифровые медиа настоящего: в Москве завершилась конференция «Цифровые медиа для будущего»
Четыре дня междисциплинарных докладов, нешаблонных тем, специальных событий и неожиданно жарких дискуссий – таков итог завершившей свою работу VI Международной научно-практической конференции «Цифровые медиа для будущего».
Весь мир в окне зума
6 апреля начала свою работу VI Международная научно-практическая конференция «Цифровые медиа для будущего». Участников ожидают четыре дня панельных дискуссий, дискуссионных секций, постерных сессий и специальных событий.
«Факультет заинтересован в ярких и нестандартных студентах, много знающих и свободно мыслящих»
Знать актуальную повестку, не растекаться мыслью в ответах, не врать лишнего – такие советы дают абитуриентам перед устным собеседованием преподаватели ОП «Журналистика» и «Медиакоммуникации».
«Пространство соучастия» времен пандемии
Центр цифровых культур запускает «второй сезон» межрегионального проекта. На онлайн-встрече новые участники из университетов Казани, Санкт-Петербурга и Красноярска обсудили подходы к «дорожной карте» по созданию учебных курсов по цифровому продюсированию и запуску цифровых студенческих проектов для социальных и культурных институций своих регионов.
Жизнь среди книг
Академическое чтиво
Завершилась Школа преподавателей Департамента медиа – 2018
С 18 по 21 декабря 2018 года прошла первая Школа преподавателей Департамента медиа. В ней приняли участие 28 человек.
Учебник преподавателей ВШЭ победил в премии «Книга года»
Учебник «Мультимедийная журналистика» под редакцией преподавателей факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анны Качкаевой и Светланы Шомовой стал победителем премии «Книга года» в номинации «Учебник XXI века». Книга выпущена издательством ВШЭ.
Книга "Мультимедийная журналистика" стала дипломантом конкурса "Лучшие книги года"
1 июня 2018 г. в рамках Книжного фестиваля "Красная Площадь" прошел финал самого массового и авторитетного профессионального издательского конкурса "Лучшие книги года", который уже 27 лет проводится Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ). Участие в нем ежегодно принимают не менее 140—150 издательств различного профиля.
Юбилей Светланы Андреевны Шомовой
14 февраля юбилей Светланы Шомовой, профессора Департамента медиа.
Учебник «Мультимедийная журналистика» представили на фестивале «Школьный двор»
Новый учебник под редакцией профессоров Департамента медиа Анны Качкаевой и Светланы Шомовой его создатели презентовали 2 сентября на фестивале «Школьный двор» на Мясницкой. Среди авторов — теоретики и практики из Москвы, Барнаула, Казахстана, Канады, США и Черногории.
Журналисты-третьекурсники впервые сделали таймлайны по журналистской этике
Первый раз на теоретическом курсе “Деонтология и медиаэкология” студенты создали медиапродукты - мультимедийные таймлайны (от англ. “линия времени”). В работах они прослеживают развитие этической журналистской мысли в России, рассматривают кодексы и анализируют кейсы.
Школа по медиаграмотности для педагогов прошла в Вышке
Четвертая школа “Про новости - грамотно!” прошла 30 января - 1 февраля при поддержке фонда “Либеральная миссия”. В Вышку приехали преподаватели из Екатеринбурга, Тюмени, Томска, Нижнего Новгорода, Курска, Тольятти, Пермского края, Саратова, Белгорода, Республики Татарстан. Раньше школы в Царском селе и Ельцин-центре собирали студентов немедийных специальностей, эта была первой для медиа педагогов.
Предупрежден, вооружен, медиаграмотен!
На факультете коммуникаций, медиа и дизайна особое место занимает тема медиаграмотности. В 2013-ом году отдельная дисциплина по новостной грамотности была включена в учебный план бакалавров. Спустя год состоялась первая выездная школа медиаграмотности в Царском Селе, а начиная с 2015-го года, это направление стали преподавать и на майноре «Медиа и массовые коммуникации».
Руководитель образовательной программы «Журналистика» Светлана Шомова выпустила новую книгу про архетипы в политической коммуникации
В Издательском доме Высшей школы экономики вышла книга академического руководителя образовательной программы «Журналистика», профессора НИУ ВШЭ, доктора политических наук Светланы Шомовой. Она называется «От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в политической коммуникации». Для чего журналистам читать эту книгу и почему какие-то ее фрагменты устарели раньше, нежели она вышла из печати, — рассказывает автор.
Политические мемы формируют общественное мнение
Сообщения-мемы способны мгновенно «заразить» аудиторию и даже повлиять на поведение и установки людей. Стереотипные сообщения легко принимаются людьми, при этом пользователи мемов зачастую не задумываются, насколько их содержание отражает реальность, рассказала профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Светлана Шомова в статье «Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности».
«Мне просто интересно работать с детьми»
Антон Молодцов, преподаватель департамента «Новые медиа и социальные коммуникации» факультета медиакоммуникаций ВШЭ и генеральный директор агентства «Образовательный маркетинг», был признан студентами одним из лучших преподавателей, проводивших семинарские занятия в этом году.