Бакалавриат
2021/2022
Этика современных медиакоммуникаций
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Этические проблемы, возникающие в социуме в связи с использованием цифровых и компьютерных технологий, в последние десятилетия привлекают внимание ученых самых разных профилей современной науки. Особую (и очень широкую) сферу киберэтики составляют проблемы коммуникации в сети Интернет, в том числе этические стандарты работы различных медиаорганизаций и медиаперсон: редакций мультимедийных СМИ, онлайн-кинотеатров, дистанционных образовательных структур, разработчиков компьютерных игр и мобильных приложений, блогеров, цифровых фотографов и т.д. При всей очевидности того, что современные медиакоммуникации должны подчиняться определенным этическим регуляторам, само определение медиаэтики является крайне размытым и недостаточно четко сформулированным. В лучшем случае в отечественной литературе постулируется ее срединное положение между информационной, компьютерной, цифровой, киберэтикой; в худшем – ее осмысление сводится к осмыслению журналистской этики в ее мультимедийном варианте. В курсе «Этика современных медиакоммуникаций» обрисовываются основы современного понимания этики цифровых медиа, обозначается разница интерпретационных подходов к понятию «медиаэтика», проводится водораздел между этикетом пользовательского поведения в сети и этикой профессионалов медиа, анализируются различные сферы медиаэтоса. Важный акцент ставится на знакомстве студентов с последними по времени работами отечественных и западных теоретиков, занимающихся осмыслением медиаэтоса.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание этики и профессиональной этики в современном медийном пространстве
- Познакомить со способами и механизмами этического регулирования журналистских и не-журналистских медиа
- Рассмотреть многообразие подходов к формированию этических кодексов в сфере медиакоммуникаций
- Определить основные направления этического регулирования в медиа и «болевые точки» медиаэтоса
- Проанализировать этические коллизии, возникающие в сфере медиа с появлением новых технологий
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками этического анализа профессионального медиадискурса
- Знаком с основными кодексами медиаэтики, применяет их положения в повседневной профессиональной практике
- Использует основные нормы, концепции и подходы при решении этических коллизий в профессиональной деятельности
- Определяет и рефлексирует профессионально-этическую проблематику и «болевые этические точки» современной медиасреды
- Руководствуется правилами и нормами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия
- Способен визуализировать и описывать профессионально-этическую проблематику на основе технологий мультимедийного сторителлинга, создавать медиапродукт с учетом требований современной медиаэтики
Содержание учебной дисциплины
- Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
- Этика медиа: что происходит с журналистикой?
- Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
- Кодексы медиаэтики: история и современность
- Этика не-журналистских цифровых медиа
- Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
- Российские и зарубежные традиции этического саморегулирования медиа: что уже есть и чего не хватает?
- Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
- Медиаэтика языком мультимедиа
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятиях
- Тест по теоретической части курса
- Посещаемость
- Итоговый мультимедийный проект
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Итоговый мультимедийный проект + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Тест по теоретической части курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Carrie James. (2014). Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap. The MIT Press.
- Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Clifford G. Christians, Mark Fackler, Kathy Brittain Richardson, & Peggy Kreshel. (2020). Media Ethics : Cases and Moral Reasoning. Routledge.
- Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
- Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
- Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебник / Г. В. Лазутина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 224 с. — ISBN 978–5–7567–0612–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68824 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.