• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Этика современных медиакоммуникаций

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Этические проблемы, возникающие в социуме в связи с использованием цифровых и компьютерных технологий, в последние десятилетия привлекают внимание ученых самых разных профилей современной науки. Особую (и очень широкую) сферу киберэтики составляют проблемы коммуникации в сети Интернет, в том числе этические стандарты работы различных медиаорганизаций и медиаперсон: редакций мультимедийных СМИ, онлайн-кинотеатров, дистанционных образовательных структур, разработчиков компьютерных игр и мобильных приложений, блогеров, цифровых фотографов и т.д. При всей очевидности того, что современные медиакоммуникации должны подчиняться определенным этическим регуляторам, само определение медиаэтики является крайне размытым и недостаточно четко сформулированным. В лучшем случае в отечественной литературе постулируется ее срединное положение между информационной, компьютерной, цифровой, киберэтикой; в худшем – ее осмысление сводится к осмыслению журналистской этики в ее мультимедийном варианте. В курсе «Этика современных медиакоммуникаций» обрисовываются основы современного понимания этики цифровых медиа, обозначается разница интерпретационных подходов к понятию «медиаэтика», проводится водораздел между этикетом пользовательского поведения в сети и этикой профессионалов медиа, анализируются различные сферы медиаэтоса. Важный акцент ставится на знакомстве студентов с последними по времени работами отечественных и западных теоретиков, занимающихся осмыслением медиаэтоса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание этики и профессиональной этики в современном медийном пространстве
  • Познакомить со способами и механизмами этического регулирования журналистских и не-журналистских медиа
  • Рассмотреть многообразие подходов к формированию этических кодексов в сфере медиакоммуникаций
  • Определить основные направления этического регулирования в медиа и «болевые точки» медиаэтоса
  • Проанализировать этические коллизии, возникающие в сфере медиа с появлением новых технологий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками этического анализа профессионального медиадискурса
  • Знаком с основными кодексами медиаэтики, применяет их положения в повседневной профессиональной практике
  • Использует основные нормы, концепции и подходы при решении этических коллизий в профессиональной деятельности
  • Определяет и рефлексирует профессионально-этическую проблематику и «болевые этические точки» современной медиасреды
  • Руководствуется правилами и нормами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия
  • Способен визуализировать и описывать профессионально-этическую проблематику на основе технологий мультимедийного сторителлинга, создавать медиапродукт с учетом требований современной медиаэтики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
  • Этика медиа: что происходит с журналистикой?
  • Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
  • Кодексы медиаэтики: история и современность
  • Этика не-журналистских цифровых медиа
  • Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
  • Российские и зарубежные традиции этического саморегулирования медиа: что уже есть и чего не хватает?
  • Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
  • Медиаэтика языком мультимедиа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тест по теоретической части курса
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Итоговый мультимедийный проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Итоговый мультимедийный проект + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Тест по теоретической части курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carrie James. (2014). Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap. The MIT Press.
  • Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clifford G. Christians, Mark Fackler, Kathy Brittain Richardson, & Peggy Kreshel. (2020). Media Ethics : Cases and Moral Reasoning. Routledge.
  • Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
  • Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
  • Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебник / Г. В. Лазутина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 224 с. — ISBN 978–5–7567–0612–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68824 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.