• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Этика современных медиакоммуникаций

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Этические проблемы, возникающие в социуме в связи с использованием цифровых и компьютерных технологий, в последние десятилетия привлекают внимание ученых самых разных профилей современной науки. Особую (и очень широкую) сферу киберэтики составляют проблемы коммуникации в сети Интернет, в том числе этические стандарты работы различных медиаорганизаций и медиаперсон: редакций мультимедийных СМИ, онлайн-кинотеатров, дистанционных образовательных структур, разработчиков компьютерных игр и мобильных приложений, блогеров, цифровых фотографов и т.д. При всей очевидности того, что современные медиакоммуникации должны подчиняться определенным этическим регуляторам, само определение медиаэтики является крайне размытым и недостаточно четко сформулированным. В лучшем случае в отечественной литературе постулируется ее срединное положение между информационной, компьютерной, цифровой, киберэтикой; в худшем – ее осмысление сводится к осмыслению журналистской этики в ее мультимедийном варианте. В курсе «Этика современных медиакоммуникаций» обрисовываются основы современного понимания этики цифровых медиа, обозначается разница интерпретационных подходов к понятию «медиаэтика», проводится водораздел между этикетом пользовательского поведения в сети и этикой профессионалов медиа, анализируются различные сферы медиаэтоса. Важный акцент ставится на знакомстве студентов с последними по времени работами отечественных и западных теоретиков, занимающихся осмыслением медиаэтоса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание этики и профессиональной этики в современном медийном пространстве
  • Познакомить со способами и механизмами этического регулирования журналистских и не-журналистских медиа
  • Рассмотреть многообразие подходов к формированию этических кодексов в сфере медиакоммуникаций
  • Определить основные направления этического регулирования в медиа и «болевые точки» медиаэтоса
  • Проанализировать этические коллизии, возникающие в сфере медиа с появлением новых технологий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет и рефлексирует профессионально-этическую проблематику и «болевые этические точки» современной медиасреды
  • Владеет навыками этического анализа профессионального медиадискурса
  • Использует основные нормы, концепции и подходы при решении этических коллизий в профессиональной деятельности
  • Знаком с основными кодексами медиаэтики, применяет их положения в повседневной профессиональной практике
  • Руководствуется правилами и нормами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия
  • Способен визуализировать и описывать профессионально-этическую проблематику на основе технологий мультимедийного сторителлинга, создавать медиапродукт с учетом требований современной медиаэтики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
    Контент современных медиа и способы его регулирования. Понятие этического регулирования медиа. Место медиаэтики в ряду информационной, компьютерной, цифровой, сетевой, киберэтики. Несводимость современной медиаэтики к этике журналистской деятельности. Вызовы нового времени и возможный ответ этоса на них: проблемы цифровой жизни и цифровой смерти, приватность в сети и пр. Мораль, нравственность, этика – содержание понятий. Деонтология и ее основные принципы. Специфика профессиональной морали и профессиональной этики.
  • Этика медиа: что происходит с журналистикой?
    Понятие журналистской этики. Деонтология журналистики в ряду деонтологий других профессий. Основные методы и способы этического регулирования СМИ. Виды кодексов журналистской чести: международные, национальные, корпоративные, редакционные. Этические проблемы взаимодействия журналиста с информацией. Проблемы сбора информации (источники информации и их разновидности; допустимые и недопустимые методы сбора информации; методы «маски», «смены профессии», скрытой камеры и другие возможности анонимных действий журналиста). Проблема доступа к информации. Этические проблемы взаимодействия с информантами. Этические проблемы обработки и монтажа информации. Этические проблемы распространения информации: между «можно» и «нельзя». Структура этических взаимоотношений журналиста с окружающими социальными субъектами. Этика взаимодействия журналиста и аудитории. Этические проблемы взаимодействия журналиста с героями его материалов. «Точки профессионального пересечения» журналиста-редактора с авторами публицистических материалов. «Этика субординации» в журналистской деятельности: проблемы взаимоотношений с редактором, издателем, владельцем СМИ. Этика поведения в журналистском редакционном коллективе и внутри журналистской корпорации. Новые вызовы в медиаэтике XXI века. Трансформации и деформации основных принципов и норм журналистской деонтологии в новых медиа. Профессиональные этические риски журналиста. Правила поведения журналиста в социальных сетях. Этические стандарты онлайн-журналистики.
  • Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
    Основу семинарского занятия составляет анализ современных текстов по проблемам медиаэтики. Разделившись на команды, студенты изучают и затем презентуют коллегам по группе ту или иную работу по вопросам этического регулирования медиа (например, глава из книги «Disconnected: Youth, New Media, and the Ethics Gap»)
  • Кодексы медиаэтики: история и современность
    Основу данного семинара составляет, прежде всего, анализ журналистских этических кодексов – как наиболее разработанных в современном медиадискурсе. Однако студенты должны отыскать и рассмотреть и кодексы не-журналистких медиа: в области современной фотографии, блогинга, биг дата, робоэтики и др. Семинар может проходить в разных форматах: как дискуссия, мини-конференция с визуализацией и презентацией различных медиаэтических документов и т.д.
  • Этика не-журналистских цифровых медиа
    Проблема современного медиаэтоса – отсутствие единой «медийной этики». Общефилософские и психологические проблемы поведения в сети, порожденные средой новых медиа. Социальные эффекты пользования технологиями и специфика этических законов мира Digital. Проблемы этического измерения коммуникаций в новых медиа. Основные сферы и направления этики современных медиакоммуникаций. Этические проблемы мира новых технологий (этика персональных биологических и биометрических данных, этика генетического редактирования и т.д.). Робоэтика (от беспилотных автомобилей до роботов-журналистов и роботизированных медиа). Вопросы этического регулирования деятельности блогеров. Этика компьютерных игр и игр с дополненной реальностью. Использование VR и AR в современной журналистике и медиа в целом. Этика больших данных. Этические основы работы с мобильными приложениями. Проблемы этики пользования медиаприборами (очки Google Glass, голосовые помощники и т.д.). Этика цифровой фотографии. Этические кодексы социально неодобряемых представителей медиапространства (хакеров, троллей и т.д.)
  • Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
    Семинарское занятие на эту тему может проходить в различных форматах – например, в форме коллоквиума (ситуационного анализа), в основе которого – разбор кейсов, связанных с различными нарушениями и коллизиями в области медиаэтики. Студентам предлагаются для разбора конкретные ситуации из сферы медиа, а также медиаэтические задачи – для решения.
  • Российские и зарубежные традиции этического саморегулирования медиа: что уже есть и чего не хватает?
    На данном занятии обсуждаются существующие документы и механизмы регулирования медиасферы, а также формулируются вопросы этического характера, регулирование которых, на взгляд участников семинара, принципиально важно для медийной сферы (рефлексия с опорой на личный опыт). Важную часть занятия составляет тренинг: студентам в составе мини-команд предлагается сформулировать положения своего собственного кодекса этического регулирования сферы медиа. Все команды знакомятся с кодексами друг друга, обсуждают, оппонируют друг другу. Организовывается голосование.
  • Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
    Сетевой этикет и медиаэтика: разница понятий. Подходы к определению цифрового этикета и основные этические коллизии пользовательского поведения в сети. Этика поведения в социальных сетях. Этика общения в мессенджерах. Этика онлайн-совещаний и вебинаров. Этика дистанционного образования. Этика производства и распространения пользовательского контента. Этика современной мемосферы и проблемы производства и распространения мемов.
  • Медиаэтика языком мультимедиа
    Инновационный семинар-проект в парадигме концепции «перевернутого класса». Работая по микрогруппам (по 4-5 человек), студенты должны подготовить и защитить мультимедийный проект, рассказывающий об этической коллизии в сфере медиа, становлении медиаэтической мысли, том или ином сложном кейсе из российской или зарубежной медиапрактики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Тест по теоретической части курса
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Итоговый мультимедийный проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Итоговый мультимедийный проект + 0.2 * Посещаемость + 0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Тест по теоретической части курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carrie James. (2014). Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap. The MIT Press.
  • Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clifford G. Christians, Mark Fackler, Kathy Brittain Richardson, & Peggy Kreshel. (2020). Media Ethics : Cases and Moral Reasoning. Routledge.
  • Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
  • Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
  • Лазутина Г.В. - Профессиональная этика журналиста: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2013 - 224с. - ISBN: 978–5–7567–0612–3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68824