• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Деонтология и медиаэкология

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Проблемы, связанные с этическим нормированием профессиональной журналистской деятельности и экологией медийного пространства, относятся к числу наиболее активно исследуемых в западном мире, но при этом не до конца осмысленных в отечественной науке и практике. Предлагаемый курс состоит из двух взаимосвязанных равноправных частей; первая из них посвящена деонтологии журналистики, а вторая - миру Интернета и мобильных коммуникаций как окружающей среде человека. Темы курса излагаются студентам в традиционной для классической высшей школы лекционной и семинарской методике преподавания, дополненной проектным подходом к образованию. Практические занятия включают в себя не только современные активные формы обучения – мини-конференции, деловые игры, дискуссии, тренинги, тесты, но и элементы заданий в парадигме такой современной концепции обучения, как «перевернутый класс». Важная роль отводится самостоятельной работе студентов. В ходе изучения дисциплины студенты не просто получают новые знания, но и отрабатывают профессиональные навыки создания медийных проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных традиций этического регулирования СМИ, сформировавшихся в западной и отечественной практике, а также закономерностей, принципов, функций и норм профессиональной деятельности современного журналиста с точки зрения ее деонтологии.
  • Осмысление нравственного сознания журналиста как морально-этического регулятора его профессиональной деятельности.
  • Изучение существующих форм, механизмов и методов этического регулирования СМИ.
  • Знакомство с основными кодексами журналистской чести, созданными в западной и отечественной практике.
  • Анализ спектра ведущих деонтологических дилемм и проблем, связанных с профессиональной журналистской деятельностью.
  • Оценка профессиональных рисков и динамических изменений, привнесенных в профессию в связи с развитием новых условий ее существования в рамках новых медиа.
  • Формирование понимания основных концептов, положений, подходов научной школы медиаэкологии.
  • Интерпретация мира Интернета и мобильных коммуникаций как окружающей среды человека.
  • Умение анализировать цифровую среду с позиции медиаэкологических подходов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные определения, концепции, подходы в рамках курса.
  • Изучает тексты документов, типы органов самоуправления, историю становления профессионально-этической мысли в журналистике.
  • Использует основные определения, концепции и руководствуется правилами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
  • Владеет методами анализа профессионального медиадискурса.
  • Знаком с основными сферами профессионально-этической коммуникации журналиста.
  • Называет основные определения, концепции, подходы, знаком со сферами, проблемами и «болевыми точками» цифровизации журналистской деятельности.
  • Руководствуется правилами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
  • Разбирается в дискуссионных точках современной медиатеории.
  • Создает мультимедийный продукт на заданную тему.
  • Визуализирует профессионально-этическую проблематику.
  • Формирует представление об этических принципах коммуникации в среде новых медиа
  • Выделяет различные формы коммуникации в новых медиа, учитывает это при разработке медиапродуктов
  • Понимает особенности, возможности и ограничения для применения различных форм коммуникации
  • Знает основные медиаэкологические подходы к анализу медиасреды, медиапродуктов, медиавирусов
  • Владеет основами анализа образов, созданных медиа
  • Ориентируется в методах снижения информационной перегрузки и цифрового детокса
  • Ориентируется в медиаэкологических прогнозах и форсайт-анализе медиа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Деонтология журналистской деятельности: понятия и проблемы
    Концепции журналистики и теория социальной ответственности прессы. Понятие миссии журналиста. Специфика этической регуляции деятельности журналиста в сравнении с другими видами социальной регуляции. Истоки профессиональной этики: правовое знание или голос совести? Мораль и ее место в обществе. Соотношение терминов «этика», «мораль» и «нравственность». Структура морали. Краткий исторический экскурс развития норм морали и нравственности. Краткая характеристика основных этических концепций. Профессиональная мораль, ее специфика и функции. Этическое регулирование как форма социального контроля. Становление профессиональной этики журналиста и ее сущностные особенности. Деонтология журналистики в ряду деонтологий других социономических профессий. Понятие медиа-этоса. Факторы развития и специфические нормы журналистской этики. Основные функции, принципы и категории журналистской этики. Аксиология журналистской профессии, ее основные компоненты. Базовые ценности и журналистика. Формы этического регулирования СМИ. Механизмы этического регулирования СМИ.
  • Кодексы журналистской этики: история и современность
    Понятие о журналистском кодексе чести. Причины появления и специфика первых журналистских кодексов. Этапы движения международной журналистской этической мысли. Виды кодексов: международные, национальные, корпоративные, редакционные. Основные международные документы этического регулирования в журналистике. Декларация принципов поведения журналистов (МФЖ, 1954, 1986 г.). Международные принципы профессиональной этики в журналистике (ЮНЕСКО, 1983 г.). «Парижский кодекс» 1986 года. Иоганнесбургские принципы 1995 г. Международный кодекс рекламной деятельности (кодекс Международной торговой палаты). Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс). Основные методы и способы этического регулирования СМИ. Внешние органы регулирования поведения журналистов (Советы по делам печати, Общественные палаты, Коллегии по делам прессы и др.).
  • Журналист и информация: векторы этического взаимодействия
    Специфика понятия информации в различных науках. Информация и новость в журналистике. Этические проблемы взаимодействия журналиста с информацией. Проблемы сбора информации. Источники информации и их разновидности. Допустимые и недопустимые методы сбора информации. Методы «маски», «смены профессии» и другие возможности анонимных действий журналиста. Правовые и этические аспекты применения эксперимента, скрытой камеры и других «этически спорных» методов получения информации. Проблема доступа к информации. Этические проблемы взаимодействия с информантами. Этические проблемы обработки и монтажа информации. Этические проблемы распространения информации: между «можно» и «нельзя».
  • Основные дилеммы журналистской деонтологии: анализ кейсов
    Журналистская профессия в начале XXI века: современные вызовы. «Болевые точки» современной журналистской этики. Решение кейсов, связанных с проблематикой курса. Семинар представляет собой мини-конференцию, во время которой происходит обсуждение острых кейсов журналистской деонтологии последних лет. Студентам предлагается самостоятельно подобрать для обсуждения (на основе мониторинга средств массовой информации или сайта Общественной Коллегии по жалобам на прессу) наиболее яркие кейсы, связанные с нарушением этических норм журналистской профессии.
  • Деонтологические проблемы взаимодействия журналиста с окружающим миром
    Структура этических взаимоотношений журналиста с окружающими социальными субъектами. Этические проблемы взаимодействия журналиста с героями его материалов. «Точки профессионального пересечения» журналиста-редактора с авторами публицистических материалов. «Этика субординации» в журналистской деятельности: проблемы взаимоотношений с редактором, издателем, владельцем СМИ. Этика поведения в журналистском редакционном коллективе и внутри журналистской корпорации. Этика взаимодействия журналиста и аудитории. Главная проблема журналистского творчества – проблема истины в журналистике. Мера допустимого: диалектика факта и домысла. Границы гласности: проблема свободы печати в журналистской этике. Основные «болевые точки» этических взаимоотношений журналиста с читателем, зрителем, слушателем. Этапы работы журналиста над материалом: от выбора темы до возможного опровержения. Этика взаимодействия с героем публикации. Феномен социальной оценки персонажа. Роль принципов точности, достоверности, объективности в создании образа. Основные проблемы этических взаимоотношений с героем материала. Основные этические «табу» в работе над образом персонажа. Журналист в роли редактора. Специфика профессионально-этических взаимоотношений «редактор-автор». Основные нормы взаимодействия редактора и автора материала. Права и обязанности редактора в процессе правки материала. Этика редактирования: западный опыт и отечественная практика. Узел морально-правовых проблем, связанных с работой редактора. Правовой статус редакции, главного редактора, учредителя и издателя. Комплекс правовых взаимоотношений и этических норм, объединяющих взаимодействие в «четырехугольнике». Западный опыт регулирования данного взаимодействия и соответствующая отечественная практика. Основные проблемы, связанные с функционированием «четырехугольника». Проблемы взаимоотношений журналиста с редактором, издателем, владельцем СМИ. Проблемы служебной этики и субординации в отношениях между членами редакционного коллектива. Редакционный коллектив как социально-психологическая структура. Специфика творческих коллективов. Соревнование и конкуренция в редакции. Сотрудничество, доминирование и соперничество как основные виды взаимодействия в творческом коллективе. Конфликт в редакционном коллективе. Основные причины конфликта в творческом коллективе. Журналистская конфликтология: виды конфликтных ситуаций, методы их разрешения, возможные последствия.
  • Новые медиа и «новая этика»: риски и вызовы XXI века
    Новые вызовы в медиаэтике XXI века. Профессиональные этические риски журналиста. Трансформации и деформации основных принципов и норм журналистской деонтологии в новых медиа. Этические стандарты онлайн-журналистики. Точность и аккуратность vs скорость. Прозрачность. «Добавленная ценность» и рирайтинг. Исправления. Работа с троллями. Новые медиа и «новая этика». Этические правила онлайн-СМИ. Взаимодействие журналиста с пранкерами, троллями и иными современными «медиаперсонами». Журналист и социальные сети. Работа журналиста в блоге (Стандарт Би-Би-Си). Проблема каминг-аутов. Является ли журналист частным лицом в пространстве личного аккаунта?
  • Журналистика и власть: деонтология профессии и свобода слова
    Этические проблемы взаимодействия журналистики и власти. Проблема свободы слова и проблема социальной ответственности журналиста. Проблема морального выбора в работе журналиста. Журналистика и политическая пропаганда в современных условиях: конвергенция или противостояние? Противостояние власти и информационные войны в парадигме медиаэтических проблем. Понятие «языка вражды». Семинар-дискуссия предполагает обсуждение предложенных преподавателем и самостоятельно подобранных студентами кейсов по обозначенной теме. В частности, это может быть анализ опубликованной «Медузой» информации о беседе в стенах РБК или Решения Общественной Коллегии по жалобам на прессу № 137 (о программе НТВ «Должники Госдепа»).
  • Объективность журналиста. Проблема объективности в освещении конфликтных ситуаций. Работа журналиста в экстремальной ситуации. Принцип гуманности в медиаэтосе
    Основные этические требования, связанные с принципом объективности. Виды экстремальных ситуаций. Деонтологические основы работы журналиста в экстремальной и конфликтной ситуации. Проблема гуманности в деятельности журналиста: сенсация или ответственность за реакцию аудитории? Помимо нового материала, вводимого в ходе занятия, на семинаре обсуждаются наиболее острые дилеммы журналистского творчества. Возможна ли стопроцентная объективность журналистского текста? Как следовать правилу «не навреди» в экстремальных и конфликтных ситуациях? Можно ли считать новость «внеморальной ценностью»? Позволительно ли публиковать шокирующие фотографии с места трагедии? Виноват ли журналист в последствиях реакции людей на публикацию?.. и так далее.
  • Честность журналиста. Скрытая реклама как проблема современных медиа
    Деятельность журналиста в условиях современного рынка и экономического давления на СМИ. Понятие скрытой рекламы в современных медиа и ее разновидности. Нативная реклама. Бренд-журналистика – это журналистика? Этические опасности «сращения» журналистики и рекламы. В ходе тренинга студентам будет предложено потренироваться в умении различать подлинно журналистские и рекламные тексты в современных медиа. Помимо этого, в ходе работы на семинаре необходимо проанализировать разновидности скрытой рекламы, встречающиеся в СМИ, и «манифесты» подобных технологий («Медуза» и другие).
  • Этика современных медиакоммуникаций: от блогеров до роботов и голосовых помощников
    Новые культурные практики и новые правила медиаэтоса в XXI веке. Этика новых технологий (персональные данные, генетическое редактирование и т.д.). Сложность формирования общих принципов медиаэтики для представителей различных медиапрофессий и потребителей контента. Пользовательский этикет в сети. Этика современных профессиональных медиакоммуникаций: использование в журналистике VR и AR; роботизированная журналистика; правила поведения журналиста в социальных сетях и т.д. Этика блогинга. Этика Big Data. Этическое регулирование пространства компьютерных игр. Этик пользования медиаустройствами (очки Google Glass, голосовые помощники и т.д.) Проблемы этического саморегулирования социально неодобряемых сообществ (хакеры, пранкеры, тролли и т.п.).
  • Становление отечественной этической мысли в сфере регулирования СМИ: «лента времени» И/ИЛИ Западный опыт саморегулирования медиа: «карта деонтологических идей»
    История становления журналистской этической мысли в России. «Рассуждения об обязанностях журналистов» М.В. Ломоносова. Решение проблем этического нормирования журналистского труда в отечественной практике советской и постсоветской журналистике. «Плюсы» и «минусы» Кодексов профессиональной этики журналиста 1991 и 1994 годов, их содержание и структура. «Московская хартия журналистов». Корпоративные кодексы России: «Декларация Гильдии судебных репортеров России», «Хартия телерадиовещателей». Пакт «Чистые перья» о жанрах и журналистских стандартах и другие. Механизмы разрешения этических споров в российских СМИ. Деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте России. Большое жюри Союза журналистов России и его роль в разрешении информационных споров. Общественная коллегия по жалобам на прессу. Проблемы решения информационных споров в отечественной практике. Инновационный семинар строится в парадигме «перевернутого класса». Теоретическую часть (документы кодексов, главы учебников, обучающие ролики и т.д.) студенты самостоятельно смотрят и осваивают дома, а на семинаре, уже вооруженные теоретическим знанием, они должны подготовить групповые проекты, выполняющие сразу две задачи: а) осмысление темы курса и б) отработку навыков деятельности мультимедийного журналиста. Участникам семинара предлагается построить «таймлайн» (ленту времени), интерактивно передающую сведения о становлении медиаэтоса в России – от статьи М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналиста…» 1754 года до Медиаэтического стандарта Общественной коллегии по жалобам на прессу 2015 года. ЛИБОМеханизмы этического регулирования СМИ в зарубежных странах. Специфика этического регулирования СМИ в США и Западной Европе (Великобритания, ФРГ, Италия, Испания, Скандинавские страны и др.). Национальные кодексы журналистской этики зарубежных стран. Этическое регулирование в США: «Каноны журнализма» (1923 г.); «Кодекс этики Общества профессиональных журналистов США» (1993 г.); «Декларация принципов Американского общества редакторов газет» (1996 г.); «Этический кодекс Национальной ассоциации фоторепортеров США» (1998 г.). Опыт создания внутриредакционных кодексов: “Этические нормы газеты «Вашингтон Пост»”. Европейские кодексы журналистской этики: «Кодекс поведения» (Великобритания); «Деонтологический кодекс профессии журналиста» (Испания); «Декларация прав и обязанностей журналиста» (Швейцария); «Национальный кодекс поведения» (Дания) и другие. Еще один инновационный семинар-проект в парадигме концепции «перевернутого класса». Теоретическую часть (документы кодексов различных стран, главы учебников и т.д.) студенты должны самостоятельно освоить и подобрать в ходе подготовки к семинару, а на занятии, уже вооруженные теоретическим знанием, они должны подготовить групповые проекты, выполняющие сразу две задачи: а) осмысление темы курса и б) отработку навыков деятельности мультимедийного журналиста. Участникам семинара (по микро-группам) предлагается создать интерактивную карту медиаэтоса Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Африки, где будут обозначены страны, располагающие наиболее интересными национальными кодексами журналистской этики и богатым опытом саморегулирования прессы. Карта может быть «дополнена», помимо выдержек из Кодексов, фрагментами фильмов, литературных произведений на соответствующую тему и т.д.
  • Введение в медиаэкологию
    Введение в медиаэкологию. Предпосылки формирования направления медиаэкологии. Происхождение термина «медиаэкология». Ключевые авторы повлиявшие на становление направления, идеологи Торонтской школы медиакоммуникаций. Основные вопросы и понятия медиаэкологии. Современное поле исследований. Понятие медиасреды. Основные вопросы медиаэкологии. На первом семинаре студенты делятся на мини-группы по 5-6 человек и выбирают тему, с которой будут работать в течение курса. К следующим семинарам необходимо подготовить выступление в форме манифеста о проблемах в выбранной мини-группой области с точки зрения вопросов, заданных Нейлом Постманом в речи «Гуманизм медиаэкологии».
  • Медиа в социокультурной динамике Маршалла Маклюэна
    Концепция медиа в социокультурной динамике Герберта Маршалла Маклюэна. Предпосылки исследования медиа в творчестве М.Маклюэна. Основные работы автора. Понятие медиа в творчестве М.Маклюэна. Понятие медиасреды, горячих и холодных медиа, акустического и визуального пространств в концепции автора. Понятия «глобальной деревни» и «глобального театра». Основные подходы к анализу медиа. Тетрада медиаэффектов М.Маклюэна. К семинару необходимо подготовить презентации в формате печа-куча с разбором одного из медиапроектов в рамках выбранной темы с помощью тетрады медиаэффектов М.Маклюэна.
  • Коммуникационный подход Гарольда Инниса
    Основные положения подхода Гарольда Инниса к анализу медиа. Понятия time-biased и space-biased медиа, концепция монополии на знания, силу и благосостояние. Связь идей Инниса и Чикагской школы социологии. Влияние идей Инниса на Маклюэна. К семинару необходимо подготовить видеосюжет о двух музейных экспонатах или памятниках Москвы и области, связанных с выбранной темой, иллюстрирующих концепцию time-biased и space-biased медиа.
  • Role-system medium theory Джошуа Мейровица
    Основные положения role-system medium theory Джошуа Мейровица. Развитие идей Маклюэна в творчестве Мейровица. Влияние новых медиа на публичную и приватную сферы общества. Концепция «обобщенного где угодно». К семинару подготовить лонгрид с иллюстрациями о феномене «обобщенного где-угодно» по выбранной теме: это может быть субкультура или контркультура или распределенное сообщество, объединенное какой-либо темой и общающееся с помощью новых медиа.
  • Концепция медиавируса Дугласа Рашкоффа
    Подход Дугласа Рашкоффа к анализу медиасреды. Концепция инфосферы. Понятие медиавируса и его специфика. Примеры медиавирусов в современной России. К семинару подготовить выпуск подкаста о современном российском медиавирусе, связанном с выбранной темой. Для этого необходимо взять 1 экспертное интервью. К семинару оформить постер для стендового доклада с результатами исследования о восприятии людьми перегрузки и ее влияния на них в рамках выбранной темы. Для исследования взять 2 интервью
  • Проблема информационной перегрузки в медиасреде
    Проблема информационной перегрузки в культуре. Роль информационной перегрузки в развитии медиаформатов. Влияние информационной перегрузки на общество. Основное поле исследований информационной перегрузки. Способы приспособления к информационной перегрузке.
  • Актуальные проблемы медиаэкологии
    Вызовы и перспективы медиаэкологии. Современное сообщество медиаэкологов. Проблема прогнозирования будущего развития медиасреды. Основные инструменты прогнозирования. Форсайт в исследовании медиасреды.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1 модуль. Семинары
  • неблокирующий 1 модуль. Доклад
  • неблокирующий 1 модуль. Посещаемость
  • неблокирующий 1 модуль. Проект
  • неблокирующий 2 модуль. Манифест
  • неблокирующий 2 модуль. Печа-куча
  • неблокирующий 2 модуль. Видео
  • неблокирующий 2 модуль. Лонгрид
  • неблокирующий 2 модуль. Подкаст
  • неблокирующий 2 модуль. Постер с результатами мини-исследования
  • неблокирующий 2 модуль. Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * 1 модуль. Доклад + 0.1 * 1 модуль. Посещаемость + 0.5 * 1 модуль. Проект + 0.2 * 1 модуль. Семинары
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * 2 модуль. Видео + 0.2 * 2 модуль. Лонгрид + 0.1 * 2 модуль. Манифест + 0.1 * 2 модуль. Печа-куча + 0.2 * 2 модуль. Подкаст + 0.1 * 2 модуль. Посещаемость + 0.2 * 2 модуль. Постер с результатами мини-исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дзялошинский И. М. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 412с. - ISBN: 978-5-9916-9204-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-433868

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лазутина Г.В. - Профессиональная этика журналиста: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2013 - 224с. - ISBN: 978–5–7567–0612–3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68824