• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Этическое регулирование медиа

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Этические проблемы, возникающие в социуме в связи с использованием цифровых и компьютерных технологий, в последние десятилетия привлекают внимание ученых самых разных профилей современной науки. Особую (и очень широкую) сферу киберэтики составляют проблемы коммуникации в сети Интернет, в том числе этические стандарты работы различных медиаорганизаций и медиаперсон: редакций мультимедийных СМИ, онлайн-кинотеатров, дистанционных образовательных структур, разработчиков компьютерных игр и мобильных приложений, блогеров, цифровых фотографов и т.д. При всей очевидности того, что современные медиакоммуникации должны подчиняться определенным этическим регуляторам, само определение медиаэтики является крайне размытым и недостаточно четко сформулированным. В лучшем случае в отечественной литературе постулируется ее срединное положение между информационной, компьютерной, цифровой, киберэтикой; в худшем – ее осмысление сводится к осмыслению журналистской этики в ее мультимедийном варианте. В курсе «Этическое регулирование медиа» обрисовываются основы современного понимания этики цифровых медиа, обозначается разница интерпретационных подходов к понятию «медиаэтика», проводится водораздел между этикетом пользовательского поведения в сети и этикой профессионалов медиа, анализируются различные сферы медиаэтоса. Важный акцент ставится на знакомстве студентов с последними по времени работами отечественных и западных теоретиков, занимающихся осмыслением медиаэтоса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания этики как дисциплины и профессиональной этики в современном медийном пространстве.
  • Изучение способов и механизмов этического регулирования журналистских и не-журналистских медиа.
  • Рассмотрение сфер и направлений современной медиаэтики (этика профессионалов медиасферы и этика медиа-пользователей).
  • Осмысление многообразия подходов к формированию этических кодексов в сфере медиакоммуникаций.
  • Определение основных направлений этического регулирования в медиа и «болевых точек» медиаэтоса.
  • Анализ этических коллизий, возникающие в сфере медиа с появлением новых технологий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет и рефлексирует профессионально-этическую проблематику и «болевые этические точки» современной медиасреды.
  • Владеет навыками этического анализа профессионального медиадискурса.
  • Использует основные нормы, концепции и подходы при решении этических коллизий в профессиональной деятельности.
  • Применяет положения основных кодексов медиаэтики в повседневной профессиональной практике.
  • Руководствуется правилами и нормами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
  • Визуализирует и описывает профессионально-этическую проблематику на основе технологий мультимедийного сторителлинга, создает медиапродукт с учетом требований современной медиаэтики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
  • Этика медиа: что происходит с журналистикой?
  • Кодексы журналистской этики: история и современность
  • Этика не-журналистских цифровых медиа
  • Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
  • Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
  • Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по теоретической части курса
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары: активность
  • неблокирующий Итоговый зачетный проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Итоговый зачетный проект + 0.3 * Тест по теоретической части курса + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Семинары: активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • James, Carrie. Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap, MIT Press, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3339864 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
  • Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clifford G. Christians, Mark Fackler, Kathy Brittain Richardson, & Peggy Kreshel. (2020). Media Ethics : Cases and Moral Reasoning. Routledge.
  • Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
  • Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
  • Лазутина Г. В. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 219с. - ISBN: 978-5-534-07482-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-468727