• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Медиаграмотность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Медиаграмотность - одно из важнейших образовательных направлений в современном мире; по рекомендациям ЮНЕСКО, она предлагается ко внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования и образования в течение всей жизни человека. Предлагаемый курс учит использовать навыки критического мышления для того, чтобы отличать новостной текст от рекламы и пропаганды, оценивать источники информации по степени их надежности и авторитетности, понимать разницу между фактом и мнением, отбирать качественные новости среди «информационного мусора», анализировать визуальные образы, осознавать принципы «грамотного» взаимодействия с такими медиа, как компьютерные игры, комиксы, мемы и др.. Дисциплина готовит грамотного потребителя информации, из каких бы источников она ни исходила – пресса, радио, телевидение, новые медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности; факторов, влияющих на ее становление; «зон риска» современных медиа.
  • Знакомство со специфическими характеристиками новостных материалов, отличающими их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
  • Овладение методиками оценки источников новостей.
  • Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ, выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
  • Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует новостные материалы различных СМИ.
  • Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
  • Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
  • Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
  • Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современного медиаконтента, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства; различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов медиа.
  • Называет имена, даты, концепции, основные определения медиаграмотности.
  • Отличает факт от мнения в современном медиапространстве.
  • Понимает специфические особенности трансмедийного контента (комиксы, мемы, компьютерные игры, аудиовизуальные материалы и т.д.) и владеет навыками грамотного медиапотребления такого контента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаграмотность: сущность, основные понятия, проблемы формирования
  • Новости в социуме: историческая ретроспектива
  • Новость в современном коммуникационном пространстве
  • Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
  • Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
  • Журналистика новостей и журналистика мнений
  • Сбалансированные и честные новости: профессиональный миф или объективная реальность?
  • Проблема правдивости и достоверности новостных сообщений
  • Методики оценки источников информации
  • Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных медиа
  • Фейк как исторический феномен и современное явление
  • Власть изображения: манипуляционные возможности визуального контента
  • Трансмедийный контент. Возможности его интерпретации и грамотного медипотребления
  • Основы трансмедийной грамотности. Компьютерные игры, комиксы, мемы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Домашние задания + 0.2 * Посещаемость + 0.4 * Проект + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика : учебное пособие / А. А. Тертычный. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 352 с. — ISBN 978–5–7567–0555–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68845 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
  • Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06810-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnaya-zhurnalistika-televidenie-v-poiskah-televideniya-434634
  • Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 91 с. — ISBN 978-5-507-38120-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47049 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.