Новикова Анна Алексеевна
- Профессор:Факультет креативных индустрий / Институт медиа
- Академический руководитель образовательной программы:Трансмедийное производство в цифровых индустриях
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 27 лет.
Образование, учёные степени
- 2011Доктор культурологии: Государственный институт искусствознания, специальность 24.00.01 «Теория и история культуры», тема диссертации: Экранная интерпретация реальности средствами телевидения
- 2000Кандидат искусствоведения: Государственный институт искусствознания, специальность 17.00.01 «Театральное искусство», тема диссертации: Роль драматического театра в формировании выразительных средств телевидения
- 1994
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Журналистики, специальность «Журналистика», квалификация «журналист, литературный работник газеты»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Программа повышения квалификации "Практические инструменты в психологическом консультировании" (34 часа) НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, 2022.
- Программа повышения квалификации "Психологические основы преподавтельской деятельности" (72 часа) НИУ ВШЭ (Москва), 2022.
- Программа повышения квалификации "Культурная антропология: введения в современные исследования" (72 часа) Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2023.
- Программа профессиональной переподготовки "Коучинг: продвинутый курс" (544 часа) НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, 2023.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Прохоров А. В. Путь героя в современных аудиовизуальных искусствах, 2023
- 2Степанова Н. А. Интерсемиотичность мюзикла как жанра и интермедиальность современных подходов к его постановке (aспирантура: 1-й год обучения)
- 3Деффа Д. Э. Тема не утверждена (aспирантура: 1-й год обучения)
- 4Евпак Е. Г. Трансформация деятельности композитора в эпоху цифровизации креативных индустрий (на примере творчества московских композиторов первой четверти XXI века) (aспирантура: 2-й год обучения)
- 5Миловидов С. В. Технологии машинного обучения в изобразительном искусстве начала XXI века (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Understanding Russian Economy. Problems of Transition (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Understanding Russian Economy. Problems of Transition (Маго-лего; 2 модуль)Анг
История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- История и теория медиа (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Культурные коды и художественные образы в исследованиях медиа (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Мультимедийная книга" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Contemporary Data Analysis: Survey and Best Practices (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Contemporary Data Analysis: Survey and Best Practices (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Технологии медиапроизводства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Python как иностранный (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Академическое письмо на английском языке (преподается на английском языке) (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Global Media, War, and Technology (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Global Media, War, and Technology (Маго-лего; 3 модуль)Анг
- История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Продюсирование в медиа и креативных индустриях (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Продюсирование цифровых проектов в медиа, социальных и культурных индустриях (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Мультимедийная книга" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Contemporary Data Analysis: Survey and Best Practices (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Contemporary Data Analysis: Survey and Best Practices (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Современные художественные практики и арт-журналистика (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теории и методы (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Цифровые медиа для будущего (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Элементы журналистики и сторителлинга: производство контента в цифровой среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: трансмедийный поворот (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Методы гуманитарных наук в исследованиях цифровой культуры (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Новая грамотность цифровой эпохи: от новостной к коммуникативной (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Продюсирование цифровых проектов в медиа, социальных и культурных индустриях (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Современные художественные практики и арт-журналистика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.03.05. Медиакоммуникации", направление "42.03.02. Журналистика"; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Арт-критика театра и перформативных искусств (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Методы гуманитарных наук в исследованиях цифровой культуры (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Продюсирование цифровых проектов (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Продюсирование цифровых проектов (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Управление медиаконтентом в творческих индустриях (театр) (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Арт-критика театра и перформативных искусств (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Введение в арт-журналистику (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Прагматика киноискусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации"; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Введение в арт-журналистику (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Прагматика киноискусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Антропология медиа (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
- Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2015 по 2015 гг.: приглашенный редактор (создание тематического выпуска) журнала «Этнографическое обозрение».
Конференции
- 2019VI Транссибирский арт-фестиваль (Новосибирск ). Доклад: Культура в цифровой среде: мультимедийные форматы и сериальные "вселенные"
- Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Доклад: Арт-журналист как публичный интеллектуал
- 2018Арт-журналистика в цифровую эпоху: реалии и прогнозы (Москва). Доклад: Арт-журналистика и иммерсивные медиапрактики: эстетический и этический аспекты
- Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения. Доклад: Арт-журналистика в современной медиасреде: между пиаром и перформансом.
- 2014
Paradise Found, or Paradise Lost? Nostalgia, Culture and Identity in Central and Eastern Europe (Nanterr). Доклад: Soviet cinema in rural Russia: nostalgia and pursuit of identity.
- 2013Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе (Москва ). Доклад: Стереотипы массового сознания и восприятие телевизионных программ сельской аудиторией
- Новые медиа сегодня: контент и технологии (Ростов-на-Дону). Доклад: Некоторые особенности медиапотребления сельских жителей Ростовской области (по результатам исследования в пос. Коксовый)
- 2012
Четвертые международные научные чтения в Москве "СМИ и массовые коммуникации-2012. СМИ после постсоциализма: тренды 2000-х". (Москва). Доклад: Депрессивное медиапотребление: Результаты исследования медиапотребления владельцев спутникового телевидения, проживающих в сельской местности
- À la recherche des publics populaires/Looking for Popular Publics: être peuple/being people (Нанси). Доклад: Les « siens » et les « autruis » : la représentation de l’opposition dans le discours de la télévision étatique russe (“One’s” and “another’s”: the representation of the opposition within the discourse of Russian state television)
Публикации74
- Статья Novikova A. Transmedia Storytelling in Education as a Practice of Media Ecology // ETC: A Review of General Semantics. 2023. Vol. 80. No. 2. P. 11-25. (в печати)
- Статья Arkhangelsky A. N., Novikova A. Transmedia strategies in school literary education: deconstructing kitsch and the semiotics of readerly creativity // Chinese Semiotic Studies. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 315-332. doi
- Книга Дорощук Е. С., Новикова А. А., Сергеева Т. С. Арт-журналистика. Очерки теории и практики. Каз. : Издательство Казанского университета, 2023.
- Глава книги Новикова А. А. Культурные индустрии: от художественной критики к продюсированию // В кн.: Арт-журналистика. Очерки теории и практики. Каз. : Издательство Казанского университета, 2023. Гл. 5. С. 67-87.
- Книга Архангельский А. Н., Новикова А. А. Педагогика трансмедийного творчества: школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры. М. : Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2023.
- Статья Новикова А. А. Развитие авторской самостоятельности в процессе работы над трансмедийным учебным проектом: плюсы и минусы просьюмеризма // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2023. № 1. С. 74-77.
- Книга Новикова А. А., Сальникова Е. В., Хренов Н. А., Журкова Д. А. Смена вех: отечественное кино середины 1980-х - 1990-х. М. : Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2022.
- Глава книги Бережная М., Кирия И. В., Кобелев К., Новикова А. А., Познин В., Пронин А. Аудиовизуальная журналистика: эстетические ресурсы и практики // В кн.: Эстетика аудиовизуальной журналистики. М. : КноРус, 2021. Гл. 2. С. 33-156.
- Глава книги Новикова А. А. Заложники колеи // В кн.: Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. Гл. 2. С. 42-54.
- Книга Кирия И. В., Чумакова В. П., Новикова А. А., Качкаева А. Г., Петрова Е. В. Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей . М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Книга Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии / Сост.: А. А. Новикова; под общ. ред.: А. Г. Качкаева, С. А. Шомова. М. : Издательские решения. Ридеро, 2021.
- Статья Новикова А. А., Романичева Е. С. Медиаэкологический подход к развитию современного литературного образования // Литература в школе. 2021. № 4. С. 105-120. doi
- Глава книги Новикова А. А. Страхи и надежды // В кн.: Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. Гл. 9. С. 140-159. doi
- Статья Архангельский А. Н., Новикова А. А. Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 63-81. doi
- Книга Бережная М. А., Кирия И. В., Кобелев К. А., Максим А. А., Новикова А. А., Познин В., Пронин А., Почкай Е. П., Соломаткина Т. А. Эстетика аудиовизуальной журналистики. М. : КноРус, 2021.
- Статья Новикова А. А. «Культурные индустрии» как часть публичной сферы: трансформация форм соучастия // Художественная культура. 2020. № 1. С. 65-86. doi
- Книга Новикова А. А., Сальникова Е. В., Эваллье В. Д. Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. М. : Издательские решения , 2020.
- Книга Новикова А. А., Кирия И. В. История и теория медиа. 2-е изд. . М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi
- Глава книги Новикова А. А. Музеи и их виртуальные расширения: конвергенция на фоне карантина // В кн.: Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. М. : Издательские решения , 2020. Гл. 19. С. 456-475.
- Статья Novikova A., Chumakova V. SOVIET CINEMA AND NOSTALGIA FOR THE USSR IN THE RUSSIAN VILLAGE // Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 5-25.
- Статья Chumakova V., Novikova A. SOVIET CINEMA AND NOSTALGIA FOR THE USSR IN THE RUSSIAN VILLAGE // Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 5-25.
- Глава книги Новикова А. А. Между искусством и антропологией медиа: поиски подходов и перспективы // В кн.: Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века / Отв. ред.: А. А. Новикова, В. Д. Эваллье. М. : Издательские решения. Ридеро, 2019. С. 240-263.
- Книга Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века / Отв. ред.: А. А. Новикова, В. Д. Эваллье. М. : Издательские решения. Ридеро, 2019.
- Книга Новикова А. А. Воображаемое сообщество: очерки истории экранного образа российской интеллигенции. ООО «Издательство «Согласие», 2018.
- Глава книги Новикова А. А. Сериал как инструмент социокультурного воздействия // В кн.: Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности Т. 3. М. : Издательские решения. Ридеро, 2018. С. 119-130.
- Глава книги Новикова А. А., Кирия И. В. Трансформации журналистской деятельности в контексте культурных и коммуникативных практик // В кн.: Эстетика журналистики. СПб. : Алетейя, 2018. С. 39-54.
- Книга Новикова А. А., Кирия И. В., Бережная М. А., Беленький А., Каверина Е., Познин В., Пронин А. Эстетика журналистики. СПб. : Алетейя, 2018.
- Статья Кирия И. В., Новикова А. А. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. № 2. С. 276-288.
- Глава книги Новикова А. А. Имитация стабильности. Образ православного священника в современных сериалах // В кн.: Дары. Альманах современной христианской культуры. М. : Артос, 2017.
- Статья Новикова А. А. Курс "Цифровое книгоиздание" департамента медиа НИУ ВШЭ // Университетская книга. 2017. № март. С. 43-45.
- Глава книги Новикова А. А. Экранные отражения спортивных событий: конструирование реальности // В кн.: Наука телевидения и экранных искусств. Выпуск 13 Вып. 13: Экраны и публичные пространства в новое и новейшее время. М. : ГИТР им.М.А.Литовчина, 2017. С. 255-270.
- Книга Как это делается: продюсирование в креативных индустриях / Отв. ред.: А. Г. Качкаева, А. А. Новикова, Р. Юркина. Издательские решения. Ридеро, 2016.
- Глава книги Новикова А. А. От художественной критики к продюсированию: трансформация профессии // В кн.: Арт-журналистика в современном медиапространстве. Каз. : Издательство Казанского университета, 2016. С. 5-9.
- Книга Архангельский А. Н., Борусяк Л. Ф., Гаврилов А. Ф., Миклашевская О., Мицук Т. И., Новикова А. А., Харитонов В. В. Цифровое книгоиздание / Сост.: А. А. Новикова. Издательские решения. Ридеро, 2016.
- Глава книги Новикова А. А., Туров Я. А. Экранизация как «открытое произведение»: от романа к сериалу // В кн.: Кино в меняющемся мире Т. 2. М. : Издательские решения. Ридеро, 2016. С. 99-115.
- Глава книги Новикова А. А., Тимофеева О. А. Экранные герои в контексте литературной традиции: от кино к видеоиграм // В кн.: Литература в зеркале медиа Т. 2. М. : Издательские решения. Ридеро, 2016. С. 40-54.
- Статья Chumakova V., Novikova A. Yuri Lotman’s cultural semiotics as a contribution to media ecology // Explorations in Media Ecology. 2015. Vol. 14. No. 1+2. P. 73-85. doi
- Статья Новикова А. А. Антропология медиа в России: истоки и перспективы // Этнографическое обозрение. 2015. № 4. С. 3-12.
- Глава книги Новикова А. А. Документальная драма на советском и постсоветском телевидении: репрезентация прошлого в идеологическом контексте // В кн.: Телевидение между искусством и массмедиа. М. : Государственный институт искусствознания, 2015. С. 366-379.
- Глава книги Новикова А. А., Кирия И. В. Недоурбанизированная идентичность: компаративный анализ медиапотребления сельских жителей Костромской и Ростовской областей // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 155-163.
- Глава книги Новикова А. А. Телевизионные новости: между общественным благом и популярной культурой // В кн.: Телевидение между искусством и массмедиа. М. : Государственный институт искусствознания, 2015. С. 180-195.
- Статья Novikova A. Infotainment on Russian TV as a tool of desacralization of Soviet myths and creation of a myth about the future // IC Revista Científica de Información y Comunicación. 2014. No. 11
- Статья Novikova A. Infotainment on Russian TV as a tool of desacralization of Soviet myths and the creation of a myth about the future // La Revista Científica de Información y Comunicación IC. 2014
- Глава книги Кирия И. В., Новикова А. А. Депрессивное медиапотребление // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 317-337.
- Глава книги Новикова А. А. Идеология как развлечение: телевизионный этап проекта "Имя Россия" // В кн.: Пути развития постсоциалистического мира: междисциплинарный анализ / Науч. ред.: М. А. Пильгун. М. : Academia, 2014. С. 119-132.
- Глава книги Давыдов С. Г., Кирия И. В., Новикова А. А., Чумакова В. П. Медиа-потребление и "конструированная реальность" жителей северного села // В кн.: Потенциал ближнего Севера: экономика, экология, сельские поселения. К 15-летию Угорского проекта: коллективная научная монография / сост. и под ред. Н.Е.Покровского и Т.Г.Нефедовой. / Сост.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова; науч. ред.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова. М. : Логос, 2014. Гл. 5. С. 162-211.
- Глава книги Качкаева А. Г., Кирия И. В., Давыдов С. Г., Новикова А. А. Освещение деятельности власти и оппозиции ведущими российскими телеканалами в период думских и президентских выборов 2011–2012 гг. // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 305-316.
- Глава книги Новикова А. А. Российская телеаудитория на пороге цифровизации: модель общества в зеркале федеральных новостей // В кн.: От центрального к цифровому: телевидение в России / Под общ. ред.: В. Струков, В. Зверева. Воронеж : Наука-Пресс, 2014. С. 142-173.
- Статья Новикова А. А., Чумакова В. П. Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитация представлений о прошлом // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 61-67.
- Глава книги Новикова А. А. "Виртуальный музей" как феномен современной медиакультуры // В кн.: Высокое и низкое в художественной культуре Т. 3. М. : Издательство Нестор-История, 2013. С. 132-153.
- Глава книги Новикова А. А. Александр Аркадьевич Шерель: Профессор-режиссер // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 138-142.
- Статья Кирия И. В., Новикова А. А. Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 5. С. 53-63.
- Статья Новикова А. А., Кирия И. В. Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей). Часть 2 // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 154-167.
- Глава книги Давыдов С. Г., Кирия И. В., Новикова А. А., Чумакова В. П. Медиа-потребление и «конструированная реальность» жителей северного села // В кн.: Дезурбанизация и природный капитал: миграционные тренды, инфокоммуникация и новые сельские поселения / Под общ. ред.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова. М. : [б.и.], 2013. С. 121-159.
- Глава книги Новикова А. А., Васкез М. Миф о прогрессе в контексте дискурса модернизации: инноград Сколково в теленовостях // В кн.: Смеющаяся НЕреволюция: движение протеста и медиа (мифы, язык, символы) / Под общ. ред.: А. Г. Качкаева. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2013. С. 38-66.
- Глава книги Новикова А. А. Телевидение как инструмент постмодернизма: «американские горки» медиакультуры // В кн.: Высокое и низкое в художественной культуре Т. II. М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2013. С. 195-221.
- Книга Новикова А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. doi
- Глава книги Шерстобоева Е. А., Копалкина Т. Г., Лученко К. В., Новикова А. А., Санданов А. Б. Культура в Интернете. Интернет-культура // В кн.: Культура России. 2000-е годы / Рук.: А. Я. Рубинштейн; под общ. ред.: Е. П. Костина. СПб. : Алетейя, 2012. С. 719-739.
- Глава книги Новикова А. А. Мифы о советских ценностях на современном российском телевидении // В кн.: Теория художественной культуры. Выпуск 14 / Отв. ред.: Н. А. Хренов. Вып. 14. М. : Государственный институт искусствознания, 2012. С. 340-358.
- Статья Новикова А. А. Телевизионная картина мира как объект исследования // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Филологические науки . 2012. № 13 (93). С. 217-226.
- Глава книги Новикова А. А. "Высокое" и "низкое" в городской культуре России на рубеже веков // В кн.: Высокое и низкое в художественной культуре Т. 1. СПб. : Издательство Нестор-История, 2011. С. 125-149.
- Статья Новикова А. А. Культурологический метод в исследовании журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 42-58.
- Статья Novikova A. Myths about soviet values and contemporary russian television // The Russian Journal of Communication. 2010. No. 3/4. P. 281-295.
- Статья Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 56-65.
- Книга Новикова А. А. Телевизионные зрелища: журналистика, массовая культура и игры постмодернизма. М. : Факультет журналистики МГУ, 2010.
- Статья Новикова А. А. Герои и красавицы: взгляд на отечественных телеведущих через призму массовой культуры // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2009. № 4. С. 36-39.
- Книга Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб. : Алетейя, 2008.
- Статья Новикова А. А. Телевизионные игры как социокультурный феномен // Обсерватория культуры. 2008. № 1. С. 41-47.
- Статья Новикова А. А. Формульные жанры на телевидении // Обсерватория культуры. 2007. № 3. С. 34-39.
Опыт работы
Новикова Анна Алексеевна
Доктор культурологии, с 2011 г.
Нынешний статус:
1.Академическая карьера
Ведущий научный сотрудник ФГНИУ Государственного института искусствознания МК РФ, с 2013 г.
Работает в институте с 2000 г. в Секторе (Отделе) Художественных проблем СМК (с 2013 г. – сектор Медийных искусств).
Ведущий научный сотрудник Лаборатории медиаисследований ЦФИ НИУ-ВШЭ.
Сфера научных интересов – история и теория телевидения и новых медиа, антропология и экология медиа.
- Прочая деятельность
С 2011 по н.в. профессор факультета Медиакоммуникаций НИУ-ВШЭ
В прошлом:
С 2000 по 2012 преподаватель РГГУ
С 2005 по 2011 преподаватель (с 2010 – доцент) факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Информация*
- Общий стаж: 30 лет
- Научно-педагогический стаж: 27 лет
- Преподавательский стаж: 18 лет
«Пространство соучастия – 2023»: на пороге нейросетевой революции
29-30 июня в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ собрались партнеры проекта «Пространство соучастия»: коллеги – преподаватели классических университетов и кампусов Вышки из Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы.
Цифровое чтение: трансформация читательского опыта и новые практики взаимодействия с текстами
5 апреля 2023 года в рамках Международной конференций «Теории и практики искусства и дизайна» в ЦЦКМ НИУ ВШЭ пройдет секция «Цифровое чтение: от новых опытов восприятия к новым практикам создания текстов».
В ЦЦКМ НИУ ВШЭ прошел круглый стол, посвященный мультимедийным проектам о творчестве Льва Толстого
16 февраля 2023 года в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ прошел круглый стол на тему «Цифровые библиотеки и мультимедийные проекты о литературе: новые практики чтения глазами учителей и методистов» в рамках проекта «Создание общедоступной мультимедийной библиотеки учебной литературы». Вела круглый стол руководитель проекта Анна Новикова.
От буквы к цифре: наследие писателя в цифровую эпоху
Конференция с таким названием прошла на этой неделе в Доме творчества в Переделкино. Несколько научных коллективов рассказали о своих проектах. Сотрудники НИУ ВШЭ работали над несколькими из них.
«Еще больше захотелось поступить»: как прошёл день открытых дверей Института медиа
21 Ноября абитуриенты пришли в Вышку на Покровский бульвар. Будущие студенты бакалавриата и магистратуры познакомились с академическими руководителями программ, узнали подробнее об университете и получили ответы на свои вопросы
На олимпиаде «Высшая лига» по медиакоммуникациям ждут людей современно мыслящих и свободных от стереотипов
До 21 февраля продолжается регистрация на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига», которая в этом году пройдет в новом формате. Одно из 38 направлений олимпиады, состоящее из четырех треков, – «Медиакоммуникации». О его особенностях рассказывает профессор Департамента медиа ВШЭ Анна Новикова.
«Наша книга — небольшой, но уверенный шаг в развитии музеев и проектов внутри них»
Студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» вместе с сотрудниками московских музеев выпустили электронную книгу «Подросток в музее: как кураторы и тьюторы помогают людям найти себя». Почему они выбрали такую тему и чем занимается продюсер книг — в материале новостной службы портала.
Учебник «История и теория медиа» стал лучшим в конкурсе «Университетская книга – 2020»
В номинации «Лучшее издание по полиграфии, издательскому делу, журналистике» лучшим изданием стал учебник по истории и теории медиа руководителя Департамента медиа И.В. Кирии и профессора Департамента медиа А.А. Новиковой.
Discovering Russia from the Inside and Out
At the end of February, the HSE IGITI Research Centre for Contemporary Culture hosted a roundtable entitled ‘Field Studies in Russia: A Country Familiar and Foreign’. Roundtable participants talked about field work methods and standards, research challenges, and ways to solve them. The participants also discussed the extent to which it is possible to apply international experiences and approaches to field work in Russia as well as ways to study Russia from within and without.
«Пространство соучастия»: студенческие цифровые проекты – городам и селам
Как «Пространство Соучастия» – совместная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда Владимира Потанина по развитию взаимодействия университетов страны с культурными и социальными институциями регионов – приближают историю, соединяют людей разных поколений, преодолевают «цифровой разрыв», создают впечатления и говорят с нами на современном языке мультимедиа.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры
Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.
«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»
Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.
Александр Архангельский вошел в шорт-лист литературной премии «Большая книга»
Ординарный профессор ВШЭ Александр Архангельский вошел в число восьми финалистов тринадцатого сезона национальной литературной премии «Большая книга».
OneButton Video Studio Opened at HSE
HSE has opened its own video studio named ‘OneButton’, launched as part of university’s active development of additional education and blended learning. The new studio helps lecturers to record content for local online courses on their own, without the help of cameramen and editors.
В Вышке начала работу видеостудия OneButton
В Высшей школе экономики теперь есть собственная видеостудия OneButton, необходимость в которой возникла в связи с активным развитием ДПО и обучения в формате blended. Особенность студии OneButton в том, что она позволит преподавателям университета записывать видеоконтент для локальных онлайн-курсов самостоятельно, без участия операторов и монтажеров.
HSE Students Turn Books and Museums into Transmedia Stories
For two years in a row, students in the Master’s programme in Transmedia Production in Digital Industries have worked closely with publishing and museum experts, as well as lecturers from the HSE School of Media to reinvent the role of printed books and the traditional tasks of Russian museums. Some of their book projects were presented at the Non-fiction exhibition this year, and the museum projects will be implemented for the public.
Экранное путешествие из XIX в XXI век
В ноябре вышла новая книга профессора департамента медиа Анны Алексеевной Новиковой «Воображаемое сообщество. Очерки экранного образа российской интеллигенции», которую она представила в Медиалофте РАНХиГС 8 декабря во время презентации цифрового книжного издательства магистрантов ВШЭ. Эта книга о поиске баланса между прогрессом и культурными традициями и о том, как старое и важное «упаковывают» в новые формы.
Студенты ВШЭ превращают книги и музеи в трансмедийные истории
Два года подряд студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в тесном сотрудничестве с экспертами издательского и музейного дела, а также преподавателями департамента медиа НИУ ВШЭ переосмысливают роль печатной книги и традиционные задачи российских музеев. Некоторые из их книжных проектов были представлены на ярмарке Non-fiction в этом году, а музейные проекты будут реализованы в публичной сфере.
Магистранты Вышки презентовали изданные ими книги
8 декабря в Медиалофте РАНХиГС были представлены книги, изданные магистрантами 1 курса программы "Трансмедийное производство в цифровых индустриях" в 2017 году.
Студенты Вышки представят литературному сообществу собственные книги
Студенты первого курса магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ выпустили собственные электронные книги и презентуют их 8 декабря в Медиалофте РАНХиГС.
Магистратура открывает двери
11 июня на Хитровке состоялся день открытых дверей для будущих магистров ФКМД. Академические руководители направлений рассказали об учебном процессе на программах, требованиях к поступающим и перспективах, которые ждут студентов по окончании вышкинской магистратуры.
Учебник «История и теория медиа» занял первое место на Международном конкурсе «НАММИ-2017»
Учебник профессоров факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анны Новиковой и Ильи Кирии «История и теория медиа» (ИД ВШЭ, 2017) стал лауреатом Международного конкурса медиаисследований «НАММИ-2017», заняв первое место в номинации «Учебник».
Учебник "История и теория медиа" отмечен наградой
Руководитель Департамента медиа Илья Кирия и профессор Департамента медиа Анна Новикова стали обладателями Диплома 1 степени на Международном конкурсе медиаисследований "НАММИ-2017". Награда получена за недавно изданный учебник "История и теория медиа".
Bookmate собрал полку с электронными книгами магистров Вышки
Сервис электронных книг Bookmate сделал подборку из 21 книги - их подготовили студенты магистерских программ “Медиапроизводство в креативных индустриях” и “Мультимедийная журналистика” в ходе курса “Цифровое книгоиздание”.
Вышел учебник “История и теория медиа” Ильи Кирия и Анны Новиковой
Учебник “История и теория медиа” вышел в издательском доме Высшей школы экономики. Бумажную версию уже сейчас можно купить в “БукВышке”, позже появится электронный вариант. Подробное содержание и введение выложены в открытый доступ
Отличать фейковое от настоящего
В преддверии нового года преподаватели и студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна высказали свои пожелания российской журналистике. Какой они хотели бы видеть её в 2017-м году?
Питчинг проектов по курсу “Основы драматургии” прошёл у второкурсников
Студенты 2 курса “Медиакоммуникаций” презентовали свои идеи реалити-шоу, документальных и художественных фильмов, игр и сериалов 16 декабря. Над проектами они работали с сентября на курсе “Основы драматургии”. Семинары вели выпускники магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”.
Магистры “Мультимедийной журналистики” представили трансмедийные проекты для музеев
В рамках проектного семинара магистерской программы “Мультимедийная журналистика” студенты готовят трансмедийные проекты для малых музеев Третьяковки и музея Льва Толстого.
HSE Students Presented Digital Books at non/fictio№18
On November 30, 2016, the ‘Digital Publishing’ course was presented at the book fair non/fictio№18.
Students of the ‘Media production in Creative Industries’ MA programme who have just published several digital collections, spoke about how to produce a book in two months. The lecturers shared their opinion on the challenges and difficulties of the course, and the writers and publicists – on their experience of participating in the project.
Студенты представили цифровые книги на книжной ярмарке non/fictio№18
Презентация курса “Цифровое книгоиздание” прошла на книжной ярмарке non/fictio№18 30 ноября. Студенты магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”, которые только что издали электронные сборники, рассказали о том, как “сделать” книгу за два месяца, преподаватели - о задачах и сложностях курса, а авторы-публицисты - о своём опыте участия в проекте.
Предупрежден, вооружен, медиаграмотен!
На факультете коммуникаций, медиа и дизайна особое место занимает тема медиаграмотности. В 2013-ом году отдельная дисциплина по новостной грамотности была включена в учебный план бакалавров. Спустя год состоялась первая выездная школа медиаграмотности в Царском Селе, а начиная с 2015-го года, это направление стали преподавать и на майноре «Медиа и массовые коммуникации».
Анна Новикова: «Современные технологии позволяют строить бизнес, главный ресурс которого – креативные идеи»
Магистерская программа «Медиапроизводство в креативных индустриях» в 2017-2018 учебном году меняет свою концепцию. Теперь она будет готовить продюсеров трансмедийных проектов и называться «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Чему и как будут учиться студенты, кто будет преподавать, какие новые перспективы откроются перед выпускниками – рассказывает академический руководитель программы Анна Новикова.
Выпускники магистратуры Вышки преподают бакалаврам основы драматургии
У второкурсников образовательной программы «Медиакоммуникации» в учебном плане есть новый курс - «Основы драматургии». Семинары ведут четверо выпускников магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» разных лет. Сейчас все они – сценаристы-практики.
Ученики Лицея ВШЭ сделали мультимедийные проекты на курсе «Медиакоммуникации»
Десятиклассники Лицея Вышки в этом году могли выбрать курс, который они хотят изучать на Факультетском дне. Те, кто пошёл на «Медиакоммуникации», за пять месяцев подготовили и потом представили преподавателям Департамента медиа мультимедийные лонгриды. Ребята из каждой команды рассказывают о том, как все прошло, о своих проектах и планах.
День открытых дверей прошел на магистерских программах по направлениям «Медиакоммуникации» и «Журналистика»
24 апреля академические руководители «Журналистики данных», «Медиапроизводства в креативных индустриях» и «Менеджмента в СМИ» рассказали про поступление на программы и учебу на них. Особый акцент они сделали на подготовку портфолио.
Магистры «Медиапроизводства в креативных индустриях» и «Мультимедийной журналистики» издали семь цифровых книг
В ходе курса по выбору «Цифровое книгоиздание» студенты магистерских программ подготовили и издали электронные книги на платформе Ridero. Одна из них, про мультимедийное продюсирование, вошла в топ-5 продаж Ridero за март. Рассказываем о работе над этим проектом.
Магистерские программы, посвященные медиа, используют экспериментальные форматы
В этом учебном году магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна пробуют новую форму привлечения к работе со студентами практиков из индустрии медиа — это недельные и двухнедельные серии мастер-классов по актуальным темам. На следующий год эти блоки предполагается включить в обязательную программу. Расскажем о нескольких текущих проектах.
Две магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна меняют направление
С нового учебного года студенты магистерских программ «Менеджмент в СМИ» и «Медиапроизводство в креативных индустриях» будут учиться по новому направлению «Медиакоммуникации» — вместо прежней «Журналистики». Это позволит добавить в учебные планы новые предметы и давать студентам более широкий спектр компетенций для работы в сфере медиа. Программа «Мультимедийная журналистика» продолжит готовить магистров по направлению «Журналистика».
Магистрантам ВШЭ предложен «конструктор» индивидуальных учебных планов
В магистратуре ВШЭ стартовал образовательный проект «МАГОЛЕГО». С его помощью магистранты первого года обучения могут составлять индивидуальный учебный план, включая в него курсы не только своей магистерской программы, но и дисциплин общеуниверситетского пула.
Новые подразделения и образовательные программы
23 декабря состоялось заключительное в 2011 году заседание Ученого совета Высшей школы экономики.