2021/2022
Аудиовизуальные коммуникации: трансмедийный поворот
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Архангельский Александр Николаевич,
Душакова Ирина Сергеевна,
Качкаева Анна Григорьевна,
Колчина Анна Сергеевна,
Кушкин Никита Александрович,
Новикова Анна Алексеевна,
Шомова Светлана Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Исторически существовавшие в качестве фокуса — на ярмарке, в театре, в церкви — аудиовизуальные медиа сумели радикально расширить возможности человеческого восприятия, дали жизнь новым формам и форматам, сформировали новый трансмедийный язык. В наше время они превратились в торжество зрелищной коммуникации, создав мощные политические индустриальные, культурные, урбанистические пространства синтеза фотографии, кинематографа, телевидения, рекламного взаимодействия, цифрового звука, компьютерной анимации, сетевых сред, мобильной коммуникации, дополненной и виртуальной реальности… Предлагаемый курс полифоничен, носит междисциплинарный характер. Его цель — не только познакомить с историей, становлением, трансформацией аудиовизуальной коммуникации, но и дать представление о многоаспектности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации, индустрии культуры, медиа- и арт-критики.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с историей, становлением, трансформацией аудиовизуальной коммуникации.
- Дать представление о том, как и из чего сложился мир современных аудиовизуальных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, традиции визуальной культуры, потребность человека в информации, в том числе, образной, и творчестве).
- Показать, как технические медиа Х1Х-ХХ вв. рождались на фоне научных открытий и художественных поисков.
- Познакомить с этапами становления и специфическими особенностями «языка» аудиовизуальной коммуникации, с медиаплатформами.
- Продемонстрировать связь аудиовизуальной коммуникации ХХ века и «языка» ее медиумов с «цифровой» интерактивной средой ХХ1 века.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует медиапроизведения.
- Анализирует продукцию различных аудиовизуальных медиаиндустрий.
- Дает объяснение процессу аудиовизуальной коммуникации как со стороны потребителя – то есть извне, так и со стороны производителя «сообщения», «продуктов» и «образов» (изнутри).
- Имеет представление о медиаэкологии и медиаграмотности, о методах, применяемых в медиаобразованиии.
- Интерпретирует ключевые тексты в сфере аудиовизуальных коммуникаций и визуальной культуры.
- Критически анализирует творческого аудиовизуального произведения и технологии его производства для разных медиаплатформ.
- Называет основные направления и движения в сфере аудиовизуальных коммуникаций, базовые принципы функционирования аудиовизуальных медиа как субъекта.
- Называет основные этапы развития аудиовизуальной коммуникации (печать, фотография, радио, кино, телевидение, интернет), о принципиальных технологических и художественных открытиях и людях, повлиявших на движение и развитие этой сферы.
- Ориентируется в видах и типах аудиовизуальной коммуникации.
- Отличает аудиовизуальные медиа от других видов индустрий.
- Понимает взаимосвязь между понятиями «коммуникация», «аудиовизуальная коммуникация», «медиакоммуникация», «электронные и цифровые медиа».
- Презентует собственные проекты.
Содержание учебной дисциплины
- Базовые категории и конвенция понятий
- Формы коммуникации и их развитие
- Автоматическая фиксация образа и фиксация движения. Конец монополии печатного слова. Предшественники аудиовизуального бума
- Расцвет кинематографа и радио. Авангард: “оптический поворот” и эксперименты в сфере “звуковой культуры” . Эксперименты в области телевидения
- Движение к массам. Аудиовизуальные медиа и пропаганда (конец 30-х гг. ХХ века и Вторая мировая война)
- Послевоенная аудиовизуальная эстетика (50-е гг. ХХ века) и новый гуманитарный контекст (1960-1980 гг.). Тенденции в кино, СМИ и искусстве
- Тенденции в кино, СМИ и искусстве
- Эпоха «оттепели» в СССР и новая визуальная эстетика 60-х
- От неорелизма до Уорхола. Наступление эры глобального телевидения (1960-1970 гг.)
- «Мир как фантом и матрица» (Г. Андерс). Начало «телевизионной» политики
- Информационное общество, движение к глобальному телевидению и крупнейшая индустрия нового времени – медиаиндустрия
- Современное кино, фотография, радио и телевидение (70-90 гг. ХХ века)
- Кино и телевидение «застоя» в СССР
- Торжество телевидения в мире
- Истоки рекламной деятельности: от античности до Нового времени
- Изобразительная реклама 17 – начала 20 веков: зарубежный и отечественный опыт
- Искусство рекламного плаката
- Перестройка, гласность и роль меняющейся медиасистемы в создании новой государственности
- Структура и динамика медиасистемы
- Аудиовизуальность ХХ1 века и трансмедиа. Между магией, технологией, социальными медиа и виртуальной реальностью. Медиасинтез. «Эмпатичные медиа» и цифровая среда культуры. Нарративная грамотность.
Элементы контроля
- Посещаемость семинаров
- Фотоколлаж
- «Великие» — первая половина 20 века
- История рекламы – история бренда
- Семинар «Смотрим, обсуждаем»
- Итоговый тест
- «Великие» — вторая половина 20 векаГрупповое задание
- ФотопроектИндивидуальное задание
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * Посещаемость семинаров + 0.1 * Семинар «Смотрим, обсуждаем» + 0.3 * Итоговый тест + 0.1 * Фотопроект + 0.1 * История рекламы – история бренда + 0.1 * «Великие» — вторая половина 20 века + 0.1 * «Великие» — первая половина 20 века + 0.1 * Фотоколлаж
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
- Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742
Рекомендуемая дополнительная литература
- Всемирная история рекламы: Учебное пособие / Тангейт М., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-5787-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912588
- Прутцков, Г. В. История зарубежной журналистики. 1800–1929: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) : учебное пособие / Г. В. Прутцков ; под редакцией Я. Н. Засурского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 416 с. — ISBN 978–5–7567–0667–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68836 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Прутцков, Г. В. История зарубежной журналистики. От Античности до современности : учебное пособие / Г. В. Прутцков. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 512 с. — ISBN 978-5-7567-0911-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102832 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Учёнова, В.В. История рекламы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. - ISBN 978-5-238-01462-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025592