• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Аудиовизуальные коммуникации: трансмедийный поворот

Статус: Майнор
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Архангельский Александр Николаевич, Душакова Ирина Сергеевна, Качкаева Анна Григорьевна, Колчина Анна Сергеевна, Кушкин Никита Александрович, Новикова Анна Алексеевна, Шомова Светлана Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Исторически существовавшие в качестве фокуса — на ярмарке, в театре, в церкви — аудиовизуальные медиа сумели радикально расширить возможности человеческого восприятия, дали жизнь новым формам и форматам, сформировали новый трансмедийный язык. В наше время они превратились в торжество зрелищной коммуникации, создав мощные политические индустриальные, культурные, урбанистические пространства синтеза фотографии, кинематографа, телевидения, рекламного взаимодействия, цифрового звука, компьютерной анимации, сетевых сред, мобильной коммуникации, дополненной и виртуальной реальности… Предлагаемый курс полифоничен, носит междисциплинарный характер. Его цель — не только познакомить с историей, становлением, трансформацией аудиовизуальной коммуникации, но и дать представление о многоаспектности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации, индустрии культуры, медиа- и арт-критики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с историей, становлением, трансформацией аудиовизуальной коммуникации.
  • Дать представление о том, как и из чего сложился мир современных аудиовизуальных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, традиции визуальной культуры, потребность человека в информации, в том числе, образной, и творчестве).
  • Показать, как технические медиа Х1Х-ХХ вв. рождались на фоне научных открытий и художественных поисков.
  • Познакомить с этапами становления и специфическими особенностями «языка» аудиовизуальной коммуникации, с медиаплатформами.
  • Продемонстрировать связь аудиовизуальной коммуникации ХХ века и «языка» ее медиумов с «цифровой» интерактивной средой ХХ1 века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует медиапроизведения.
  • Анализирует продукцию различных аудиовизуальных медиаиндустрий.
  • Дает объяснение процессу аудиовизуальной коммуникации как со стороны потребителя – то есть извне, так и со стороны производителя «сообщения», «продуктов» и «образов» (изнутри).
  • Имеет представление о медиаэкологии и медиаграмотности, о методах, применяемых в медиаобразованиии.
  • Интерпретирует ключевые тексты в сфере аудиовизуальных коммуникаций и визуальной культуры.
  • Критически анализирует творческого аудиовизуального произведения и технологии его производства для разных медиаплатформ.
  • Называет основные направления и движения в сфере аудиовизуальных коммуникаций, базовые принципы функционирования аудиовизуальных медиа как субъекта.
  • Называет основные этапы развития аудиовизуальной коммуникации (печать, фотография, радио, кино, телевидение, интернет), о принципиальных технологических и художественных открытиях и людях, повлиявших на движение и развитие этой сферы.
  • Ориентируется в видах и типах аудиовизуальной коммуникации.
  • Отличает аудиовизуальные медиа от других видов индустрий.
  • Понимает взаимосвязь между понятиями «коммуникация», «аудиовизуальная коммуникация», «медиакоммуникация», «электронные и цифровые медиа».
  • Презентует собственные проекты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые категории и конвенция понятий
  • Формы коммуникации и их развитие
  • Автоматическая фиксация образа и фиксация движения. Конец монополии печатного слова. Предшественники аудиовизуального бума
  • Расцвет кинематографа и радио. Авангард: “оптический поворот” и эксперименты в сфере “звуковой культуры” . Эксперименты в области телевидения
  • Движение к массам. Аудиовизуальные медиа и пропаганда (конец 30-х гг. ХХ века и Вторая мировая война)
  • Послевоенная аудиовизуальная эстетика (50-е гг. ХХ века) и новый гуманитарный контекст (1960-1980 гг.). Тенденции в кино, СМИ и искусстве
  • Тенденции в кино, СМИ и искусстве
  • Эпоха «оттепели» в СССР и новая визуальная эстетика 60-х
  • От неорелизма до Уорхола. Наступление эры глобального телевидения (1960-1970 гг.)
  • «Мир как фантом и матрица» (Г. Андерс). Начало «телевизионной» политики
  • Информационное общество, движение к глобальному телевидению и крупнейшая индустрия нового времени – медиаиндустрия
  • Современное кино, фотография, радио и телевидение (70-90 гг. ХХ века)
  • Кино и телевидение «застоя» в СССР
  • Торжество телевидения в мире
  • Истоки рекламной деятельности: от античности до Нового времени
  • Изобразительная реклама 17 – начала 20 веков: зарубежный и отечественный опыт
  • Искусство рекламного плаката
  • Перестройка, гласность и роль меняющейся медиасистемы в создании новой государственности
  • Структура и динамика медиасистемы
  • Аудиовизуальность ХХ1 века и трансмедиа. Между магией, технологией, социальными медиа и виртуальной реальностью. Медиасинтез. «Эмпатичные медиа» и цифровая среда культуры. Нарративная грамотность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость семинаров
  • неблокирующий Фотоколлаж
  • неблокирующий «Великие» — первая половина 20 века
  • неблокирующий История рекламы – история бренда
  • неблокирующий Семинар «Смотрим, обсуждаем»
  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий «Великие» — вторая половина 20 века
    Групповое задание
  • неблокирующий Фотопроект
    Индивидуальное задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Посещаемость семинаров + 0.1 * Семинар «Смотрим, обсуждаем» + 0.3 * Итоговый тест + 0.1 * Фотопроект + 0.1 * История рекламы – история бренда + 0.1 * «Великие» — вторая половина 20 века + 0.1 * «Великие» — первая половина 20 века + 0.1 * Фотоколлаж
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всемирная история рекламы: Учебное пособие / Тангейт М., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-5787-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912588
  • Прутцков, Г. В. История зарубежной журналистики. 1800–1929: Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) : учебное пособие / Г. В. Прутцков ; под редакцией Я. Н. Засурского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 416 с. — ISBN 978–5–7567–0667–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68836 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Прутцков, Г. В. История зарубежной журналистики. От Античности до современности : учебное пособие / Г. В. Прутцков. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 512 с. — ISBN 978-5-7567-0911-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102832 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Учёнова, В.В. История рекламы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. - ISBN 978-5-238-01462-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025592