• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анна Новикова: «Современные технологии позволяют строить бизнес, главный ресурс которого – креативные идеи»

Магистерская программа «Медиапроизводство в креативных индустриях» в 2017-2018 учебном году меняет свою концепцию. Теперь она будет готовить продюсеров трансмедийных проектов и называться «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Чему и как будут учиться студенты, кто будет преподавать, какие новые перспективы откроются перед выпускниками – рассказывает академический руководитель программы Анна Новикова.

Чем вызвана смена концепции программы?

Причина в изменениях, которые происходят в индустрии. Когда мы пять лет назад формулировали концепцию существующей программы, в первую очередь мы ориентировались на производство традиционного аудиовизуального, телевизионного контента и его использование в разных средах.  Но индустрия развивается, и стало понятно, что акцент надо менять.

Сегодня все чаще любой проект – это может быть и телевизионная передача, и книга, и музей – существует не сам по себе, вокруг него появляется ещё целый «куст проектов», поддерживающих и развивающих его на разных платформах. В этой ситуации создавать любой медиапроект нужно так, чтобы ещё на стартовом этапе закладывать в него  возможности  расширения.

Чему будут учиться магистры?

Тот, кто хочет сейчас добиться успеха в медиа бизнесе, должен не просто уметь хорошо рассказать историю, но сразу продумать, как она будет жить на разных платформах. Конечно, можно идти и традиционным путём: создать «ядерный» проект, а потом думать, как он будет развиваться – на сайте, на «втором экране», в мобильном приложении и т.д.  Но у трансмедийного сторителлинга есть определённые законы, выполнимость которых нужно сразу закладывать в стержневой проект: это имеет отношение и к драматургии, и к производственному процессу, и к бизнесу.

Первый блок компетенций, которые получат будущие студенты,  – творческий.

Они  будут заниматься построением сюжетов, разработкой форматов,  изучать принципы трансмедийного сторителлинга, искать способы  взаимодействия форматов внутри единого «куста проектов». При этом важно, чтобы отдельная история, со своими художественными приемами и технологическими возможностями, не только работала как промо «ядерного» проекта, но имела собственную коммуникативную и эстетическую ценность.

Вторая составляющая программы – управленческая.

Сложность продюсирования трансмедийных проектов в том, что вокруг ядерного проекта сразу должны сформироваться несколько дочерних, с отдельными продюсерскими командами. Чтобы они работали друг на друга, нужен человек со специфическим, «сферическим» мышлением, который будет гарантом сохранения единства всей истории. Это не значит, что он будет делать всё за всех - но он будет понимать, как живет и развивается «куст проектов», ставить перед разными командами стратегические цели. Иначе, даже если ты придумал проект как единый, он сразу окажется под воздействием центробежной силы частных интересов, индивидуальных творческих амбиций, краткосрочной выгоды и т.д.

А будет изучаться процесс создания таких проектов со стороны технологий?

Да. Третья составляющая обучения – цифровые технологии. В существующей программе студенты занимались этим немного и только на втором курсе, в новой программе мы начинаем с этого.

Сегодня традиционные навыки видеосъемки и монтажа неотделимы от хотя бы элементарных дизайнерских навыков. Поэтому один из базовых курсов будет посвящен коммуникационному и веб-дизайну. При этом важно отметить, что мы не стремимся сделать из наших магистрантов профессиональных  дизайнеров, но они должны понимать, какой дизайн хороший, а какой нет, должны уметь давать дизайнеру технические задания, понимать, принципы работы.

Отдельная задача – навыки коммуникации с программистами. Мы будем учить студентов разговаривать с программистами так, чтобы они понимали нас, а мы их. Это не так просто, как кажется на первый взгляд: программисты привыкли мыслить несколько иначе, чем гуманитарии. Чтобы общаться с ними, к сожалению, надо научиться хотя бы азам программирования. Не попробовав это сам, ты не поймешь проблемы, которые стоят перед программистом при работе над проектом.

Гуманитарии этого испугаются.

Да, возможно, но они должны понимать, что без технологий в новом мире им  – ни филологам, ни историкам, ни сценаристам – профессионально не выжить. И нужно сделать этот шаг – в первую очередь, в  своей голове. Нужно понять, что если ты хочешь работать в любых современных индустриях, то ты должен отказаться от идеи, что есть гуманитарии и технари, и границу между ними перейти невозможно. Человек, её перешедший, сможет наладить необходимую коммуникацию между ними. 

Как будет построен учебный процесс?

В основе обучения - проектный семинар, который есть у студентов программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» и сейчас. Нам такая форма обучения кажется удачной. И в обновленной программе мы будем использовать все то интересное, что удалось придумать за прошедшие годы не только для студентов-«креативщиков», но и для ребят, которые учились на программе «Мультимедийная журналистика».

 На новой программе у студентов будет возможность поработать над проектами, связанными с цифровым книгоизданием (https://www.hse.ru/ma/creative/news/181386264.html), музеями, образовательными центрами, придумать трансмедийное расширение для радиостанций, телеформатов, кинофильмов, попробовать себя в шоу-бизнесе и рекламе. По мере повышения профессионального уровня студентов обязательные проекты будут сменяться инициативными: важно, чтобы за сравнительно короткое время обучения магистры успели не только овладеть рядом практических навыков, но и понять, в каком направлении они хотят развиваться дальше.

Кто и как будет преподавать?

Руководить проектной составляющей программы будет Александр Архангельский, ординарный профессор ВШЭ, писатель, телевизионный ведущий, автор большого количества цифровых проектов, от электронных книг и онлайн-образовательных курсов до документального кино.  Преподавателями программы будут практики, люди из индустрии. У нас уже есть опыт работы с Фёклой Толстой и музеем Льва Толстого, с малыми музеями Третьяковской галереи (этим проектом руководит профессор Департамента медиа Анна Качкаева), с издательской платформой Ridero, с каналами «Цифрового Телесемейства» («Первый канал. Всемирная сеть»). Все сложившиеся проекты мы предполагаем развивать. Но и нас есть и новые идеи, которые будут реализованы уже в рамках обновленной программы.   

Мы движемся в направлении модели проектного обучения, предполагающей, что каждый блок содержит несколько установочных занятий, после которых студенты объединяются в группы  и начинают работать, а преподаватель-практик курирует проекты, направляет процесс творческого поиска. Однако от блока теоретических дисциплин мы отказываться пока тоже не планируем. Было бы странно лишить студентов интеллектуального ресурса, которым обладает профессура Высшей школы экономики. Для нас важно, чтобы наши магистры не только были открыты всему новому, что рождается в цифровых индустриях, но не теряли связь с академической традицией. Иначе очень быстро оказывается, что технологии есть, а сюжеты закончились. Это не наш путь!

А студенты, которые окончили бакалавриат, связанный с медиа, найдут общий язык с теми, кто получил образование в другой отрасли?

В первую очередь, мы будем ориентироваться на бакалавров других специальностей, а не наших выпускников или бакалавров журналистики из других вузов. Но это не значит, что для журналистов вход закрыт. Мы считаем своей задачей объединение в команды людей разных базовых специальностей. Полезно, чтобы они учились разговаривать друг с другом и находить общий язык, обогащать друг друга  знаниями.  Так что мы ждем и программистов, и дизайнеров, и экономистов, и музыкантов, и педагогов… и журналистов, куда же без них. 

Будут ли на программе работать зарубежные преподаватели?

У нас уже несколько лет работает Ренира Рампаццо Гамбарато (https://www.hse.ru/org/persons/93664937) – она занимается исследованиями в сфере трансмедийного сторителлинга и, конечно, будет одним из главных преподавателей программы. Кроме того, мы будем приглашать иностранных преподавателей, но преимущественно не теоретиков, а тех, кто ориентирован проектную работу, тех, кто расскажет, как работают в этой сфере в других странах. У нас уже есть проведенные контакты с университетами и медиа школами Канады, Франции, США, и контакты эти планируется расширять. Это важно, потому что цифровая культура не знает границ и расстояний, продюсер будущего должен уметь жить и зарабатывать в международной конкурентной медиасреде.  

Изменится ли порядок поступления?

Модель поступления будет та же самая – зачёт по английскому языку и конкурс портфолио. Главная часть портфолио – проект, который оценивают эксперты. Проект создается специально для поступления, но может быть связан с какие-то уже существующими увлечениями абитуриента. Например, если у тебя есть музыкальная группа, то концерт вполне может стать «ядром» проекта, который будет иметь еще не менее трех трансмедийных расширений.

Анализируя портфолио, мы будем смотреть, умеет ли человек мыслить не только творчески, но  и системно, может ли он алгоритмизировать производственный процесс, делегировать полномочия членам команды и т.д.  Мы много чему  можем научить, но характер и тип мышления формируются годами.  Так что важно, чтобы абитуриенты не стеснялись рассказывать о своем опыте, достоинствах, планах на будущее. Отлично будет, если наши планы совпадут.

Какой жизни после магистратуры вы хотите для своих студентов?

Мы все-таки стараемся не хотеть за них. Мы пытаемся научить их ставить перед собой амбициозные задачи. С одной стороны, наши ребята смогут работать в уже существующих командах – например, на телеканалах, там сейчас активно интересуются трансмедийными проектами, вкладывают в них деньги, а значит, понимают, что бизнес развивается и в этом направлении тоже. Например, у ВГТРК есть проект «Интерактивный мульт», руководитель которого недавно давал мастер-класс нашим студентам. 

С другой стороны, нам бы очень хотелось, чтобы студенты создавали стартапы. Первую часть проекта можно сделать в ходе проектного семинара в магистратуре, потом подать заявку на участие в конкурсе, выиграть его и получить часть финансирования от Вышки. Университет готов это поддерживать, и было бы замечательно, если бы наши студенты вписались в этот тренд.

Современные технологии позволяют строить бизнес, главный ресурс которого – креативные идеи. Поле цифровых медиа огромно и разнообразно, выйти на него сравнительно легко. Многие проекты требуют небольших финансовых вложений на старте, существует много бесплатных сервисов, позволяющих «упаковать» идею и заняться самопродвижением. Многое сегодня зависит от креативного потенциала самой идеи, энергии продюсера и слаженной работы команды.  Это очень важный лифт – наполовину социальный, наполовину технологический. Мы бы хотели, чтобы наши студенты делали ставку не на исполнительскую работу в  крупной стабильной компании, а на реализацию собственных идей и освоение новых цифровых возможностей.  

Беседовала Милена Рублева, 4 курс образовательной программы «Журналистика»