Подготовка
1. Мотивационное письмо кандидата.
Мотивационное письмо должно содержать следующий набор элементов:
– Причины, побуждающие кандидата продолжать обучение в магистратуре;
– Причины, побуждающие кандидата подавать документы на направление подготовки «Медиакоммуникации», и причины выбора магистерской программы;
– Общая оценка кандидатом собственного профессионального развития и образовательной траектории;
– Опыт работы в медиа, творческих или цифровых индустриях и связь этого опыта с принятием решения о поступлении в магистратуру;
– Каким образом кандидат видит свою профессиональную деятельность после окончания магистратуры.
2. Диплом о высшем образовании (бакалавриат или специалитет) и вкладыш к нему, а также все дипломы о дополнительном образовании.
Предоставляются в цифровом виде.
3. Английский язык.
Внутренний экзамен НИУ ВШЭ.
4. Документы, подтверждающие опыт работы в сфере медиа, креативных или цифровых индустриях (театр, музей, кино, дизайн, компьютерные игры, реклама, шоу-бизнес, музеи, театры, программирование, продакшны, агентства по продвижению и т.д.).
Документы, подтверждающие опыт работы, могут быть различными. Например:
– Копия трудовой книжки, заверенный руководителем компании краткий обзор проектов, в которых абитуриент принимал участие (желательно со ссылками на проект, если он есть в интернете).
– Публикации в СМИ и медиа (не более 7 публикаций, самых ярких и разнообразных по форматам).
– Заверенные руководителем краткие отчеты о мероприятиях и проектах, в подготовке и проведении которых абитуриент принимал участие (в портфолио загружаются цифровые копии публикаций и даются ссылки на ресурсы, где с проектами можно познакомиться подробно).
– Сопроводительное письмо от руководства, описывающее характер, срок, вид работы, выполнявшейся/выполняемой кандидатом (обязательно для видов деятельности, не предусматривающих подготовку индивидуальной публикации).
Примечания:
а) Производственные практики в рамках бакалавриата и специалитета не считаются опытом работы в медиа. (Это практикоориентированные учебные задания).
б) Несмотря на то, что сама практика не засчитывается как опыта работы в медиа, среди публикаций могут быть представлены медиапродукты, созданные в рамках учебной практики, но не являющиеся обязательным ее элементом. Такие публикации оцениваются экспертно, исходя из качества, оригинальности и трудоемкости публикации.
в) Участие в работе студенческих университетских медиа и публикации в них не оцениваются как опыт работы в СМИ и публикации в СМИ, но могут оцениваться в рамках раздела Дополнительные достижения, если этот опыт содержал в себе нечто выходящее за средний уровень.
г) Публикации, авторство которых не подтверждено (в публикации отсутствует имя автора и нет дополнительных подтверждающих документов), не учитывается.
5. Документы, подтверждающие научную работу абитуриента, к которым относятся:
– Опубликованные статьи, тезисы, доклады конференций (в научных журналах, сборниках конференций и т.д.) – предоставляются ксерокопии с возможностью идентифицировать факт, характер, год публикации;
– Программы конференций, симпозиумов и т.д. с включенными в них докладами за авторством абитуриента;
– Свидетельства об участии в научных мероприятиях (конференциях и т.д.) в качестве докладчика;
– Письма из лабораторий, подтверждающие участие абитуриента в коллективных научных проектах и т.д. с указанием объема, вида, характера проделанной работы, заверенные руководством лабораторий.
Примечание:
Курсовые и ВКР в качестве научных работ не рассматриваются!
Научный профиль публикаций и научных мероприятий должен соответствовать профилю обучения в бакалавриате/специалитете (или иметь отношение к медиакоммуникациям).
Участие в работе конференций в качестве организатора не засчитывается как научная деятельность. Информацию об этом можно добавить в раздел «Дополнительные достижения».
6. Заявка на ИНИЦИАТИВНЫЙ творческий мультимедийный проект (желательно с элементами, предполагающими интерактивный пользовательский опыт), содержащая описание творческого проекта (с обязательным привлечением данных из научных и индустриальных источников) по следующим параметрам:
Суммарный объем текста заявки на проект – не более 6000 знаков с пробелами.
– Идея, цели и миссия проекта (прописывается достаточно подробно), обзор конкурентов;
– Краткое описание потенциальной аудитории и ее специфики (с опорой на открытые данные);
– Перечень предлагаемых медиаплатформ и инструментов интерактивности с указанием мотивов выбора в связи со спецификой аудитории и целей проекта;
– Особенности творческого решения проекта (дизайна, стиль текста, экранного языка и т.д.) и краткое объяснение, как эти художественные решения могут помочь реализации целей проекта;
– Краткое обоснование бюджета проекта (перечень основных затратных позиций) с привлечением данных о ценах из открытых источников, предполагаемые источники финансирования.
Примечания:
а) В качестве заявки нельзя подавать уже реализованный проект или проект, который находится в разработке какой-либо продюсерской командой.
б) Проекты, предполагающие неопосредованное медиа участие как основное (например, фестивали и концерты клубах или парках), не рассматриваются.
в) Экспертная комиссия оставляет за собой право не оценивать проекты, которые существенно превышают указанный объем заявки.
7. Участие в финальном туре профильных (журналистика, массовые коммуникации) олимпиад ВШЭ последних двух лет оценивается в зависимости от баллов, полученных на олимпиаде (необходимо приложить документ с указанием полученных баллов).
Участие в отборочных турах олимпиад не оценивается.
Документы об участии в финальных турах непрофильных олимпиад ВШЭ можно приложить в раздел Другие достижения абитуриента.
8. Сертификат, подтверждающий участие в профильных зимних школах программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ (2023) или «Интерактивные медиа и цифровые индустрии» (2024).
Оценивается только участие в зимних школах последних двух лет!
Сертификаты об участии в других профильных зимних школах ВШЭ можно представить в разделе портфолио «Дополнительные достижения».
9. Документы, подтверждающие дополнительные достижения абитуриента (засчитываются документы, полученные за последние 2 года перед подачей документов) :
– Свидетельства о присуждении именных стипендий (президента РФ, ректора ун-та, какого-либо Фонда);
– Сертификаты об участии в стажировках, летних школах по специальностям, связанным в медиа, творческими или цифровыми индустриями;
– Сертификаты об участии в зимних школах нашего факультета (но не нашей программы) или зимних школах других кампусов ВШЭ;
– Дипломы победителей творческих конкурсов в различных творческих индустриях (кино, телевидение, разработка компьютерных игр и приложений, музеи, театры и т.д.);
– Документы, подтверждающие победы в непрофильных олимпиадах НИУ ВШЭ (сертификаты отборочных туров не рассматриваются);
– Подтверждение обучения на профильных майнорах факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ;
– Участие в работе и публикации в студенческих университетских медиа, если они содержали в себе нечто выходящее за средний уровень и их авторство подтверждено;
– Проектная деятельность в вузе.
Студент может представить на конкурс не более двух самых ярких проектов, которые стали результатом проектной деятельности в ВУЗе за последние два года.
Важное условие: эти проекты не должны быть частью обязательной учебной деятельности (они не должны быть частью обязательных заданий проектных семинаров, курсовыми работами или ВКР и т.д., но могут быть проектами с Ярмарки проектов или проектами из Проектных офисов разных факультетов). Проекты должны быть реализованы и продемонстрированы публике.
Для представления проекта необходимо:
– Написать краткую (1-2 страницы) аннотацию проекта и описать свою роль в нем.
– Приложить характеристику от руководителя проекта, заверенную его подписью и контактными данным. При групповой работе (типа сериала) в характеристике должна быть подчеркнута особая ролевая позиция кандидата в проекте (руководитель должен подтвердить, что его роль превышала уровень работы на подхвате).
– Предоставить ссылку на страницу проекта в интернете (или на информацию о том, что проект состоялся, опубликованную на странице университета или партнерской организации).
10. Рекомендации от представителей медиаотрасли и иных творческих, креативных, цифровых индустрий, ученых, специализирующихся в данных сферах и т.д., заверенные подписью и печатью.
Критерии оценивания портфолио
Критерий | Начисление баллов |
1. Мотивационное письмо (учитывается полнота письма, целеустремленность кандидата, точное понимание профиля программы, адекватная оценка собственных навыков и компетенций, реалистичность взгляда на избранную профессию и себя в ней) | Максимальное количество баллов – 5 (Учитывается полнота раскрытия всех описанных в перечне пунктов, соотнесение целей кандидата с профилем и принципами обучения на программе, адекватная и аргументированная оценка собственных навыков и компетенций, реалистичность взгляда на избранную профессию и себя в ней). |
2. Предыдущее образование | Максимальное количество баллов – 5 Диплом с отличием – 5 баллов. |
3. Английский язык | Максимальное количество баллов – 5 Если абитуриент сдал вступительный экзамен НИУ ВШЭ по английскому языку для абитуриентов магистратуры на 41 балл и более, то он получает 5 баллов. ВАЖНО! Если абитуриент набрал 40 баллов и меньше, он получает 0 баллов и его портфолио не допускается к проверке в рамках конкурса портфолио. Абитуриент может получить 5 баллов по английскому языку, предоставив в качестве подтверждения сертификаты международных экзаменов, а именно: 1. IELTS от 5,0 баллов 2. TOEFL IBT (InternetBased) от 60 баллов 3. TOEFL PBT (PaperBased) от 500 баллов 4. TOEFL iBT Home Edition – 66 баллов 5. CAE (Certificate of Advanced English) – наличие 6. CPE (Certificate of Proficiency in English) – наличие 7. BEC Vantage/Higher (Business English Certificate) – наличие 8. SCT Linguatest (Academic / Business) – общий балл не менее 66 |
4. Опыт работы в творческих индустриях и цифровых индустриях, продакшн-студиях, агентствах, СМИ и т.д. | Максимальное количество баллов – 15 Оценивается экспертно. Учитывается: Длительность профессионального опыта и значимость для медиаиндустрии, медиакомпании или творческой организации – максимально 5 баллов; Разнообразие и качество представленных материалов, описаний проектов, в которых принимали участие абитуриенты – максимально 10 баллов. |
5. Научная деятельность | Максимальное количество баллов – 15 Уровень публикаций – максимально 5 баллов; Активность и вовлеченность в научную деятельность (тип работ, участие в конференциях) – максимально 10 баллов. |
6. Заявка на творческий проект (учитывается сочетание оригинальности идеи с адекватным представлением о возможностях ее реализации на предполагаемых медиаплатформах) | Максимальное количество баллов – 25
|
7. Участие в финальном туре профильных олимпиад НИУ ВШЭ (последних двух лет) | Максимальное количество баллов – 5 Участие в профильных олимпиадах НИУ ВШЭ (журналистика, медиакоммуникации) – от 5 до 2 баллов (в зависимости от результата). |
8. Сертификат участника профильной зимней школе (нашей программы «Интерактивные медиа и цифровые индустрии») | Максимальное количество баллов – 5 Профильные зимние школы за последние 2 года. |
9. Документы, подтверждающие дополнительные достижения абитуриента | Максимальное количество баллов – 15
|
10. Рекомендации (значимость рекомендаций для профиля магистратуры, статус эксперта, дающего рекомендацию, а также количество рекомендующих). | Оцениваются экспертно. Максимальное количество баллов – 5 Рекомендации именно на этот профиль магистратуры – 2 балла; Высокий статус экспертов, дающих рекомендацию (профессор, декан, главный режиссер, топ-менеджер крупной медиакомпании) – 2 балла; Большое количество (больше трех рекомендаций) и разнообразие рекомендующих (ученый, университетское начальство, режиссер, генеральный продюсер) – 1 балл. |
Список рекомендуемой литературы для подготовки:
– Мультимедийная журналистика. Учебник. под ред. Качкаева А.Г., Шомова С.А. М.: Издательство ВШЭ, 2017. https://id.hse.ru/books/208383358.html– Манович Л. Теории софт-культуры. Нижний Новгород. 2017.
– Иваницкий В.Л. Основы бизнес-моделирования СМИ. М.: Аспект Пресс, 2010.
– Кирия И. В., Новикова А. А. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. № 2. С. 276-288. Режим доступа: https://languagejournal.spbu.ru/article/view/2510
– Ним Е. Г. Поп-культура, фэндомы и нейросети: фанаты встречаются с ИИ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 5. С. 183–202. https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2602
– Шомова С. А., Качкаева А. Г. Между очарованием и испугом: диалог с «другим». Опыт анализа практик использования ИИ в профессиональной и повседневной жизни // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 5. С. 3–17. https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2766/1977
– Трансмедиа: модель разборки. Учебное пособие, М. Издательские решения, 2017. Электронная книга. https://ridero.ru/books/transmedia_model_razborki/
– Музей в цифровую эпоху: перезагрузка, 2018.