2021/2022
Новая грамотность цифровой эпохи: от новостной к коммуникативной
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Душакова Ирина Сергеевна,
Колчина Анна Сергеевна,
Латышева-Галеева Александра Николаевна,
Новикова Анна Алексеевна,
Тимофеева Оксана Александровна,
Шомова Светлана Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Новая эпоха требует от потребителя медиаконтента новых компетенций, новых подходов и новых – порой неожиданных – видов грамотности. Хотя критическое мышление по отношению к новостной информации и умение отличать журналистскую новость от рекламы и пропаганды, а также способность верифицировать источники информации и понимать разницу между фактом и мнением, по-прежнему остаются важным элементом МИГ (медиа-информационной грамотности), все же в академическом знании и индустриальных практиках все более ощутим переход от новостной к трансмедийной и коммуникативной грамотности – в самом широком понимании слова «коммуникация». Курс готовит грамотного потребителя информации СМИ, из каких бы источников она ни исходила – пресса, радио, телевидение, сеть Интернет, однако содержание дисциплины значительно расширено за счет осмысления новых типов визуальной грамотности (например, комиксы) и интерактивных коммуникаций (компьютерные игры), углубления в различные типы вирусных коммуникаций (в том числе, мемы), погружения в основы современных трансмедийных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины
- Освоение механизмов грамотного пользовательского отношения к различным типам медиаконтента (от журналистской новости до мемов и комиксов) и выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
- Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности и одного из его важнейших современных направлений — новостной грамотности.
- Знакомство с новостью как гносеологическим, коммуникативным и журналистским феноменом.
- Осмысление специфических характеристик новостных материалов медиа, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Овладение методиками оценки и верификации источников новостей.
- Освоение инструментов современного фактчекинга.
- Знакомство с технологиями анализа новостных материалов различных СМИ.
- Овладение навыками трансмедийной грамотности – грамотного пользовательского отношения к комиксам, мемам компьютерным играм и т.д.
Планируемые результаты обучения
- Владеет знанием необходимого тезауруса.
- Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
- Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
- Понимает специфические особенности трансмедийного контента (комиксы, мемы, компьютерные игры, аудиовизуальные материалы и т.д.) и владеет навыками грамотного медиапотребления такого контента
- Различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов СМИ (рекламных, пропагандистских и т.д.).
- Верифицирует сообщения различных СМИ.
- Владеет методиками верификации источников информации и инструментами современного фактчекинга.
- Называет имена, даты, концепции, подходы к пониманию медийной и трансмедийной грамотности.
- Оценивает новости разных медиаканалов (пресса, радио, телевидение, Интернет), применяя различные методики оценки.
- Различает механизмы манипуляции в визуальных материалах.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Новости в социуме: историческая ретроспектива
- Тема 2. Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
- Тема 3. Новость в современном коммуникационном пространстве
- Тема 4. Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
- Тема 5. Журналистика новостей и журналистика мнений
- Тема 6. Источники информации, их верификация и методики оценки
- Тема 7. Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИ
- Тема 8. Власть изображения: манипуляционные возможности визуального контента
- Тема 9. Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных СМИ. Методы деконструкции сообщений печатных СМИ, радисообщений, телевизионных новостных материалов.
- Тема 10. Специфика деконструкции сообщений новых медиа
- Тема 11. Трансмедийный контент. Возможности его интерпретации и грамотного медиапотребления
- Тема 12.Основы трансмедийной грамотности. Компьютерные игры
- Тема 13. Основы трансмедийной грамотности. Комиксы
- Тема 14. Основы трансмедийной грамотности. Мемы
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Домашние задания + 0.3 * Проект + 0.1 * Семинары + 0.3 * Контрольная работа или Тест + 0.1 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Б.Козловский - Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям - Альпина Паблишер - 2018 - ISBN: 9785961415223 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/17902
- Вирен, Г. Современные медиа: Приемы информационных войн : учебное пособие / Г. Вирен. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 128 с. — ISBN 978-5-7567-0824-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97232 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746