• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Право в медиакоммуникациях

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Право в медиакоммуникациях» учитывает уникальный авторский опыт, отвечает вызовам современной медиаиндустрии и направлена на обучение студентов бакалавриата разных специализаций образовательной программы «Управление в креативных индустриях». Студенты узнают о «зонах риска», связанных с распространением цифрового контента в Интернете: защита чести, достоинства и деловой репутации, частной жизни, персональных данных, права на изображение; регулирование рекламы; антипиратское законодательство и др. Студенты также познакомятся с основными проблемами и тенденциями медиаэтики в России и в мире. Дисциплина направлена на формирование конкретных практических навыков у студентов: выбор оптимальной организационно-правовой формы и налогового режима для медиастартапа; выработку стратегии защиты авторского контента, бренда, имени и домена; отработки механизма «очистки прав»; аудит юридической документации и внесение правок в типичные для медиаиндустрии договоры на базовом уровне. Дисциплина поможет приобрести конкретные менеджерские навыки для организации работы с контентом и минимизации сопутствующих рисков правового характера. Среди ключевых – риски блокировок и удаления контента в соответствии с законодательством РФ и правилами медиаплатформ, незаконное использование чужого контента в рамках собственных медиастартапов, недобросовестные договорные практики. Преимуществом дисциплины является ее системность и доступность для студентов, не имеющих специальной юридической базы. Курс состоит из четырех блоков: Блок 1. «Информационно-правовые аспекты медиа». Блок 2. «Авторско-правовые аспекты медиа». Блок 3. «Особенности юридического сопровождения медиастартапа: с чего начинать?». Блок 4. «Медиаэтика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам представление о необходимых менеджерских решениях, лежащих в правовой плоскости, а также обучить навыкам юридического сопровождения креативных стартапов или стартап-проектов на разных этапах работы с ними: от выбора налогового режима до дистрибуции контента в Интернете.
  • Дать студентам представление об основах российского законодательства в некоторых областях интеллектуального права (авторское, смежное право; товарные знаки) и выработать практические навыки, связанные с «очисткой прав» и договорной работой в целом в сфере покупки/продажи контента, создания/защиты/управления продукта для креативных стартапов или стартап-проектов.
  • Дать студентам общее представление об информационно-правовых и этических аспектах медиа, способных влиять на содержание контента и принимаемые относительно него управленческие решения в креативных индустриях (на разных этапах сопровождения креативных стартапов или стартап-проектов).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует отечественный и зарубежный опыт этического саморегулирования
  • Анализирует проблемы медиаэтоса
  • Называет основные имена, определения, концепции, подходы современной медиаэтики
  • Называет основные определения, концепции, подходы современной медиаэтики
  • Ориентируется в основных понятиях, сферах и «болевых точках» современной медиаэтики
  • Решает кейсы, связанные с современной медиаэтикой
  • Называет основные тенденции в регулировании Интернета и креативных индустрий в России и в мире
  • Решает кейсы, связанные с защитой информационных прав субъектов, с минимизацией правовых рисков в контексте информационного права РФ
  • Вносит правки в авторско-правовые договоры в соответствии с заданными условиями кейса или в результате их аудита
  • Называет «зоны риска» и последствия с точки зрения ограничений на распространение определенного контента в сети Интернет, предусмотренных информационным законодательством РФ
  • Раскрывает концепцию «свободы слова» и «свободы информации», а также допустимые ограничения данных свобод в контексте международного и российского медиаправа
  • Называет возможные виды и средства защиты исключительных прав на контент, средства индивидуализации креативных стартапов или стартап-проектов
  • Определяет вид авторско-правового договора, называет его существенные условия по ГК РФ
  • Решает кейсы, связанные с «очисткой прав», с выбором объема необходимых исключительных прав в договорной работе, а также связанные со свободным использованием произведений (определяет возможность внедрения чужого контента в практики креативных стартапов или стартап-проектов)
  • Выбирает организационно-правовую форму (ИП, ООО, самозанятость), оптимальный налоговый режим для креативного стартапа или стартап-проекта, исходя из условий кейса и норм налогового законодательства РФ
  • Предлагает менеджерские решения для типичных правовых проблем в креативных индустриях, связанных с созданием и дистрибуцией контента в Интернете, в целях минимизации возможных рисков правового характера
  • Разрабатывает необходимую договорную схему для креативного стартапа или стартап-проекта, учитывая особенности взаимодействия с контрагентами по кейсу
  • Разрабатывает стратегию юридического сопровождения и управления собственного креативного стартапа или стартап-проекта на базовом уровне
  • Различает понятия «мораль» и «нравственность», «деонтология», «этика» и «профессиональная этика»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Тема 1. Введение в курс: основные понятия и источники медиаправа
  • Блок 1. Тема 2. Защита чести, достоинства, деловой репутации
  • Блок 1. Тема 3. Защита частной жизни
  • Блок 1. Тема 4. Защита детей от вредной информации в медиа
  • Блок 1. Тема 5. Правовое регулирование рекламы
  • Блок 2. Тема 1. Интеллектуальная собственность: виды, основные понятия
  • Блок 2. Тема 2. Договоры о передаче исключительных прав на контент: виды, существенные условия, ответственность за нарушение. «Очистка прав» в медиа
  • Блок 3. Тема 1. Организационно-правовая форма медиастартапа, налоговые режимы, договорные схемы
  • Блок 3. Тема 2. Дистрибуция контента в соцсетях: пользовательские соглашения и политика конфиденциальности
  • Блок 4. Тема 1. Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
  • Блок 4. Тема 2. Этика медиа: что происходит с журналистикой?
  • Блок 4. Тема 3. Этика не-журналистских цифровых медиа
  • Блок 4. Тема 4. Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
  • Блок 4. Тема 5. Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
  • Блок 4. Тема 6. Кодексы медиаэтики: история и современность
  • Блок 4. Тема 7. Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточное тестовое задание
  • неблокирующий Аудит договора
  • неблокирующий Тест по итогам лекций
    Ход усвоения студентами лекционного материала контролируется с помощью теста, включающего закрытые вопросы и задачи (количество вопросов зависит от пройденного материала, но не более 25). Решение тестов происходит онлайн (GoogleForms) до даты, обозначенной в презентации курса в Smart LMS.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Содержит вопросы разного типа: открытые, закрытые, выбор соответствия, указание пропущенного слова/словосочетаний, решение кейса. Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателей в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине. Демо-версия экзаменационного теста доступна студентам в SmartLMS.
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Учитывается количество верных и полных ответов студентов. После каждого семинарского занятия указанные ответы конвертируются в оценки на усмотрение преподавателя, в зависимости от объема выполненных заданий за занятие/занятия. Значение баллов, правила округления, "автоматы" обозначены и конкретизированы в презентации курса в Smart LMS и становятся доступными студентам в начале курса.
  • неблокирующий Домашние задания
    -
  • неблокирующий Письменный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Письменный экзамен + 0.15 * Аудит договора + 0.25 * Промежуточное тестовое задание + 0.1 * Тест по итогам лекций
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.2 * Домашние задания + 0.1 * Посещаемость + 0.4 * Письменный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 3 : Договоры о выполнении работ и оказании услуг — 2011. — 1055 с. — ISBN 978-5-8354-0751-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61858 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право: общие положения : учебное пособие / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 4-е изд. — Москва : СТАТУТ, 2020. — 847 с. — ISBN 978-5-8354-1666-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175443 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право. Книга пятая : в 2 томах / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 1 : Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований — 2011. — 736 с. — ISBN 978-5-8354-0753-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дзялошинский И.М. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 412с. - ISBN: 978-5-9916-9204-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-413993
  • Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учеб. пособие / под общ. ред. Н. М. Коршунова, Ю. С. Харитоновой. — 2-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/906576
  • Право интеллектуальной собственности : учебник / под редакцией Л. А. Новоселовой. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 3 : Средства индивидуализации — 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-8354-1420-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113594 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Рубцова, Н. В., Договорное правовое регулирование предпринимательской деятельности : монография / Н. В. Рубцова. — Москва : Русайнс, 2020. — 166 с. — ISBN 978-5-4365-1981-4. — URL: https://book.ru/book/934869 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carrie James. (2014). Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap. The MIT Press.
  • Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
  • Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
  • Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.
  • Анисимов, А. П.  Договорное право : практическое пособие для вузов / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472259 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гульбин, Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданскоправовой аспект : монография / Ю. Т. Гульбин. — Москва : СТАТУТ, 2007. — 284 с. — ISBN 978­5­8354­0409­4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61852 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: Монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская, Е.С. Гринь и др. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-677-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526433
  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06048-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450367 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ульбашев, А. Х.  Правовые основы журналистики. Общий курс медиарегулирования : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10581-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475617 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Шершеневич, Г. Ф.  Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472833 (дата обращения: 28.08.2023).