• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Медиаграмотность

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Колчина Анна Сергеевна, Магера Татьяна Сергеевна, Шомова Светлана Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Медиаобразование и медиаграмотность – важнейшая часть жизни современного общества, в котором медиа понимается как «общественное благо» и институт для развития граждан. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло медиаобразование в число приоритетных направлений развития медиаотрасли. Предлагаемая дисциплина представляет собой экспериментальный курс, позволяющий познакомить студентов не только с основами медиаграмотности в целом как важнейшего феномена современной информационной культуры, но и с его современными направлениями, активно разрабатываемыми на факультете, – новостной грамотностью и трансмедиаграмотностью. Курс нацелен на преподавание важнейших постулатов ответственного отношения к информации, предлагаемой современными СМИ, на воспитание грамотного потребителя продукции медиа в целом и журналистской новости, в частности, на знакомство с азами грамотного потребительского взаимодействия с видеограми, мемами, комиксами и другими элементами современных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение базовыми навыками качественной интерпретации медиасообщений.
  • Изучение методов деконструкции новостных материалов современных СМИ.
  • Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности; факторов, влияющих на ее становление; «зон риска» современных медиа.
  • Знакомство со специфическими характеристиками новостных материалов, отличающими их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
  • Овладение методиками оценки источников новостей.
  • Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ.
  • Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
  • Овладение навыками трансмедийной грамотности – грамотного пользовательского отношения к комиксам, мемам компьютерным играм и т.д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует новостные материалы различных СМИ.
  • Владеет знанием необходимого тезауруса.
  • Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
  • Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
  • Знаком с дискуссионными точками современной медиатеории.
  • Называет имена, даты, концепции медиаграмотности.
  • Называет основные определения, концепции, подходы медиаграмотности.
  • Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
  • Понимает специфические особенности трансмедийного контента (комиксы, мемы, компьютерные игры, аудиовизуальные материалы и т.д.) и владеет навыками грамотного медиапотребления такого контента
  • Различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов СМИ (рекламных, пропагандистских и т.д.).
  • Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаграмотность: сущность, основные понятия, проблемы формирования
  • Новости в социуме: историческая ретроспектива
  • Новость в современном коммуникационном пространстве
  • Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления
  • Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)
  • Журналистика новостей и журналистика мнений
  • Источники информации, их верификация и методики оценки
  • Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИ
  • Власть изображения: манипуляционные возможности визуального контента
  • Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных СМИ. Методы деконструкции сообщений печатных СМИ, радисообщений, телевизионных новостных материалов.
  • Специфика деконструкции сообщений новых медиа
  • Основы трансмедийной грамотности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Творческое зачетное задание
  • неблокирующий Семинары
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * Творческое зачетное задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Семинары + 0.2 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Б.Козловский - Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям - Альпина Паблишер - 2018 - ISBN: 9785961415223 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/17902
  • Вирен, Г. Современные медиа: Приемы информационных войн : учебное пособие / Г. Вирен. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 128 с. — ISBN 978-5-7567-0824-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97232 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • И.Яблоков - Русская культура заговора: Конспирологические теории на постсоветском пространстве - Альпина нон-фикшн - 2020 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/20287
  • Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06810-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnaya-zhurnalistika-televidenie-v-poiskah-televideniya-434634
  • Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 91 с. — ISBN 978-5-507-38120-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47049 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика : учебное пособие / А. А. Тертычный. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 352 с. — ISBN 978–5–7567–0555–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68845 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.