• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Основные проблемы античной историографии"

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины научно-исследовательский семинар «Древняя Греция в архаический и классический периоды: проблемы социально-экономического и полити-ческого развития» является овладение студентами основными понятиями и методами исследования истории Древней Греции архаического и классического периодов, умениями рассматривать основные факты и явления древнегреческой истории, опираясь на источники и историографию, способностями выявлять типологические модели развития, выделяя уникальное в историческом процессе, а также формировать свои собственные представления о современных методологических подходах к изучению древней истории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать основные этапы течения всемирно-исторического процесса; научно признанные теории и подходы к изучению истории Древней Греции архаического и классического периодов
  • знать различные подходы в отечественной и зарубежной историографии к изучению проблем социально-экономического и политического развития Древней Греции архаического и классического периодов
  • уметь работать с документами античной эпохи на русском и иностранных языках,верифицировать данные исторических источников
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление об основных характеристиках, ключевых персоналиях и событиях истории Древней Греции в архаический период.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 курс. Тема 1. Древняя Греция в архаический период.
    Источники по социально-экономической истории архаического периода. Историография по проблеме социально-экономического развития Греции в архаический период. Труды Т.В. Блаватской, В.Н. Андреева, Ю.В. Андреева, В.П. Яйленко, Ю.Г. Виноградова, У. Форреста, Ч. Старра, В. Эренберга. "Греческое чу-до", появление нового типа письменности.,социальные перемены. Сельское хозяйство. Земельные отношения. Проблема социальной дифференциации, развитие ремесла и торговли, развитие денежных отношений, международного и внутригородского обмена, демографические изменения. Становление полисов.
  • 2 курс. Тема 2. Проблемы социально-экономического развития Греции в архаический период.
    Социально-экономические преобразования в полисах. Социально-экономическая политика греческой демократии, олигархии и тирании. Особенности социально-экономического развития афинского полиса в ар-хаический период. Сельское хозяйство, ремесло, торговля. Проблема формиро-вания особого типа афинской полисной экономики. Социальная структура афинского полиса. Появление свободных граждан, метеков и рабов. Дискуссия о рабстве в отечественной и зарубежной историографии. Социально-экономическое развитие Спарты в архаический период. Дискус-сия в историографии по проблемам социального развития спартанского полиса. Особенности спартанской экономики. Формирование института илотии. Лаконское наследие в экономике Спарты. Великая греческая колонизация. Цели, направления, этапы, итоги колони-зации. Полисы-метрополии. Проблемы социально-экономического развития колоний. Духовная жизнь и её влияние на социально-экономическое развитие по-лисов. Организация и финансирование древнегреческих праздников и церемоний. Особенности социально-экономического развития Афин и Спарты в архаический период. Проблемы изучения социально-экономического изучения других греческих полисов.
  • 2 курс. Тема 3. Социально-экономическое развитие Древней Греции в классический период. Афины и Аттика.
    Археологические, эпиграфические источники и труды античных авторов по проблеме социально-экономического развития полиса. Особенности социально-экономического развития греческих полисов в классический период. Социально-экономическое развитие Афин. Развитие ремесла и торговли. Формирование товарно-денежных отношений. Дискуссия по проблеме городской экономики Афин. Взгляды Г.А. Кошеленко, Э.Д. Фролова, В.И. Кузищиа, Р. Старра и М. Финли по дан-ной пробеме. Особенности социального развития Афин. Афинское общество в классический период. Граждане, метеки, рабы. Проблема классического рабства в Афинах в трудах В.В. Латышева, В.П. Бузескула, М. Финли, Р. Старра. Особенности налоговой политики афинского полиса. Сельское хозяйство Афин в классический период. Аграрные отношения в Аттике V- IV вв. до н. э. Виды собственности на землю. Система распоряжения землёй. Частное и государственное землевладение. Проблема распоряжения священными землями Афин и Аттики. Аренда и продажа земельных угодий. Дискуссия в историографии по проблеме использования рабского труда в сельском хозяйстве.
  • 2 курс. Тема 4. Социально-экономическое развитие Греции в классический период. Другие полисы.
    Особенности источников по проблеме социально-экономического развития Спарты в классический период. Особенности социально-экономического развития Спарты в классический период в трудах К.Крайса, Р. Виллетса, С.Я. Лурье, Н.И. Голубцова, Л.Г. Печатновой. Социально-экономические изменения в Спарте. Закон Эпитадея о продаже земли в Спарте. Проблема социальной дифференциации в спартанском полисе. Спартанская гражданская община. Спартанские парфении, неодомоды, ги-помейоны и мофаки. Дискуссия в историографии о статусе периэков. Проблема спартанской илотии в классический период. Отношение государства к илотам. Особенности спартанской экономики в классический период. Кризис правящего сословия. Коррупция в Спарте. Социально-экономическое развитие колоний Великой Греции. Особенности развития сельского хозяйства, ремесла, товарно-денежных отношений. Связь с метрополиями. Социальная структура общества. Дискуссия в науке о взаимосвязи социально-экономического развития греческих полисов и их колоний. Значение сельского хозяйства колоний Южной Италии и Сицилии для греческих полисов. Развитие социально-экономических отношений на берегах Понта Эвксинского. Значение торговли этого региона. Социально-экономическое развитие Боспорского царства по данным археологического и эпиграфического материалов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на семинарах
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинаре
  • неблокирующий Оценка за курсовую работу (для историков) / Оценка за историографический обзор (филологи)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Аудиторная работа на семинаре + 0.3 * Оценка за курсовую работу (для историков) / Оценка за историографический обзор (филологи)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сергеев В. С. - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 391с. - ISBN: 978-5-534-07906-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-drevney-grecii-438227

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Медовичев, А. (2003). 2003.02.001. Печатнова Л.Г. История Спарты: Период Архаики И Классики. Спб.: Гуманит. Акад., 2002. 510 С. (Отеч. Исслед. По Антич. И Средневековой Истории) (Studia Classica). Библиогр.: С.499506. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15157077