• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

«Научно-исследовательский семинар» направлен на обучение работе со словесным (текстуальным) материалом, составляющим фундамент интеллектуальной и деловой активности в современном обществе. Литература рассматривается здесь как средоточие культурных, этических, социальных и политических сфер, дающее ключ к пониманию важнейших общественных процессов прошлого и настоящего, в России и в мире. Благодаря такому подходу компетентность бакалавра будет выходить далеко за рамки филологической специальности в строгом смысле и будет широко востребована на рынке интеллектуально-аналитических профессий; одна из целей дисциплины – овладение разнообразным мультидисциплинарным инструментарием, способствующее профессиональному росту и конкурентоспособности как в академических, так и во внеакадемических профессиональных сферах. "Научно-исследовательский семинар "Компаративистика"" предназначен для студентов второго и третьего курса, обучающихся по направлению "Филология" и для преподавателей, ведущих этот курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются обучение работе со словесным (текстуальным) материалом, составляющим фундамент интеллектуальной и деловой активности в современном обществе. Литература рассматривается здесь как средоточие культурных, этических, социальных и политических сфер, дающее ключ к пониманию важнейших общественных процессов прошлого и настоящего, в России и в мире. Благодаря такому подходу компетентность бакалавра будет выходить далеко за рамки филологической специальности в строгом смысле и будет широко востребована на рынке интеллектуально-аналитических профессий; одна из целей дисциплины – овладение разнообразным мультидисциплинарным инструментарием, способствующее профессиональному росту и конкурентоспособности как в академических, так и во внеакадемических профессиональных сферах.
  • Цели освоения курса «Компаративистика и метакомпаративистика» связаны со следующим кругом задач: ‒ знать основной круг проблем в изучении литературы в разные исторические периоды; ‒ понять, как относится теоретическое знание к тексту, как варьируется в разных научных методах круг изучаемых литературоведением проблем и как зависит от избираемого в исследовании ракурса конструируемая в теории модель; ‒ понять, какие требования предъявляются к теории, в том числе требования простоты, адекватности и эксплицитности, и уметь критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях; ‒ уметь установить в исторической перспективе преемственность и разрывы теоретического знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет выделять и сравнивать онтологические, гносеологические и аксиологические основания основных парадигм в литературоведении
  • Студент способен анализировать тексты при помощи основных методов литературоведения, вписывать изучаемое произведение в широкий литературный и культурный контекст, обладает фоновыми знаниями об изучаемой эпохе.
  • Студент способен составлять на основе различных стандартов библиографические списки и обзоры, используя библиографический аппарат на традиционных и новейших носителях информации
  • Студент способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
  • Студент способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теорию написания научных работ
    Структура научной работы. Элементы введения как части научной работы. Научная гипотеза и формулирование научной проблемы. Описание контекста исследования. Заявление собственной позиции. «Научная новизна» исследования. Критерии оценки распознавания и выбора достоверных источников информации. Понятие исследовательского вопроса, предмета и объекта, цели и задач исследования.
  • Раздел 1. Английская и американская литература. Шекспир
    -«Буря». Особенности жанра трагикомедии. Основные мотивы. Характеристики главных героев. Типы конфликтов. Мир сказки в трагикомедии. Лингвистические находки Шекспира. «Буря» в живописи, музыке, кино. - «Макбет». Черты трагедии в произведении. Исторические образы. Библейские образы. Значение инфернальных образов. Особенности изображения Макбета. «Макбет» в искусстве. -«Сон в летнюю ночь». Черты комедии в произведении. Иерархия героев. Система образов.
  • Джейн Остин. «Чувство и чувствительность»
    Черты автобиографичности в романе. Особенности творчества Остин. Система образов романа. Черты романтизма в романе. Женские образы, особенности изображения. Концепт «английскость». Черты нравоописательного романа. Основные темы
  • Эдгар Аллан По. «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо». (+ А.К. Дойл «Этюд в багровых тонах»)
    Э. По как один из основоположников жанра детектива. Черты детективного романа. Система образов. Особенности изображения образа детектива (на примере Огюста Дюпена и Шерлока Холмса).
  • Теодор Драйзер. «Сестра Керри».
    Черты реализма в романе. Воплощение философских (Ницше, Спенсер, Эмерсон) и литературных (Н. Готорн, Г. Мелвилл, О. де Бальзак, М. Твен и др.) традиций в романе. Особенность изображения женского образа Керри. Трансформация «американской мечты» в романе.
  • Томас Гарди «Вдали от обезумевшей толпы».
    Черты реализма в романе. Воплощение в романе канонов викторианской литературы. Особенность изображения женского образа Батшебы Эвердин. Новаторство Гарди. Природа в романе. Система персонажей. Место романа в творчестве Гарди.
  • Импрессионизм в литературе. Рассказы Кэтрин Мэнсфилд.
    Импрессионизм как направление в искусстве конца 19 – начала 20 веков. Импрессионизм как литературный стиль. Основные авторы, в произведениях которых прослеживаются импрессионистские приемы. Жизнь и творчество Кэтрин Мэнсфилд. Кэтрин Мэнсфилд и А.П. Чехов. Рассказ «Bliss». Техника импрессионизма и библейские аллюзии в рассказе. Литература раннего модернизма.
  • Дэвид Герберт Лоуренс. «Англия, моя Англия», «Человек, который умер».
    Жизнь и творчество Д.Г. Лоуренса. Эволюция стиля. Новаторство и традиция в рассказах Лоуренса. Основные темы и мотивы рассказа «Англия, моя Англия». Библейские и мифологические мотивы в рассказе «Человек, который умер». «Золотая ветвь» Фрезера и творчество писателей-модернистов. Поэзия Д.Г. Лоуренса.
  • Творчество Сильвии Плат. Роман «Под стеклянным колпаком».
    Поэзия и проза Сильвии Плат. Сильвия Плат и литературная традиция. С.Плат и английская литература. Исповедальность творчества С. Плат. «Под стеклянным колпаком» как автобиографический роман. Основные темы и мотивы романа. «Под стеклянным колпаком» и широкий культурный контекст.
  • Джулиан Барнс. «История мира в 10 1/2 главах».
    Особенности историзма в романе. Техника сквозных мотивов (лейтмотив). Интерпретация библейского сюжета в первой главе романа. Стилистические особенности. Юмор в романе. Роман и другие виды искусства (интермедиальная поэтика). Интертекстуальность в творчестве Дж. Барнса.
  • Основные тенденции творчества Хилари Мантел. Роман «Изменение климата».
    Место романа в творчестве Хилари Мантел. Основные образы и мотивы. Особенности сюжета и фабульная структура романа. Стилистические особенности. Система образов в романе «изменение климата». Политика и литература.
  • Марк Хэддон. «Загадочное ночное убийство собаки».
    Образ рассказчика в романе. Кристофер во взаимоотношении с другими персонажами. Герои с особенностями развития в русской и английской литературе. Отражение повседневности в романе. Роман «Загадочное ночное убийство собаки» в театральных постановках. Образ матери в романе «Загадочное ночное убийство собаки». Письма матери.
  • Эмма Хили и ее дебютный роман «Найти Элизабет» (2014).
    Литература и проблемы старения. Стилистические особенности романа. Прошлое и настоящее в романе. 40-е в Англии: историко-культурный контекст. Ключи и подсказки. Жанровые особенности романа: роман как детектив. Язык и философия романа. Мод и проблема «ненадежного рассказчика». Литературные аллюзии в романе.
  • Поэзия Великобритании и США первой половины ХХ века.
    Томас Стернз Элиот (1888- 1965), Тед Хьюз (1930-1998), Уистен Хью Оден (1907 - 1973), Уильям Батлер Йейтс (1865 - 1939). Модернистские и авангардные тенденции в поэзии и реакция У. Йейтса.
  • Поэтика модернизма в романе В.Вульф «Миссис Дэллоуэй»
    Модернизм как эстетическая система. Вирджиния Вульф - ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века и новатор английского языка. Группа Блумсбери и ее влияние на развитие литературного процесса Англии. Роман «Миссис Дэллоуэй» - роман техники потока сознания. Клариссы Дэллоуэй и Септимус Смит как герои-двойники.
  • Техника потока сознания в романе У.Фолкнера «Шум и ярость»
    Художественный прием потока сознания в европейской литературе XX века (Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф). Основная сюжетная линия романа «Шум и ярость». Точки зрения персонажей в четырех частях романа. Изменение времени повествования. Нелинейный поток сознания «Бенджи» Компсона. Фигура автора-наблюдателя в романе.
  • Роман О.Хаксли «О, дивный новый мир» как пример жанра антиутопии
    Антиутопия: происхождение жанрового канона. История написания романа «О дивный новый мир». Сюжет, система персонажей, образность, имена и аллюзии в романе. «О дивный новый мир» как универсальная антиутопия.
  • У.Голдинг «Повелитель мух»: вопросы образности
    «Повелитель мух» как аллегорический роман. Сюжет романа, отсылки к книге «Коралловый остров» Р.М.Баллантайна. Возможные трактовки содержания романа. Значение романа Голдинга в культуре XX века.
  • Концепция «пластического театра» Теннесси Уильямса
    Театральные системы XX века (психологический, символический, эпический театр, система Станиславского). Теннесси Уильямс и Антонен Арто. Традиции «южной литературы» в творчестве Т. Уильямса. Основные темы и мотивы его пьес. «Пластический театр» как продолжение поэтического театра рубежа веков.
  • Романы Джона Гарднера: аспекты жанра и авторского метода
    Вопрос формирования романного мышления в литературе второй пол.XX века. Джон Ч.Гарднер как филолог-медиевист. Основные темы и мотивы его художественного творчества. Отражение научного интереса к эпосу «Беовульф» в романе «Грендель». «Жизнь и время Чосера» как пример романизированной биографии. Индивидуальный авторский метод Дж.Гарднера.
  • Раздел 2. Компаративистика Система «литература» и методы ее изучения.
    Понятие «система литература»: автор – произведение – читатель – традиция – реальность. Обзор основных методов изучения литературы.
  • История сравнительно-исторического метода в литературоведении. Сравнительно-историческое литературоведение и компаративистика.
    Предпосылки сравнительно-исторического изучения литератур в Античности и Средневековье. Гуманитарное знание в эпоху Возрождения. Становление понятий «культура» и «цивилизация» в XVII-XVIII вв. Эстетика Просвещения – источник компаративного понимания системы «литература». Концепция «мировой литературы» И.-В. Гете. Формирование основных понятий сравнительно-исторического метода в период романтизма: творчество Шлегелей, труды де Сталь. Историческая поэтика А.Н. Веселовского.
  • Основные школы компаративных исследований.
    Сравнительно-исторический метод изучения мировой литературы В.М. Жирмунского. Ленинградская школа сравнительного литературоведения: М.П.Алексеев, А.А. Смирнов, Б.Г. Реизов. Метод компаративистики в научных трудах М.М. Бахтина. Понятия «диалог», «диалог культур», «автор», «авторское слово», «свободное слово», стратификации культуры и слова. Сравнительно-сопоставительное исследование литератур в Европе и в США: французская школа, американская школа, немецкая рецептивная эстетика (Ф. Брюнетьер, П. ван Тигем, Ж. Женетт, Х.Р. Яусс, В. Изер, С. Гринблатт).
  • Компаративистика: предмет и метод.
    Компаративистика в системе в системе современного гуманитарного знания, ее связь с философией, сравнительным языкознанием и историей идей. Изучение сюжетности в компаративистике.
  • Основные понятия и инструментарий компаративистики. Сравнение и сопоставление. Типы литературных связей.
    Понятия «межлитературного процесса» и «транснациональной истории литератур». Периодизации литературного процесса. Диахронные и синхронные литературные системы. Понятие «литературной эпохи». Понятие «художественного сознания». Типы художественного сознания: архаическое/мифопоэтическое; традиционалистское/нормативное, индивидуально-авторское. Формы литературного процесса. Понятие «литературные контакты», их типы. Текст, произведение, дискурс, контекст, интертекст в компаративистских исследованиях. «Текст» и «произведение». Дискурс и текст. Интертекст как инструмент расширения научного поля компаративных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Рецензия на презентации коллег
    Рецензия сдается в письменно в виде до начала сессии
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.4 * Презентация + 0.2 * Рецензия на презентации коллег
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299
  • Александрович Н.В. - Stylistic analysis of a literary text : Theory and practice. Стилистический анализ художественного текста : Теория и практика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 109с. - ISBN: 978-5-9765-1974-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125309
  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-02564-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-veka-433030
  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 253с. - ISBN: 978-5-534-02754-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-konca-xix-nachala-xx-veka-433654
  • Гиленсон Б.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 677с. - ISBN: 978-5-9916-6883-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-ot-antichnosti-do-serediny-xix-veka-v-2-t-389867
  • Драйзер, Т. Сестра Кэрри : книга для чтения на английском языке : худож. литература / Т. Драйзер. - Санкт-Петербург : Антология, КАРО, 2016. - 384 с. - (Classical Literature). - ISBN 978-5-9925-0150-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046807
  • История зарубежной литературы эпохи Возрождения, учебник и практикум для академического бакалавриата, 3-е изд., испр. и доп., 699 с., Шайтанов, И. О., 2019
  • Крупчанов Л.М. - Теория литературы: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 360с. - ISBN: 978-5-9765-1315-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100036
  • Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой: Научное / Венедиктова Т.Д. - М.:НЛО, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-4448-0688-3
  • Остин, Дж. Разум и чувства : книга для чтения на английском языке : худож. литература / Дж. Остин. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009. - 576 с. - ISBN 978-5-9925-0288-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046774
  • Плешкова О.И. - Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-9765-2214-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106819
  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Толмачев В. М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 811с. - ISBN: 978-5-9916-3136-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-444151
  • Трыков, В. П. Зарубежная литература конца XIX — начала XX века [Электронный ресурс] : практикум / отв. ред. В.А. Луков.— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 190 с. – ISBN 978-5-89349-282-8. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048092
  • Шекспир У. - THE COMEDIES. КОМЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 308с. - ISBN: 978-5-534-05879-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-comedies-komedii-441792
  • Шекспир У. - THE TRAGEDIES. ТРАГЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-05882-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-tragedies-tragedii-441793

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вульф, В. Орландо : книга для чтения на английском языке : худож. литература / В. Вульф. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 320 с. — (Modern prose). - ISBN 978-5-9925-1099-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046723
  • Зарубежная литература конца XIX - начала XX века, учебник для бакалавров, под ред. В. М. Толмачёва, 4-е изд., перераб. и доп., 811 с., Толмачёв, В. М., Зиновьева, А. Ю., Иванов, Д. А., Косиков, Г. К., Мацевич, А. А., Панова, О. Ю., Сергеев, А. В., Чекалов, К. А., Черепанов, Д. Д., 2017
  • Лоуренс, Д.Г. Любовник леди Чаттерлей : книга для чтения на английском языке : худож. летература / Д. Г. Лоуренс. - Санкт-Петербург : Антология, КАРО, 2010. - 448 с. - ISBN 978-5-9925-0565-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046536
  • Ощепков А.Р. - Зарубежная литература ХХ века: практикум - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 142с. - ISBN: 978-5-9765-2321-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70389
  • Теория литературы, учебник, 6-е изд., испр., 432 с., Хализев, В. Е., 2013