• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История русской литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 78

Программа дисциплины

Аннотация

Основная идея курса состоит в том, чтобы сформировать и систематизировать представления студентов об истории русской литературы ХХ века (тенденциях, жанровых системах, авторах, их биографиях, произведениях, особенностях поэтики). В результате усвоения курса студент расширяет и углубляет знания, полученные в ходе изучения курсов «Ключевые тексты русской литературы» и «История русской литературы» XVIII-XIX веков (2 и 3 курсы). Курс взаимодействует с курсом «История зарубежной литературы», синхронизированным с ним по изучаемой эпохе, что позволяет студентам создать прочное представление о русской литературе как части всемирной. Вместе с тем курс истории русской литературы XX века завершает историческое изучение русской литературы и дает основу для восприятия современного литературного процесса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения курса «История русской литературы» является получение базовых для студента-филолога знаний по истории русской литературы на протяжении наиболее исторически противоречивого, сложного и значимого ее периода - XX века. Логически и хронологически курс подразделяется на три части, соответствующие трем модулям обучения, на протяжении каждого из которых подробно изучается логически целостный временной отрезок. В первом модуле это «серебряный век» русской литературы. Во втором по преимуществу рассматривается период с 1914 (начало первой мировой войны) до середины 1930ых годов. Третий модуль хронологически продолжает второй, но по преимуществу связан с послесталинским периодом советской литературы, а также неподцензурной литературой второй половины ХХ века. В ходе освоения курса студенты знакомятся как с литературным процессом в целом, его динамикой и взаимодействием с мировой литературой, так и с ключевыми текстами русской литературы классического периода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю русской литературы указанного периода, биографии авторов, перечисленные далее тексты, исторический контекст
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская литература начала ХХ века
    Литературный путь А. П. Чехова; основные этапы. Тематический диапазон и «предметный мир» ранней прозы. Влияние Л.Н. Толстого и спор с ним. «Остров Сахалин». Ироничная оценка идеологических доктрин, сословных и направленческих ценностей («Дом с мезонином», «Моя жизнь»). Поиски идеала и сомнения («Студент»). Принципиальная неопределенность авторской позиции, скептическая оценка персонажей. Поэтика финалов. Символика и подтекст. Итоговые рассказы. Поэтика прозы Чехова. Драматургия А.П. Чехова. Жанровая неопределенность «Чайки». Чехов и Художественный театр. Будущее и его недостижимость в «Трех сестрах»; общность и различие сестер Прозоровых. «Вишневый сад» как итог и предвестие; возможность социально-исторического и символического прочтений. Поэтика драматургии Чехова. Творчество Л.Н. Андреева. Натурализм и символизм. Символистские драмы. Андреев и революционные события 1900-х гг. Тема провокации в рассказе «Иуда Искариот». «Рассказ о семи повешенных» и проблема смертной казни. А.И. Куприн. Внимание к экзотическим «мирам» («народному», «одесскому», «военному»). Соединение натурализма и поэтичности. Литературный путь М. Горького до революции; основные этапы. Ницшеанство и натурализм в ранней прозе. Поэтизация босяков и отвержение «обывателей». Антиномия «ложь»/ «правда». «Мещане». «На дне». Поиски новой религии; социализм. «Мать»; евангельская символика; проблема вынужденного насилия. Многообразие русской жизни в цикле «По Руси» и автобиографической трилогии. Ориентация на трилогию Толстого. «Детство» и традиция изображения детства. Становление модернизма. Сборники «Русские символисты». Первые поэтические книги В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта. Начало литературной деятельности Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В. В. Розанова, Федора Сологуба. Значение философии и поэзии В.С. Соловьева для новой словесности. Рост известности «декадентов» в 1890-е – начале 1900-х гг. Старшие символисты в 1900-1910-е гг. Поэзия Брюсова: эстетическая и мировоззренческая отзывчивость; освоение западноевропейского литературного опыта; эстетизм; риторическое и версификаторское мастерство. Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В.И. Иванов. Роль поэзии, философии и личности В.С. Соловьева в творчестве Блока и Белого. Литературный путь Андрея Белого. Первые «Симфонии». Сборник «Золото в лазури». Белый и Блок. Андрей Белый и революция 1905 г. Сборники «Пепел» и «Урна». Белый и революция 1917 года; поэма «Христос Воскрес». Творчество Белого 1920-х – начала 1930-х гг.. Символистский роман: трилогия Мережковского «Христос и Антихрист»; «Огненный ангел» Брюсова, «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого; «Мелкий бес» Ф. Сологуба. Литературный путь Блока. Трилогия «вочеловечивания». Лирический герой, его литературные и фольклорные проекции. «Стихи о Прекрасной Даме». Композиция и поэтика второго тома: урбанизм, демонизм и ирония. Драмы «Балаганчик» и «Незнакомка», их связь с лирикой второго тома. Блок и революция 1905 г. Состав третьего тома. Россия в поэтической мифологии Блока; история и современность. «Двенадцать» и статьи Блока о революции. Смерть Блока как литературный факт. Блок и поэзия ХХ века. Поэзия И.Ф. Анненского. Состав и композиция книги «Кипарисовый ларец», основные мотивы; Анненский и постсимволистская поэзия «Кризис символизма». Постсимволистские поэтические течения. Акмеизм. Литературный путь Н. С. Гумилева. «Огненный столп»; состав и композиция; семантическая многоплановость и система реминисценций. Смерть Гумилева как литературный факт. Поэзия М.А. Кузмина.
  • Русская литература 1920-1940ых годов
    Ранняя лирика Ахматовой от «Вечера» к «Четкам»: состав и композиция книг. Ахматова и акмеизм. «Белая стая», «Подорожник»; новые «лирические сюжеты», стихи о войне, тема России. Ранняя лирика Мандельштама. «Камень»; состав книги и его изменения; «освоение» далеких культур; цитатная техника и смысловые сдвиги в цитатах. «Tristia», формирование и состав книги. Футуризм: общая характеристика, основные группировки и направления. «Творения» Хлебникова, круг его идей. Хлебников и его современники. Поэзия Игоря Северянина; особенности поэтики; игровая эффектность. Литературный путь В. В. Маяковского. Футуристическая установка на новаторство. Гротескный урбанизм. Требование «нового языка». Мироборчество и богоборчество. Смысловое единство ранней лирики и первых поэм. Маяковский и революция. Поэма «Про это» основной сюжет и отступления. Поэма «Владимир Ильич Ленин»; роль Маяковского в формировании ленинского мифа.Маяковский и поэзия советской эпохи. Литературный путь М. Горького после революции. Отношение Горького к Первой мировой войне, революции, октябрьскому перевороту, красному террору. «Несвоевременные мысли». Горький в эмиграции. «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина». Проза и драматургия 1920-1930-х гг. Проблема существования писателя в новой реальности; поиски форм отношения с властью и места в изменившейся литературе. Тематика, жанр, сюжетосложение, предметный мир, пространственно-временная организация, стиль, литературные традиции прозы Б.А. Пильняка, И.Э. Бабеля, Ю.К. Олеши, И.Г. Эренбурга, А.С. Грина, В.Б. Шкловского, Ю.Н. Тынянова, К.А. Федина («Города и годы», рассказы 1920-х гг.), В.А. Каверина, К.К. Вагинова, Л.И. Добычина, Л.М. Леонова («Вор», рассказы 1920-х гг.), И. Ильфа и Е. Петрова, пьес Н.Р. Эрдмана. Формирование советского литературного канона: А.А. Фадеев («Разгром»), Н.А. Островский («Как закалялась сталь»), А.Н. Толстой («Хождение по мукам», «Петр Первый»), В.П. Катаев («Время, вперед!», «Белеет парус одинокий»), романы К.А. Федина, Л.М. Леонова 1930-х гг. Проза и поэзия эмиграции. Ретроспективная утопия И.С. Шмелева «Лето Господне»; композиция; религиозная символика, традиция повествований о детстве. И.А. Бунин. Значение поэзии для прозы Бунина. «Деревня» и традиция изображения крестьян. Тема любви в дореволюционной прозе Бунина; символика философских новелл («Сны Чанга»); новации в композиции («Легкое дыхание»). Бунин в годы революции и гражданской войны; жанр и поэтика книги «Окаянные дни». Повесть «Митина любовь»; рефлексия над классикой и авторефлексия. Бунин как хранитель классической традиции; «автобиографический» роман «Жизнь Арсеньева». Присуждение Нобелевской премии. «Темные аллеи». Концепция «серебряного века» в рассказе «Чистый понедельник». В.Ф. Ходасевич. Символизм как отправной пункт и предмет рефлексии. Ходасевич и Брюсов. «Путем зерна»; война и революция в стихах Ходасевича; формирование автобиографического мифа. «Тяжелая лира»; тема нового Орфея; проза жизни и вечная музыка; дневниковые и «неоклассические» стихи. «Европейская ночь»; романтические темы в современном прочтении; «простота» против «зауми»; подведение жизненных итогов. Отношение к поэтам-современникам; историко-литературные работы; критика. Мемуарная книга «Некрополь».
  • Русская литература 1950-1980ых годов
    Литературный путь О.Э. Мандельштама в 1920-30ые. Автобиографическая проза («Шум времени», «Феодосия») и опыт «романа» («Египетская марка»). Гражданские стихи 1934 г., их «самоубийственный» характер. Арест, следствие, ссылка; их отражение в поэзии. «Воронежские тетради»: плотность стихового ряда и смысловые лакуны. «Стихи о неизвестном солдате». Гибель Мандельштама. Мандельштам и поэзия ХХ в. Литературный путь Анны Ахматовой в 1920-1960ые. Отношение Ахматовой к революции и эмиграции. Историзм как доминанта поэтического мышления Ахматовой. Поэма «Путем всея земли» («Китежанка»); цикл «В сороковом году». Постановление 1946 года. Поэтика поздней Ахматовой. «Поэма без героя». Концепция «серебряного века» в поэме. М.И. Цветаева. Ранняя лирика. Принцип противостояния: этического, эстетического, политического. Пьесы. Лирические поэмы «пражского» периода («Поэма Горы»; «Поэма Конца») Ностальгические мотивы в лирике начала 1930-х гг. «Стихи к Чехии». Мемуарная и эссеистическая проза Цветаевой. Особенности поэтики Цветаевой. Возвращение в СССР; гибель. Обериуты и их круг. Стихи и проза Д.И. Хармса, А.И. Введенского, Н.М. Олейникова. Литературный путь Н.М. Заболоцкого. «Столбцы», их поэтика. Стихотворения 1930-х гг., натурфилософские мотивы; поиски героя. Арест, следствие, лагерь («История моего заключения). Основные мотивы и стилистические особенности поздней лирики Заболоцкого. Литературный путь М.А. Булгакова. «Записки юного врача». «Белая гвардия», замысел романа и его изменения. Повести середины 1920-х гг.; фантастика и сатира; проблема ученого в «новом мире». Собачье сердце». Булгаков и театр. «Записки покойника» («Театральный роман»). «Мастер и Маргарита»; творческая история и изменения замысла; роман о художнике и роман мастера о Пилате; Бог и дьявол; Москва и Ершалаим; аллюзии на события и тексты конца 1920-х – 1930-х гг.; литературный пласт (классика и современность) три финала; значение романа для культуры конца 1960-х – 1990-х гг. А.П. Платонов. Символистские, народнические, натуралистические истоки творчества. Будущее и настоящее в интерпретации Платонова. Органичный мир и техника. «Чевенгур»; сюжет, композиция, герои; революция в России и мировая революция. «Котлован»; жанр, композиция, персонажи. (общее и индивидуальное); символика строительства. «Мусорный ветер»: гитлеровская Германия - двойник или/и антипод СССР? РСпоры о языке Платонова. Поэзия 1920-30-х гг. Н.С. Тихонов, Э.Г. Багрицкий, К.М. Симонов. «Поколение сорокового года»: М. В. Кульчицкий, П.Д. Коган, Б. А. Слуцкий, С. С. Наровчатов, Д. С. Кауфман (Самойлов), Н. Н. Глазков и др. Литература Великой Отечественной войны. «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова. Литературный путь Б. Л. Пастернака. Трудное самоопределение: музыка, философия, поэзия. «Сестра моя – жизнь»: лирический роман. Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт»; особенности трактовки революционной темы. «Спекторский» и пушкинская традиция «романа в стихах». Роман «Доктор Живаго»; мечта о «большой прозе»; опыт 1934 г.; всемирная история, история русской революции и история героя. Нобелевская премия. Пастернак и поэзия ХХ в. Литературный путь В.В. Набокова. Поэзия и проза в художественном мире Набокова; Набоков и русский модернизм; Набоков и классическая традиция, Набоков и западная литература. Осмысление истории ХХ века в литературе. Потаенная литература сталинской эпохи: повести «Софья Петровна» Л.К. Чуковской; проза Л.Я. Гинзбург. Литературный путь А.И. Солженицына; основные этапы. «Один день Ивана Денисовича», "Матренин двор». Роман «Раковый корпус»: жанр, сюжет, время действия. «Архипелаг ГУЛАГ»; жанр и его источники; композиция; спор с В.Т. Шаламовым; мировое значение «опыта художественного исследования». Ю.В. Трифонов. Тетралогия «московских» повестей. «Дом на набережной»; история и современность (1930-е – 1940-е – 1970-е). Русская поэзия второй половины ХХ века. Поэзия Иосифа Бродского.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий коллоквиум по поэзии "серебряного века"
    При наличии документально подтвержденной уважительной причины сроки коллоквиума могут быть перенесены
  • неблокирующий Коллоквиум по русской поэзии 1920-1930ых годов
    При наличии документально подтвержденной уважительной причины сроки коллоквиума могут быть перенесены
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль в 2019/2020 учебном году состоялся в 3 модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий коллоквиум по поэзии "серебряного века"
    При наличии документально подтвержденной уважительной причины сроки коллоквиума могут быть перенесены
  • неблокирующий Коллоквиум по русской поэзии 1920-1930ых годов
    При наличии документально подтвержденной уважительной причины сроки коллоквиума могут быть перенесены
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль в 2019/2020 учебном году состоялся в 3 модуле
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * коллоквиум по поэзии "серебряного века" + 0.2 * Коллоквиум по русской поэзии 1920-1930ых годов + 0.2 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кормилов С. И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (20-90-Е ГОДЫ): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 190с. - ISBN: 978-5-534-06887-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-hh-veka-20-90-e-gody-osnovnye-tendencii-441258
  • Под ред. Кормилова С.И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА: ПРОЗА 1920-1940-Х ГГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 174с. - ISBN: 978-5-534-07056-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-hh-veka-proza-1920-1940-h-gg-434276

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Егорова Л.П., Фокин А.А., Иванова И.Н. - История русской литературы ХХ века (первая половина). Кн. 1: Общие вопросы - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 450с. - ISBN: 978-5-9765-1834-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47595
  • Егорова Л.П., Фокин А.А., Иванова И.Н. - История русской литературы ХХ века (первая половина). Кн. 2: Personalia - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 935с. - ISBN: 978-5-9765-1835-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/48323