Бакалавриат
2022/2023
Теория и практика межкультурной коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Мороз Оксана Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Межкультурная коммуникация — основа функционирования публичной сферы. Знание об особенностях функционирования публичной сферы, специфике публичной коммуникации, предполагающей различия участников, позволяет более эффективно создавать и распространять медийные сообщения, а также анализировать информационную среду. В рамках курса студенты знакомятся с (социо)лингвистическими гипотезами, направленными на конструирование условий сензитивной межкультурной коммуникации. Дисциплина построена также на изучении публичной сферы как социального пространства, теорий коммуникации, это пространство описывающих, и релевантных практик коммуникации, реализуемых в медиатекстах. Часть курса будет посвящена знакомству с инструментами, позволяющими анализировать любые тексты/жанры культуры, осуществлять функциональную критику существующих текстов культуры и оценку коммуникативной эффективности самостоятельного применения тех или иных инструментов конструирования текста в профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Изучить современные публичную сферу и культурный ландшафт как пространства циркуляции текстов, открытых для анализа, критики и ремедиации
- Познакомиться с фундаментальными теориями, прагматически полезным методологическим аппаратом и конкретными качественными аналитическими стратегиями, полезными для текстоцентричных профессий
- Приобрести навыки использования теорий межкультурной коммуникации при продумывании стратегий сторителлинга, call to action и т.д. в рамках профессиональной деятельности в пределах медиа индустрий
Планируемые результаты обучения
- Интегрирует академические теории в решение задач в рамках собственной нарративной деятельности и/или для создания сторителлинга
- Использует в аналитике и вообще профессиональной деятельности ключевые понятия теории межкультурной коммуникации, понимает их функциональность не только в пределах теоретического, но и практического знания
- Оценивает качество межкультурной коммуникации в той или иной коммуникативной среде, а также предлагает варианты улучшения коммуникационного климата в краткосрочной или среднесрочной перспективе
Содержание учебной дисциплины
- Понимание культуры через язык
- Теории коммуникации
- Публичная сфера и коммуникативное действие
- Медиатексты и специфика медиарепрезентаций
- Трансгрессивные феномены в современной публичной коммуникации
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.3 * Коллоквиум + 0.3 * Мини-эссе + 0.4 * Аудио-эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01744-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450881 (дата обращения: 28.08.2023).
- Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 263 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01861-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434283 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.