• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Вэньянь. Классические китайские тексты

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Лоренц Марина Максимовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Вэньянь. Классические китайские тексты» читается студентам 5 курса специализации «Язык и литература Японии» в 1-4 модулях и является заключительной частью трёхгодичного курса по изучению вэньяня. Основные положения дисциплины «Вэньянь. Классические китайские тексты» могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1 Литература Японии; 2 Бунго 3 Японский язык
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентом основными структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ему ориентироваться в чтении классических текстов на китайском литературном языке
  • приобретение способности читать тексты на камбуне
  • овладение студентом основ¬ны¬ми структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ему ориен¬тироваться в чтении текстов на доклассическом древнекитайском языке (ритуальная эпиграфика эпохи Чжоу и канонические тексты «Шуцзин» и «Шицзин»).
  • овладение студентом основ¬ны¬ми структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ему ориен¬тироваться в чтении текстов на древнекитайском литературном языке
  • овладение студентом основными структурными особенностями раннедревнекитайского языка, позволяющее ему ориентироваться в чтении и переводе эпиграфических текстов на древнекитайском языке
  • комплексное изучение языка основных памятников классической древнекитайской литературы философского, исторического и поэ¬ти¬ческого жанров с V в. до н. э. по III в. н. э.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать лингвистические подходы к определению предикатности;
  • Знать общую характеристику китайского языка эпохи Западная Хань;
  • Знать общую характеристику языка классического периода;
  • Знать основные письменные памятники;
  • Знать основные сведения о раннечжоуском языке;
  • Знать особенности употребления перфективных частиц;
  • Знать особенности употребления стативных частиц;
  • Знать разницу между вэньянем и древнекитайским языком;
  • Знать реконструкции Карлгрена/Бэкстера/Старостина;
  • Ориентироваться в периодизации языка
  • Ориентироваться в структуре и прагматике классических текстов
  • Ориентироваться в структуре и прагматике чжоуской надписи
  • Понимать особенности ранних текстов;
  • Понимать особенности употребления предикатов;
  • Понимать особенности эволюции системы местоимений
  • Уметь использовать фонетические таблицы
  • Уметь определять отличительные особенности синтаксиса языка Сыма Цяня
  • Уметь ориентироваться в особенностях архаического древнекитайского;
  • Уметь проводить различие между фразой и предложением
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в историю древнекитайского языка.
  • Тема 5. Языковые особенности памятников классического периода на примере конфуцианских и даосских памятников.
  • Тема 1. Шицзин: язык, значимость и влияние на прозопоэтические памятники последующих эпох
  • Тема 2. Введение в проблематику чтения текстов на древнекитайском языке.
  • Тема 2. Система личных местоимений и предикатов в раннечжоуском языке.
  • Тема 2. Общая характеристика китайского языка эпохи Западная Хань.
  • Тема 3. Классический язык повествовательной прозы эпохи Чжаньго (V-III вв. до н.э.).
  • Тема 3. Поздний доклассический язык чжоуской эпиграфики и поэзии.
  • Тема 3. Нарративная и историографическая традиция в древнекитайской литературе.
  • Тема 4. Грамматические особенности текстов классического периода.
  • Тема 4. Эволюция системы личных местоимений и предикатов в позднечжоуском языке.
  • Тема 4. Язык моралистической литературы эпохи Западная Хань: «Шо юань», «Синь сюй».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    По согласовани с преподавателем
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    По согласовани с преподавателем
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    По согласовани с преподавателем
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    По согласовани с преподавателем
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.5 * экзамен + 0.5 * работа на семинарах
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.25 * экзамен + 0.25 * работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Вигасин, А. А., 2003
  • Китайский язык. Полный курс перевода : учебник, Щичко, В. Ф., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Китайско-русский словарь-минимум : свыше 15 000 наиболее употребимых слов, Васильева, С. Г., 2010

Авторы

  • Родин Степан Алексеевич
  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Пасивкина София Антоновна