Бакалавриат
2022/2023
Литература древней Месопотамии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Ассириология)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Нуруллин Рим Маратович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
140
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина должна сформировать у учащихся комплексное представление о литературных традициях Древней Месопотамии. Курс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Речь, во-первых, идет о систематическом изложении истории месопотамской литературы. В рамках этого блока отдельно рассказывается о шумерской и аккадской литературных традициях. Второй раздел курса посвящен теории месопотамской литературы. В рамках лекций студенты знакомятся с важнейшими вопросами, связанными с изучением шумерской и аккадской поэзии. Наконец, параллельно лекционной части курса проводятся семинарские занятия, на которых учащиеся получают навыки чтения и анализа художественных текстов, относящихся к разным эпохам истории Месопотамии.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных этапов истории литературы Древней Месопотамии и важнейших литературных произведений на шумерском и аккадском языках
- Развитие навыков чтения и анализа художественных текстов на шумерском и аккадском языке• развитие навыков чтения и анализа художественных текстов на шумерском и аккадском языке
- Изучение основных аспектов поэтики литературы Древней Месопотамии
- Освоение ряда актуальных научных работ, посвященных разным аспектам истории и поэтики месопотамской литературы
Планируемые результаты обучения
- Знает базовую научную литературу по теории литературы Древней Месопотамии
- Знает важнейшие вехи истории изучения месопотамской литературы, основные архивы и библиотеки Древней Месопотамии
- Знает важнейшие литературные памятники соседних с Месопотамией регионов
- Знает важнейшие произведения аккадской литературы рассматриваемых периодов
- Знает важнейшие произведения аккадской литературы старовавилонского периода
- Знает важнейшие произведения аккадской литературы, относящиеся к рассматриваемому периоду
- Знает важнейшие произведения раннешумерской литературы
- Знает важнейшие произведения шумерской литературы рассматриваемой эпохи
- Знает важнейшие произведения, входящие в корпус канонической аккадской литературы
- Знает важнейшие стилистические фигуры шумерской и аккадской поэзии
- Знает основные жанры шумерской и аккадской литературы
- Знает основные структурные элементы текстов месопотамской литературы
- Знает особенности устройства стиха и строфы шумерской и аккадской поэзии
- Знает характерные черты образного языка шумерской и аккадской поэзии
- Умеет анализировать образный язык шумерской и аккадской поэзии
- Умеет анализировать язык и стиль месопотамских литературных текстов
- Умеет выделять и характеризовать основные этапы истории литературы Древней Месопотамии
- Умеет выделять основные проблемы, связанные с изучением поэтики месопотамской литературы
- Умеет определять жанровую принадлежность произведений шумерской и аккадской литературы
- Умеет сопоставлять литературную традицию Древней Месопотамии с литературными традициями соседних регионов
- Умеет читать анализировать раннешумерские литературные тексты
- Умеет читать и анализировать аккадские литературные тексты, сохранившиеся в копиях с периферии Месопотамии (Хаттуса, Угарит, Эмар, Телль Эль Амарна)
- Умеет читать и анализировать младовавилонские литературные тексты, записанные новоассирийским и нововавилонским пошибом
- Умеет читать и анализировать старовавилонские литературные тексты на аккадском языке
- Умеет читать и анализировать шумерские литературные тексты новошумерской и старовавилонской эпохи
- Уметь анализировать аккадский и шумерский стихотворный текст
- Уметь анализировать композицию литературных произведений Древней Месопотамии
- Уметь читать и анализировать староаккадские и староассирийские литературные тексты
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекция
- Раннешумерская литература (Архаический Урук, период Фары, старошумерская и саргоновская эпохи)
- Шумерская литература новошумерского и старовавилонского периодов
- Аккадская литература III тыс. до н. э. и староассирийские литературные тексты
- Аккадская литература старовавилонского периода.
- Аккадская литература второй половины II тыс. до н.э. Литературные произведения из Телль Эль Амарны, Угарита, Эмара и Хаттусы
- Канонический корпус аккадской литературы
- Литература Месопотамии и другие литературные традиции древнего Ближнего Востока
- Проблемы, связанные с изучением поэтики месопотамской литературы
- Организация поэтического текста. Строка и строфа в шумерской и аккадской поэзии
- Особенности композиции произведений месопотамской литературы
- Важнейшие стилистические фигуры
- Система образов шумерской и аккадской литературы
- Система жанров шумерской и аккадской литературы
Элементы контроля
- самостоятельные работы
- работа на семинарских занятиях
- устный ответ на экзамене
- Самостоятельная работа
- Устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Устный ответ на экзамене + 0.5 * Самостоятельная работа
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.5 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Black, J. A. (1998). Reading Sumerian Poetry. London: The Athlone Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=306618
- Clifford, R. J. (2007). Wisdom Literature in Mesopotamia and Israel. Atlanta: Society of Biblical Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=217201
- Metcalf, C. (2015). The Gods Rich in Praise : Early Greek and Mesopotamian Religious Poetry (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1201084
- Vanstiphout, H. L. J., Veldhuis, N., & Michalowski, P. (2006). Approaches to Sumerian Literature : Studies in Honor of Stip (H.L.J. Vanstiphout). Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=232280
- Veldhuis, N. (2004). Religion, Literature, and Scholarship : The Sumerian Composition Nanše and the Birds, with a Catalogue of Sumerian Bird Names. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=173902
- Worthington, M. (2012). Principles of Akkadian Textual Criticism. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494105
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ferrara, A. J. (2002). Reading Sumerian Poetry (Book). Journal of Near Eastern Studies, 61(4), 285. https://doi.org/10.1086/469047
- Theodicy in Akkadian Literature. (2003). Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.8bcbbe8c.2aff.4f70.beec.cb7878ad053d
- Towards a Typology of Sumerian Didactic Poetry. (2007). Peeters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.809c0afa.64c0.4fc4.8f3d.38530750b85f
- Watkins, C. (1995). How to Kill a Dragon : Aspects of Indo-European Poetics. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=169638
- West, M. L. (2007). Indo-European Poetry and Myth. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=215207