• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Театр и театральность в современной культуре

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе анализируется место и роль театра в современном культурном процессе. Театр рассматривается и как культурная практика, и как социальный институт. Основные вопросы курса: какова специфика современного театра и взаимоотношений его агентов (продюсеров, режиссеров, актеров и т. д.), какие театральные формы востребованы массовым зрителем и почему, что им противопоставляет театр авангарда и эксперимента? При каких условиях театр обретает статус политического жеста? Как и в каком виде повседневная культура усваивает элементы театрального мышления (ролевого поведения, драматического и мелодраматического воображения, эффекта зрелища и др.)? Широкий теоретический контекст осмысления эпохи «модерности» реализуется через конкретные кейсы из области как собственно театра, так и социального ритуала (в частности, праздника), перформанса, телешоу, флэшмоба, спорта и т. д. Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/THEATER/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство слушателей с методами анализа современного театра и шире – театральной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (театроведение, performance studies, cultural studies, социология театра, социология культуры).
  • Освоение особенностей истории развития и функционирования современной театральной культуры: специфики ее институционального функционирования, ее жанровых и текстовых особенностей; а также места театра в современной культуре.
  • Формирование представлений о принципах написания истории театра сегодня.
  • Знакомство слушателей с разными типами работы с театральным материалом.
  • Формирование навыков обращения с конкретными театральными высказываниями (анализа спектаклей, театрального критического дискурса и т.п.) и ориентации в современной театральной ситуации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь выделять основные характеристики театрального события, знать условия его осуществления.
  • Понимать, что именно придает событию или явлению качество театральности.
  • Знать основные вехи в истории театра во всем разнообразии его форм.
  • Понимать, какие исследовательские вопросы могут быть заданы по отношению к театральному материалу.
  • Видеть и расшифровывать театральные метафоры в повседневной речи, восстанавливать контекст их возникновения и употребления.
  • Знать содержание концепций И.Гофмана, Ю.Лотмана, П. Бурдье и Дж. Батлер.
  • Уметь выделять и интерпретировать случаи работы современных режиссеров с проблематикой ролевого поведения.
  • Разбираться в понятиях ритуала и церемонии, уметь применять их при анализе театральных событий.
  • Знать и понимать проблематику хора в истории театра и культуры.
  • Уметь выявлять и анализировать практики соприсутствия и соучастия в современной культуре.
  • Разбираться в основных аспектах проблематики маски и костюма в истории театра; уметь пользоваться понятиями «амплуа», «характер», «персонаж».
  • Уметь применять полученные знания для анализа культурной проблематики персональной идентичности.
  • Знать основные взгляды на актера и его деятельность в истории театра.
  • Иметь представление об обстоятельствах, культурном контексте и последствиях возникновения фигуры актера как светской знаменитости.
  • Разбираться в основных аспектах истории и теории драмы.
  • Знать основные драматические жанры и их особенности.
  • Анализировать театральный спектакль в драматургической исследовательской оптике.
  • Разбираться в проблематике звучащей речи в культуре.
  • Разбираться в проблематике взаимодействия театра и музыки.
  • Разбираться в проблематике зрелищности и спектакулярности.
  • Овладеть навыками анализа зрелищных компонентов театрального спектакля и смежных культурных форм.
  • Знать о социальном театре как культурном проекте, быть знакомым с его идеологией и практиками.
  • Разбираться в проблематике перформативного и медийного расширений современного театра.
  • Уметь выявлять и анализировать перформативные и медийные аспекты театрального спектакля.
  • Разбираться в проблематике политического и авангардного театра, уметь фиксировать и анализировать исторические и социальные обстоятельства возникновения политических театральных проектов.
  • Понимать место и роль лабораторных театральных проектов.
  • Знать общие тенденции в современных исследованиях театра, получить начальное представление о специфике современного театра как культурного феномена и о современных подходах к его изучению, уметь самостоятельно включать знания по истории театра в общий культурный контекст.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Театр в истории и теории культуры. Категория театральности.
    Основные характеристики театрального события. Театральные контексты (Что такое театр?). Как писать историю театра? Категория театральности. «Театральный факт». История театра: основные вехи. Как можно писать историю театра? Основные проблемы театральных исследований.
  • «Весь мир – театр, и люди в нем актеры»: театральные метафоры в повседневной жизни.
    Театральные метафоры в повседневной жизни. Понятие социальной роли. Драматургический подход в социологии. «Представление себя другим в повседневной жизни» Ирвинга Гофмана. Семиотика поведения. Понятие культурных ролей в работах Ю.М.Лотмана. Понятие габитуса у Пьера Бурдье. Понятие гендерных ролей. Концепция перформативного гендера Джудит Батлер. Кейс-стади: кросс-кастинг как театральный прием. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
  • Театр и ритуал. (Со)присутствие и (со)участие в театре. Проблема театрального зрителя.
    Антропологический подход к анализу ритуалов. Перформативный ресурс ритуала. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Театр как «другое место». Понятие гетеротопии (М. Фуко). Хор и его место в истории театра. Хор как память о ритуальном прошлом театра. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: обзор. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: кейс-стади с элементами практикума по анализу спектакля.
  • Маска, роль, амплуа в истории культуры. Театральные и перформативные аспекты персональной идентичности в истории культуры: практики костюмного переодевания и перевоплощения.
    Маска в истории театра. Категория театрального амплуа. Исторический кейс: комедия дель арте. Театральный костюм: исторический обзор. Театр и мода. Театральные эффекты костюма и модных практик. Феномен дендизма. Практики переодевания и перевоплощения в контексте проблематики конструирования персональной идентичности. Кейс: переодевание как прием в современном театре. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
  • Проблема актера в истории культуры. Актерство и проблематика персональной идентичности. Проблема искренности и подлинности в современной культуре.
    Актер в истории театра. Споры об актере в культурной ситуации XVII-XVIII вв. Дени Дидро «Парадокс об актере». Актер как светская знаменитость. «Культ личности» в истории театра и культуры XVIII – XIX вв. Кейс-стади: Никколо Паганини. Кейс-стади: Сара Бернар. «Работа актера над собой» и «работа актера над ролью» в теории и практике Константина Станиславского. Актер в теории и практике Бертольда Брехта. «Очуждение» как идеология и актерская техника. Споры об актере в современной театральной ситуации. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
  • Драма и театр. Театральные жанры в истории культуры. Трагедия, комедия, фарс, мелодрама. В поисках катарсиса. Пафос и сильные чувства: их источники в культуре современности.
    Драма и театр. Что такое пьеса? История драмы и история театра: проблема соотнесенности. Основные этапы истории драмы. Драматические жанры. Трагедия. Комедия. Фарс. История драмы в XVIII-XX вв.: жанровое измерение. Как рождение режиссерского театра изменило отношение к драме и тексту. Драматург как (новый) культурный герой. Драматург в его взаимодействии с актером и режиссером. Феномен «новой драмы». Кейс-стади: вербатим и документальный театр. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
  • Как звучит и как молчит спектакль? Текст, речь, голос и звук в театре.
    Звучащая речь в театре: исторические и теоретические аспекты темы. Поэзия и проза на сцене: исторический и практический аспекты. Звучащая речь в современном театре: постдраматические эффекты. Музыка и вокал в современном театре. Категория театральной паузы. Как современный театр работает с категорией отсутствия (речи и звука). Кейс-стади: монодрама.
  • Сцена и спектакль. Эффекты спектакулярности в истории культуры. Иммерсивный театр.
    Театр как зрелище: исторические и теоретические аспекты. Кейс-стади: зрелищные аспекты средневекового театра. Кейс-стади: зрелищные аспекты музыкального театра (опера и балет). Рождение режиссерского театра: открытие новых форм театральной зрелищности. Современный театр: медиа как ресурс новой зрелищности. Иммерсивность как новый театральный эффект. Сайт-специфик. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
  • Социальный театр. Театротерапия.
    Социальные проекты в истории театра. Любительский театр. Театральная самодеятельность. Концепция театротерапии Николая Евреинова. Социальные проекты в современном театре: обзор идей и практик. Кейс-стади: социальный театр и образовательная школа. Кейс-стади: социальный театр и культура старости. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
  • Театр и перформанс. Театр и медиа. Эффекты сиюминутности в истории культуры. Ситуация прямого эфира в современной культуре. Театр и экран.
    Театр и перформанс: проблематика открытых временных границ. Эффект сиюминутности в театре и перформансе. Концепция постдраматического театра Х.-Т.Лемана. Театр и медиа. Значение экрана в современном театре: обзор приемов и практик. «Сейчас и больше никогда»: эффекты сиюминутности в современном театре и смежных культурных контекстах. Кейс-стади: функция экрана в спектаклях современных российских режиссеров.
  • Жестокость и насилие как темы театра и перформанса. Театральный авангард. Театр и политика. Театр как «вещь в себе». Театр без зрителя. Театр и эксперимент. Лабораторный театр.
    Жестокость и насилие как темы театра и перформанса: исторические и теоретические аспекты. Театр и политика: исторический и теоретический аспекты. Концепция политического театра у Пискатора и Брехта. Кейс-стади: феномен советского театра. Театральный авангард. «Левое» театральное искусство. Театр и эксперимент. Возможен ли театр без зрителей? Кейс-стади: Театральная лаборатория Ежи Гротовского. Фестивальные аспекты современного театра: между политикой и лабораторией.
  • Цирк, спорт, танец. Театр и тело.
    Тренированное тело и исполнительские искусства. Театр и спорт. Эстетизация тела в исполнительских искусствах. Тело как язык. Танец и балет. Кейс-стади: Ненормативное тела в современном театре и перформансе. Риск и лиминальность в исполнительских искусствах. Цирковое искусство. Кейс-стади: канадский цирк.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Онлайн-курс
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Онлайн-курс + 0.25 * Проект + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fischer-Lichte, E. (2001). Introduction: contemporary theatre and drama in Europe. European Review, (03), 275. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v9y2001i03p275.276.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Wihstutz, B., & Fischer-Lichte, E. (2013). Performance and the Politics of Space : Theatre and Topology. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=507474
  • Станиславский К. С.-РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1-М.:Издательство Юрайт,2019-171-Авторский учебник-978-5-534-07313-3, 978-5-534-07414-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
  • Станиславский К. С.-РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2-М.:Издательство Юрайт,2019-215-Авторский учебник-978-5-534-07315-7, 978-5-534-07414-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056