• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Философско-эстетические концепции и художественная практика в исламе и античном мире

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 74

Программа дисциплины

Аннотация

В предлагаемом курсе реконструируется эстетическое поле культуры, комплексно описывается мусульманское искусство, демонстрирующее весь спектр религиозно-философских, социально-политических, эстетических и пр. представлений мастеров. В нем делается акцент на том, как представляют себе традиционные художники устройство космоса и связь всего созданного между собой, как решают они проблему мировой гармонии, как отражаются в их произведениях представления об истинной сущности формы, цвета, числа, слова, с какими риту­альными действами связан процесс их работы. Особое место в курсе уделяется проблеме восприятия памятников искусства представителями порождающей культуры. Курс выстроен не по хронологическому, а типологическому принципу. Для студентов экономистов будет полезно получить и знания о современном рынке мусульманского искусства (формирование цен, динамика продаж, подделки).Курс сопровождается оригинальным иллюстративным материалом, предполагается знакомство с некоторыми российскими коллекциями (экскурсии). Вторая часть курса посвящена соседству, сотрудничеству и соперничеству слова и изображения в античности. В программу курса входят теоретические вопросы переводимости визуальной информации в словесную и наоборот, обсуждавшиеся и в античности, и у классициста Лессинга, и в перспективе постмодернистского акцентирования дискоммуникации: может ли слово передать зримое? почему поэзию называли говорящей живописью? Входят и не менее теоретические вопросы институализации речевых практик (включая ритуал), которые порождают как сами описательные тексты, монологические и диалогические, так и обусловливают формальную сторону наследующих им словесных и литературных феноменов. Эти вопросы иллюстрируются соседством слова и изображения в артефактах, беседой с изображением (пир и вазовая роспись с надписями и речами персонажей, а также кладбища с "говорящими" могилами и статуями). Иконографически и по литературным, в том числе поэтическим, источникам прослеживается параллельное развитие двойственного образа Эрота как чудовища и младенца-putto и псевдоморфозис христианского ангела. Значительная часть курса посвящена экфрасису (наглядное описание). Нас будут интересовать описания произведений искусства в эпосе, лирике, драме и романе; особенности экфрасисов в этих жанрах и репертуар описываемых объектов: космос как целое, оружие, дворец, сад, облачение, колесница и др., а также функции описаний, граничащих, среди прочего, со сновидениями и пророчествами как еще одной формой словесной представленности визуального. Основные темы курса: Рефлексивный период отношения слова и изображения: соперничество слова и изображения в художественной практике и эстетической теории поздней античности. Претензии риторики на превосходство, действенный "ответ" пантомимы на литературные сюжеты. "Картины" Филострата как торжество слова: галерея вымышленных картин, самосознание художественной прозы через соперничество с живописью (экфрасис) и поэзией ("композиция против метра"). Вторжение слова в изображение, аллегорические картины, аллегорические экфрасисы: "Картина Кебета" и ее влияние на европейскую культуру ("Христианский Кебет"). Диалогический экфрасис и его генезис. Архаический театр и рассказ по картинкам. Современная реконструкция античного спектакля по тексту пьесы. Курс сопровождается демонстрацией изображений и предполагает домашнее чтение источников в переводе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями об интермедиальности, соседстве и соперничестве разных семиотических систем;
  • изучение проблемы переводимости / непереводимости словесного и изобразительного знака, в художественной практике и эстетической теории, начиная с античности;
  • знакомство с описаниями визуального в античном эпосе, лирике, драме и романе, особенно изображений (экфрасис), их происхождения и функций; а также непосредственного соседства слова и изображения в артефактах.
  • Изучение жанра беседы с изображением, соперничества слова и изображения в художественной практике, эстетической теории и религиозных представлениях (описания видений, сновидений и откровений) поздней античности
  • овладение навыками вербализации впечатлений от произведений искусства на образцах поэзии, прозы и выдающихся искусствоведов.
  • знакомство с основными этапами развития архитектуры и искусства стран ислама и проблемами взаимодействия слова и изображения в античности
  • приобретение базовых навыков описания и анализа произведений визуального искусства ислама и античности
  • освоение основных терминов, применяемых при анализе художественных произведений искусства стран ислама и античности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает смысл явления интермедиальности и отличие его в архаике и постмодерне
  • Сравнивает аретефакты и различные их описания, формулирует экфрастический замысел в различных жанрах литературы, в разные эпохи
  • Анализирует расхождение теоретических воззрений античных философов и изобразительной практики античных художников
  • Способен интерпретировать соответствие культурной эпохи и статуса изобразительного искусства
  • Интерпретирует смысл явления интермедиальности и отличие его в архаике и постмодерне
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1 Искусство ислама, введение в проблематику. Основные философско-эстетические категории.
    История ислама. Соотношение светского и религиозного в традиции. Значение Корана в культуре стран ислама (значение слова и искусства каллиграфии). Роль знания в мусульманском мире. Типы архитектурных построек ислама и их функциональное назначение (медресе, мечеть, мавзолей, караван-сарай). Особенности изобразительной традиции, иконография. Отношение ислама к искусству. Орнамент в искусстве ислама (геометрический, арабески, каллиграфия).
  • Раздел 2. Архитектура и искусство арабского региона.
    Архитектура и искусство династии Омейядов (661–750). Мечеть в Дамаске (706-715). Формы базилики и дворовой (колонной) мечети. Орнаментация. Мечеть аль-Акса в Иерусалиме (нач. 8 в.) . Мечеть Скалы (Купол Скалы) 687-691 в Иерусалиме. Бронзовые изделия и текстильное искусство. Архитектура и искусство династии Аббасидов (750–1258). Выработка канона искусства. Столица Багдад (762). Большая мечеть Мутаваккиля. Большая мечеть в Алеппо. Дворцы халифов в Самарре. Особенности керамики. Искусство художественной работы по металлу в Сирии. Миниатюра. Основные школы миниатюры: сирийская, багдадская. Материалы, техника иллюминирования рукописи.
  • Раздел 3. Арабизация Северной Африки. Особенности египетского искусства периода ислама.
    Мечеть Амра (641-673) в Фустате, Большая мечеть ибн-Тулуна (876-879). Столица Каир (осн. в 969), планировка, особенности архитектуры. Мавзолеи Мамлюков. Коптские традиции в текстильном искусстве.
  • Раздел 4. Архитектура стран Магриба и Испании. Стиль мудехар.
    Художественные традиции Магриба доисламского периода. Тунис, Алжир, Марокко. Культовая архитектура. Мечеть Сиди-Окбы (IX в.) в Кайруане; Мечеть Хасана в Рабате (XII в.). Мечеть Кутубия в Марракеше (XII в.). Медресе Аттарин и медресе Бу Ананиа в Фесе (XIV в.). Светская архитектура. Дворец Каср аль-Кадим (IX в.) близ Кайруана. Дворец в Седрате (XI в.). Ворота Рабата. Школа миниатюрной живописи Магриба. Особенности каллиграфии. Декоративно-прикладное искусство: изделия из металла, резьба по дереву, керамика. Завоеване Андалуссии. В составе Халифата. Архитектурный ансамбль Гранады (XIII в.) и замок Альгамбра (XIV в.). Мавританский стиль в Испании после падения Гранады в 492 г. Алькасар - дворец Педро Жестокого Дворец в Севилье. Формирование стиля мудехар. Толедо И влияние на ренессансную архитектуру Испании и Европы
  • Раздел 5. Искусство и архитектура Ирана. Основные памятники.
    Искусство предшествующего периода: Древняя Персия, Ахемениды, Парфянское царство, Селевкиды, Сасаниды, влияние на памятники исламского искусства. Искусство Саманидов Бухары. Архитектура. Эволюция мечети, основные типологии. Мечеть Тарик-ханэ (775) в Дамгане, мечеть в Наине (960), мечеть в Нейризе (Х в.), Джума-мечеть (IXв.), мечеть в Исфахане; Мечети в Верамине (XIV в.) и Кермане (1349). Архитектурная типология персидского минарета. Минареты в Бистаме, Йезде, Исфахане. Развитие архитектуры мавзолея, культ имамов. Портально-купольные мавзолеи в Тусе (XIV в.) и Серахсе. Версии происхождения башенного типа. Башня Кабусаблиз Горгана (1006-1007). Мавзолей в Рее (XII–н. XIII в.), мавзолей в Куме, мавзолей в Бистаме. Особенности архитектурного декора: резной стук, цветные изразцы. Орнаментика. Архитектура Бухары. Самарканд – столица Тимуридов. Архитектура и искусство. Миниатюрная живопись Ирана. Тебризская, ширазская и гератская школы. Основные памятники. Особенности. Декоративно-прикладное искусство Ирана. Керамика, металл (оружие и украшения), ткани.
  • Раздел 6. Художественно-стилистические особенности искусства Турции.
    Тюркский мир, особенности искусства и культуры, номадизм. Архитектура турок-сельджуков (XI–XIII в.). Купольные гробницы, мосты. Искусство Османского государства. Воздействие персидской и арабской культуры. Типологии мечетей Турции: мечеть Диярбакра (1091), мечеть в Дивриджи (1180). Мечеть Алаэддина в Конъе (1135-1220) – дамасский тип; мечети Дунайшира (1204) и Мардина (к. XII в) – центрический тип с порталом и двумя минаретами. Своеобразие трактовки центрического типа в Турции. Мечеть Арсланхана в Анкаре и ее михраб (ок. 1289). Медресе Джелаладдина Каратая 1251 г. в Конъе. Мечеть Улу-Джами в Бурсе 1395. Стамбул, архитектура и градостроение. Превращение Софии Константинопольской в мечеть, основные принципы трансформации. Становление типологии османской мечети. Архитектор Синан. Турецкая миниатюра. Декоративно-прикладное искусство Турции. Художественный металл, керамика, текстиль, ковроделие.
  • Раздел 7. Искусство и архитектура мусульманской Индии.
    Делийский султанат. Архитектура Туглакидов. Мечеть Кувват аль-ислам (осн. в 1193) с минаретом Кутб-минар (1199). Мавзолеи Туглакабада. Искусство Великих Моголов. Мавзолеи Шер-шаха (1540-45), Хумаюна (1572). Ансамбль Агры. Форт, мавзолей Тадж-махал (1629) Жемчужная мечеть(1648) и мавзолей Итимад ут-Даулы (1622-1628). Градостроительный ансамбль Фатехпур Сикри (1569-1572). Красный форт и Джума-мечеть в Дели. Могольская школа миниатюрной живописи. Типология портрета правителя. Бабур-намэ и Акбар-намэ (XVI в.). Декоративно-прикладное искусство мусульманской Индии. Оружие, ювелирное искусство. Техника инкрустации, резьба по слоновой кости.
  • Раздел 8. Современная мечеть. Трансформация формы, значение.
    Западноевропейские архитекторы – строители современных сооружений ислама. Заха Хадид и ее проекты современных мечетей. Модернистские трансформации и влияние на особенности приятия мечети религиозным сообществом. Анализ по странам. Наиболее выдающиеся нереализованные проекты.
  • Смысл экфрасиса и смысл его изучения: от постмодерна к архаике
    "Поэзия - говорящая живопись" от Симонида и Горация до Лессинга и современных теоретиков: Происхождение термина "экфрасис" в античности, место экфрасиса в античной теории и его переосмысление в середине XX в. Расширительное использование экфрасиса в современной теории культуры. Роль визуального в современной культуре, возникновение интереса к античному экфрасису. Перевод непереводимого (визуального в словесное и словесного, текстового в визуальное. Архаическое описание, его свойства. Показ воочию и перечисление, каталоги, списки, детали. Описание через сравнение. Описание изделия и gроизведения. Понятие об институализации речевых практик и их роли в возникновении литературных форм. Описания в фольклоре. Эпический репертуар экфрасиса: оружие, битва, дворец, сад, облачение, колесница, элементы пейзажа. Магическое представление об изображении и особенности раннеписьменной культуры. Точность/вольность "иллюстрации" текста: античные вазы со сценами из трагедий. Фрески и мозаики на библейские темы.
  • Раздел 10. Соседство и сотрудничество слова и изображения.
    Соседство слова и изображения в артефактах. Первые греческие надписи. Кладбище: говорящие могилы и говорящие памятники. Разговоры с царством мертвых. Диалоги в погребальном ритуале и диалогическая эпитафия. Пир: говорящие вазы и говорящие фигурки на вазах. Беседы с изображением и с участием изображений (вазовая роспись с надписями и речами). Литературные жанры, в которых разговаривают статуи (комедия, "Причины" Каллимаха, эпиграммы и др.). Переход культового в литературное.
  • Раздел 11. Соперничество слова и изображения в художественной практике и, эстетической теории поздней античности
    Претензии риторики на превосходство над визуальным, Лукиан его экфрасисы:и его теории: слово теснит изображение. Действенный "ответ": пантомимы на литературные сюжеты "расплясывание мистерий", исполнение пантомимом литературной трагедии, эпоса, хирономия. Изображение теснит слово. "
  • Раздел 12. "Победа" слова над изображением и незимого над зримым .
    Экфрасисы в античных романах. Репертуар описаний и их функции: профетическая, декоративная, символическая, конструктивная. Экфрасис - поле состязания прозы с поэзией. Лишенная меры и метра проза тоже упорядочивает словесную материю, хотя и иначе, чем античное стихосложение. Неантичные стихи" описаний. дискурсивным, ненарративным высказыванием, поэтическом по своей "тесноте". Описание Исиды в "Метаморфозах" Апулея, "Феникс" у Ахилла Татия и др. В "Картинах" Филостратов Старшего экфрасис становится самостоятельным жанром, не включенным в иной, художественная проза осознает себя самое через соперничество с живописью в экфрасисе и изобретает свою меру: композицию на основе меры и измеренности. Симметричная композиция сборника, лейтмотивная организация, нумеролония как аналог поэтического остранения речи: стройность циклов, симметрии, мозаичного орнамента. -Экфрасис - лаборатория художественной прозы.
  • Раздел 13. От описания реального и воображаемого к описанию сознательно вымышленного: 4 часа лекции, 4 семинары
    Картины" Филострата Старшего как торжество слова: галерея вымышленных картин, Вторжение слова в изображение, Повествовательность описания переходит в аллегорию: аллегорические картины, аллегорические экфрасисы. "Картина Кебета" мистериальное посвящение через толкование картины. Зримое - намек на незримое - символизм в живописи, описание откровений и видений.: "Картина Кебета" и ее влияние на европейскую культуру. Классификация античных экфрасисов. описательные тексты, монологические и диалогические, обусловливают формальную сторону наследующих им словесных и литературных феноменов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары 3 модуль
  • неблокирующий Эссе 3 модуль
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговая аттестация по 3 и 4 модулю дисциплины «Философско-эстетические концепции и художественная практика в исламе и античном мире» (майнор) складывается в равных долях из оценок 3 модуля и 4 модуля. В третьем модуле оценки выставлены. В 4 модуле оценки выставляются за доклад на семинаре 0.4 финальной оценки и эссе 0.6. финальной оценки. До двух баллов могут быть получены бонусы за посещение n-1 лекций и n-2 семинара. Но не свыше 10 баллов в целом. Для желающих повысить оценку 17 июня на платформе Zoom ( Подключиться к конференции Zoom https://us02web.zoom.us/j/849315453?pwd=NFp5NnU3QnJDRkxjMmVza2Zla05BZz09 Идентификатор конференции: 849 315 453 ) индивидуально задаются вопросы по общим проблемам прочитанных лекций, Начало в 14 часов, ответ устный без подготовки (вопросы соответствуют аннотации курса, записи и презентации в LMS ), а также по сданным эссе. Очередность по алфавиту. При ответе на вопросы Камера должна работать. При сбое связи более трех минут, начинает ответ другой студент. Если обсуждается эссе, беседа может быть продолжена, если вопрос по лекциям, тема меняется при перерыве более 15 минут..
  • неблокирующий Семинары 4 модуль
  • неблокирующий Эссе 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Семинары 3 модуль + 0.2 * Семинары 4 модуль + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Эссе 3 модуль + 0.2 * Эссе 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Гомер .. ; Пер. Гнедич Н. И. - ИЛИАДА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-05837-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iliada-441723
  • Средневековый Восток : учеб. пособие для вузов, Коновалова, И. Г., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Апулей .. ; Пер. Кузмин М. А. - ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-534-05745-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zolotoy-osel-441743
  • Эсхил -., Менандр -. ; Пер. Апт С. К. - АНТИЧНАЯ ДРАМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-06641-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antichnaya-drama-441954