Бакалавриат
2020/2021




История и теория дизайна
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Дизайн)
Направление:
54.03.01. Дизайн
Кто читает:
Санкт-Петербургская школа дизайна
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Зорина Светлана Сергеевна,
Кулева Маргарита Игоревна,
Малич Ксения Александровна,
Оршер Владислав Эдуардович,
Поликарпова Дарина Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
140
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает историю эволюции книг, книгопечатания, трансформацию форм библиотек, историю европейской прессы, а также историю русской и американской прессы, историю радио, фотографии и телевидения, систематические теории медиа, философию и археологию медиа, а также теорию новых медиа.
- Студент знает технологии съемки, проявки и печати, знает основные «поворотные моменты» в истории фотографии с конца XIX века по 1950-е годы. Студент знает такие феномены, как фотографическая серия и фотокнига.
- Студент знает сущностные характеристики медиаискусства, художественные стратегии видеоартистов и технологические «горизонты», которые окажут прямое воздействие на видеоарт будущего
- Студент знает знаковые анимационные фильмы и ключевых режиссеров мировой анимации.
Содержание учебной дисциплины
- История медиакультурыСтуденты изучают историю происхождения и трансформации медиа и познакомятся с основными теориями и философией медиа. Они получат представление о том, что такое язык медиа: в дальнейшем это поможет им на более углубленном уровне изучить историю видео-арта и современного искусства. Одна из главных задач курса – рассмотреть медиа не только в историческом контексте, но и понять, что такое новые медиа, какие технологии информации и коммуникации существуют в современном мире, а также узнать, в чем заключаются специфические особенности языка аудиовизуальной информации. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей эволюции книг, книгопечатания. Студенты изучат трансформацию форм библиотек, историю европейской прессы, а также познакомятся с историей русской и американской прессы. Во второй и третьей частях курса студенты узнают историю радио, фотографии и телевидения, ознакомятся с систематическими теориями медиа, с философией и археологией медиа, а также теорией новых медиа.
- История фотографииСтуденты изучают ключевые этапы развития фотографии, как западной, так и отечественной. Мы разбираем главные жанры фотографии в их хронологическом развитии. В ходе курса студенты получают базовые знания фотографических технологий, узнают о разных техниках съемки, проявки и печати изображения, а также анализируют взаимосвязь техники и эстетики в фотографии. Студенты получают комплексное представление об эволюции искусства фотографии и изучают творчество ключевых ее фигур. В первой части курса изучаются технологии съемки, проявки и печати, рассматриваются основные «поворотные моменты» в истории фотографии с конца XIX века по 1950-е годы. Во второй части курса основное внимание уделяется фотографии как виду современного искусства, изучаются такие феномены, как фотографическая серия и фотокнига.
- История видеоартаКурс лекций, посвященный видеоарту, включает в себя как экскурс в историю технических и художественных решений в области видео, так и теоретический блок, в котором будут проанализированы особенности эстетики видеоарта. Слушатели познакомятся с наиболее значимыми авторами и программными произведениями, увидят редкие архивные видео. В ходе курса будут обсуждаться сущностные характеристики медиаискусства, художественные стратегии видеоартистов и технологические «горизонты», которые окажут прямое воздействие на видеоарт будущего.
- История анимацииВ рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития анимации в России, США, Западной и Восточной Европе и Азии. Они познакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями анимационного языка, а также стилистическими направлениями в анимации. Студенты смогут получить комплексное представление об эволюции анимации от ее возникновения до современности, и будут иметь представление о знаковых анимационных фильмах и ключевых режиссерах мировой анимации. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей отечественной анимации. Вторая часть курса охватывает историю американской и европейской анимации.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.6 * Промежуточный тест + 0.4 * Работа на занятиях
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый экзамен + 0.2 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.15 * Промежуточный тест + 0.15 * Работа на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Куркова Н. С. - АНИМАЦИОННОЕ КИНО И ВИДЕО: АЗБУКА АНИМАЦИИ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-11227-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/animacionnoe-kino-i-video-azbuka-animacii-444915
- составитель Н. Б. Кириллова - Медиакультура: словарь терминов и понятий - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 196с. - ISBN: 978-5-9765-3871-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119060
Рекомендуемая дополнительная литература
- Нуркова, В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии [Электронный ресурс] : Культурно-исторический анализ. - Москва : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. - 287 с. - ISBN 5-7281-0765-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/457336